В причинах ненависти к самым популярным клубам России разобрались, теперь делаем шаг, который отделяет чувство вражды и отвращения от любви. «Спартак», несмотря на неудачи в последние годы, массово любим. «Соккер.ру» ищет причины искреннего обожания.
Беспричинная страсть
Настоящая любовь не нуждается в причинах, поэтому многие настоящие болельщики влюбляются не в триумфальную эпоху и кумиров детства, но делают выбор на подсознательном уровне в пользу цветов, названия и необъяснимых чувств, ими порождаемых. От нескольких не связанных друг с другом людей доводилось слышать признания с таким смыслом: «Для меня „Спартак“ появился раньше, чем футбол». То есть такие болельщики как-то по-своему, по-детски поддерживали «красно-белых» задолго до того, как узнали о правиле офсайда, а когда немного повзрослели и стали смотреть на футбол осознанными глазами – эмоциональная привязка к «Спартаку» уже существовала. Вероятно, это самая честная и чистая форма футбольной любви.
Исторически независимое положение клуба
Сейчас, когда в спонсорах у ведущих клубов РФПЛ «Газпром», «Лукойл» и «Россети», казалось бы, не так важны исторические корни, тем не менее, даже осведомленные молодые болельщики не упускают повода гордиться тем, что в советские времена «Спартак» не курировало ни одно государственное ведомство. Клуб сохранял независимое положение и не просто выживал, но добивался успехов в неравных боях с противниками, чью спину прикрывали влиятельные министерства, чиновники при должностях и люди при погонах. В контексте подобных воспоминаний невозможно не наткнуться на фигуру Николая Петровича Старостина. Легендарный Патриарх пережил ссылку в ГУЛАГ, но дело всей жизни не бросил, благодаря его энтузиазму «Спартак» благоденствовал и гордо носил титул народной команды.
Легендарное прошлое
Девятикратный чемпион России, двенадцатикратный чемпион Советского Союза, полуфиналист Кубка европейских чемпионов и многое, многое другое. Сейчас у «Спартака» сложный период, но величественная история, многочисленные трофеи, гегемония в 90-е годы XX века – это багаж, который у «красно-белых» никто не отнимет. Болельщики часто используют славные подвиги «Спартака» из прошлого в качестве щита от нападок оппонентов, без минувших побед и периодов доминирования не все бы любили народную команду. Легендарное прошлое – это то, что позволяет спартаковцам чувствовать себя великомучениками, но не неудачниками. Объект их обожания – это герой в изгнании, наследный принц, который рано или поздно должен вернуть себе трон.
Признак интеллигентности
Исторически сложилось так, что в кругах культурной элиты считалось немодно поддерживать команды силовых структур – ЦСКА и «Динамо», поэтому «Спартак» обрел армию поклонников из сфер искусства и науки. Сейчас ведомственное разделение уже не актуально, но раньше это было важно, на такие вещи обращали внимание: Кассиль и Олеша, Табаков и Гафт, Абдулов и Евстигнеев, Джигарханян и Яншин – многие известные люди не скрывали своей любви к «Спартаку». За интеллигенцией тянулся и рабочий люд, и хотя это редко формулировалось вслух, поддержка «красно-белых» казалась чем-то отличительного знака, массовой элитарности.
«Мы „Спартак“, а вы – г…»
В другое время и на иных культурных слоях многочисленных болельщиков сформировался такой оскорбительный для всех остальных лозунг. На первый взгляд, может показаться противоречием такой скачок от интеллигентности к г…, но на самом деле это две стороны одной медали, подчеркивающие неповторимую особенность спартаковцев в их собственных глазах. Просто кто-то объясняет такое положение историческими связями с интеллектуальной элитой и гордится однокашниками из числа знаменитых театралов, врачей и музыкантов, а другим достаточно полить поклонников всех остальных клубов нечистотами. О какой бы категории болельщиков мы ни говорили, любят «Спартак» за чувство собственной важности, которое он дает. Просто причины каждый формулирует для себя сам.
40 турниров, которые мог выиграть «Спартак»
Спартаковский футбол и «кружева»
Болельщики со стажем утверждают, что команды Симоняна и Гуляева играли в силовой, агрессивный футбол, отличались бойцовскими качествами и искали кратчайшие пути доставки мяча в чужие ворота. Несмотря на это классическим для «Спартака» считается стиль Бескова и Романцева: обилие коротких и средних передач, стеночки, пяточки, забегания. В общем, «кружева». Спартаковский футбол, как и спартаковский дух, неуловим, но в этот красивый миф влюблены даже те болельщики, которые не видели ни одного полного матча времен Бескова или Романцева. Возможно, в последние годы эти разговоры особенно обострены, потому что у «Спартака» вообще нет устоявшегося стиля. Так или иначе, одна из причин любви – зрелищная, атакующая игра команды. И даже если прямо сейчас «красно-белые» будут играть скучно, все равно есть вера в героя, который вернет «кружева» и сделает «Спартак» чемпионом.
Масштаб популярности
Есть у болельщиков «Спартака» такая противоречивая потребность: важно быть в оппозиции, чувствуя себя особенными, но при этом оставаться в большинстве. Спартаковское сообщество огромно, и тут работает физический принцип: чем больше объект – тем сильнее сила его притяжения. В общем-то, принцип «миллионы мух не могут ошибаться» касается всех популярных клубов с внушительными армиями болельщиков. Не минула чаша сия и «Спартак», хотя именно «стадных» поклонников у спартаковцев в силу отсутствия титулов меньше, чем у успешных «Зенита» и ЦСКА, снимающих пенку с охотников за славой. Меньше в процентном отношении, но это внушительная доля от общего числа. Такие люди демонстрируют любовь, потому что видят, как любят многие другие. Эффект снежного кома – деньги к деньгам, толпы к толпам.
Эмоциональное рабство
Со «Спартаком» не бывает скучно, а на эмоциональную иглу подсесть очень легко. Когда «Спартак» не может подарить положительные эмоции, он открывает шлюзы для стравливания отрицательной энергии, накопившейся не только после просмотра футбола. О «красно-белых» много пишут, много говорят, нередко клуб сотрясают скандалы — то есть москвичи «не отпускают» своих поклонников, постоянно формируя цепочку переживаний. «Спартак» заявляет о своем существовании не раз в неделю во время футбольного матча, он постоянно живет, подбрасывая своим поклонникам темы для дискуссий и непрестанно генерируя эмоции. То есть тут как в жизни – когда у «Спартака» не все хорошо, это повод возмутиться и накричать, но не разлюбить, а скорее напротив.
Яркие личности
Разные времена были у «Спартака», но недостатка в ярких персоналиях московский клуб никогда не испытывал. Имена спартаковских героев на слуху: это и сам Старостин, и Симонян с Нетто, тренеры Романцев и Бесков, известные ныне спикеры Ловчев и Бубнов, легендарные Черенков и Цымбаларь, которых уже нет в этом мире. Карпин несколько лет назад был одним из лиц РФПЛ, он же раньше играл рядом с другими знаменитостями, да и в современном «Спартаке», который без трофеев, всегда находилось место классным футболистам: раньше Алекс и Веллитон, теперь вот Квинси. Кому-то важно иметь конкретные ориентиры, поэтому существуют болельщики, которые проецируют на «Спартак» любовь к отдельным кумирам. «Красно-белые» даже в худшие годы не обходились без выдающихся персон.
Непоколебимая вера в завтрашний день
Раньше «Валера, верим», теперь – «Каррера, верим». Вера – один из главных перешейков, ведущих к материку любви. У болельщиков разных команд не только разные традиции, психология поддержки, природа страсти тоже не у всех одинаковая. Что делать, если между блестящим прошлым и светлым будущим застряла прослойка серого настоящего? Пережить его поможет только вера в то, что все вернется на круги своя, а «Спартак» займет законное, по мнению болельщиков, первое место и с особым цинизмом одолеет всех врагов. Рано или поздно. Так или иначе. Невозможно любить «Спартак», не веря в него.
Или войдите через