В 1992 году миланский «Интер», наравне с «Барселоной», «Миланом», «Манчестер Юнайтед» и мадридским «Реалом», отчаянно сражался за подписание одного из самых многообещающих форвардов Европы того времени, обладателя Кубка Европейских Чемпионов в составе «Црвены Звезды» — Дарко Панчева.
После бомбардирских подвигов в составе «Вардара», где он забил солидные 84 гола в 151 встрече, переезд в главный клуб Югославии, столичную «Црвену Звезду», был неизбежен. В белградском гиганте Панчев эволюционировал в одного из самых «смертоносных» нападающих Европы, став ключевым элементом одного из самых запоминающихся еврокубковых сезонов.
Нельзя не отметить, что это было бы невозможно без соответствующей «поддержки», которую Панчеву оказывали Деян Савичевич и Роберт Просинечки, стабильно снабжая форварда качественными передачами. Все это, в комбинации с резкими маневрами внутри штрафной и великолепным выбором позиции, делало Панчева чрезвычайно трудным оппонентом для защитников соперника.
Дебютировать за «Црвену» Панчев сумел только в 1989 году, то есть через год после перехода, поскольку был призван в армию. За три сезона в столичном клубе Панчев трижды завоевывал титул чемпиона страны, а также выиграл три кубка: югославский, Межконтинентальный, а также Кубок европейских чемпионов.
На персональном уровне за Панчевым значилось три приза лучшему бомбардиру страны, одна «Золотая Бутса» 1991 года, а также Дарко разделил вторую строчку с Савичевичем и Маттеусом в голосовании за «Золотой Мяч» 1991 года, доставшийся Жан-Пьеру Папену.
Время Серии А пришло для Панчева в 1992 году, после того, как миланский «Интер» раскошелился на 7 миллионов евро, выиграв таким образом гонку у других ведущих клубов Европы. Вслед за Панчевым итальянское первенство пополнили его земляки: Деян Савичевич присоединился к «Милану», Синиша Михайлович был подписан столичной «Ромой», а Владимир Югович отправился в «Сампдорию».
«Я очень рад этому трансферу. В следующем сезоне я вернусь в Лигу Чемпионов, но на это раз в составе „Интера“. Я знаю, что конкуренция будет высока, но чем труднее битва, тем слаще победа».
Пока бывшие соратники Панчева делали себе имя в Италии, он испытывал серьезные трудности, став одним из самых больших разочарований в истории Кальчо. Предыдущий сезон для «Интера» закончился весьма неудачно – восьмое место, поэтому с нового сезона команду возглавил Освальдо Баньоли, сменив на этом посту легендарного Луиса Суареса. Также команду покинуло знаменитое немецкое трио: Маттеус – Клинсманн – Бреме. Миланский клуб нуждался в свежей крови, поэтому на Панчева были возложены огромные надежды.
Главной же причиной, почему Панчев не заиграл при Баньоли, было недовольство первого философией последнего. Баньоли требовал от югослава работать на команду, тогда как форвард хотел просто забивать голы без каких-либо лишних обязанностей. В результате главной атакующей силой у Баньоли стали уругваец Рубен Соса и лучший игрок чемпионата мира 1990 года Сальваторе Скиллачи. Тем не менее, Баньоли был готов дать шанс Панчеву, однако терпение тренера быстро подошло к концу.
«Он должен изменить свой подход к делу, если хочет сохранить место в составе. Он должен больше работать без мяча и при необходимости возвращаться назад. Я знаю, что он может, поэтому и настаиваю на этом. Похожая ситуация была у ван Бастена в „Милане“, но он сумел приспособиться, и я не вижу ни одной причины для того, чтобы Панчев не сумел сделать того же»
К сожалению, компромисс так и не был найден. Не сумев адаптироваться к реалиям итальянского первенства, Панчев во время своих редких появлений на поле выглядел весьма серо, и впору задуматься над тем, что могло бы быть, если бы Панчев просто начал выполнять требования главного тренера. Однако скопьянин продолжал упираться рогами в ворота.
«Есть игроки, которые бегают, а есть те, кто нет. Я один из тех одаренных с рождения голеадоров, перемещающихся только в пределах 30 метров от ворот соперника. Но „Интер“ никогда не согласится с моей позицией».
Проблемы адаптации Панчева хорошо характеризует тот факт, что своего дебютного гола в чемпионате за миланский клуб ему пришлось ждать до января 1993 года, когда он сумел поразить ворота «Удинезе». Это был его первый и последний гол в том сезоне в составе «Интера» в рамках чемпионата, где он провел всего 12 встреч.
Опровержение Баньоли стиля Панчева звучало как последнее предупреждение:
«Я понимаю, что, играя подобным образом, он много забивал и много выигрывал, но я ожидал от него большего. Он должен понять, что в „Интере“ он может играть по-другому»
Прибытие в команду Денниса Бергкампа накануне сезона 1993/94, а также ухудшающиеся отношения с главным тренером лишали Панчева и без того крохотных минут на поле, поэтому в зимний перерыв македонец до конца сезона был арендован «Локомотивом» из Лейпцига. Переезд в Германию значил для Панчева получение достаточного количества игрового времени, однако особо помочь клубу он не сумел, забив 2 гола в 10 встречах.
В преддверии кампании-94/95 Панчев вернулся в «Интер», где быстро сумел найти общий язык с новым тренером Оттавио Бьянки. Несмотря на здравый старт с голами «Фиорентине» и «Бари», скорая травма вновь выбросила Панчева за борт.
«Я начал весьма неплохо, забив 5 мячей, но в Фодже получил мышечную травму, повлекшую за собой несколько осложнений. Это произошло из-за того, что я получал недостаточно игровой практики в предыдущие годы».
Его кошмар в «Интере» подошел к концу по окончании сезона, когда Панчев подписал контракт с дюссельдорфской «Фортуной». Изрядно подкошенный травмами, он вновь попытался поставить свою карьеру на рельсы, однако за сезон сумел появиться на поле лишь 14 раз и отметиться двумя голами.
Последней остановкой на его «насыщенном» игровом пути стал швейцарский «Сьон», где македонец завершил карьеру в возрасте 32 лет. После ярких сезонов в «Вардаре» и «Црвене Звезде», а также удачного выступления на Мундиале 1990 года, грустно было наблюдать за резким падением столь талантливого футболиста.
Интересно, что у его балканского брата Деяна Савичевича были схожие проблемы в «Милане», где югослав имел натянутые отношение с Фабио Капелло, однако талант все-таки перевесил, и Савичевич провел потрясающие годы в составе «россонери».
«„Интер“ был моей самой большой ошибкой в карьере, в Италии, по сути, был положен конец моей карьере. В 91-м году меня хотели видеть в своих рядах „Барселона“, „Реал“, „Манчестер Юнайтед“, я был лакомых кусочком европейского футбола, но я оказался в „Интере“, исповедующем оборонительный футбол, где я имел от силы пару моментов за игру. Я уничтожил сам себя».
По приезду в Италию Панчев носил устрашающее прозвище «Кобра», однако спустя пару лет его именовали не иначе как «Зеленая ящерица», что несомненно символизирует падение невероятно талантливого игрока, в конце 80-х – начале 90-х нагонявшего страх на лучших защитников Европы.
Приятно вспоминать приятные моменты из карьеры Панчева. В конце концов, он выиграл Кубок европейских чемпионов, являясь ключевым игроком той потрясающей «Црвены Звезды», да и второе место в голосовании за «Золотой мяч» говорит само за себя. С другой стороны, его мрачное время в Италии не дает покоя, что все могло быть иначе, перейди он тогда в другой клуб.
Или войдите через
Всегда интересно прочитать, что было до моего начинания интересоваться футболом, вдобавок год моего рождения и огромный поток другой интересной информации на сегодня, при всем желании, вряд ли бы позволили охватить историю этого футболиста.
Всегда интересно прочитать, что было до моего начинания интересоваться футболом, вдобавок год моего рождения и огромный поток другой интересной информации на сегодня, при всем желании, вряд ли бы позволили охватить историю этого футболиста.