За и против

Россия – футбольная страна? За и против

06.09.2016, 14:45

Бывший главный тренер национальной сборной не считает Россию футбольной страной, но Леонид Викторович затронул лишь один из аспектов оценки. Да и каковы вообще критерии, чтобы раздавать такие титулы? «Соккер.ру» пытается разобраться в важном вопросе.

В футболе все относительно, и на один и тот же вопрос можно взглянуть с разных точек зрения. Что означает «футбольная страна»? Наверное, если прямо очень серьезно подойти к вопросу, то нужно подсчитать, сколько процентов населения увлечены этой игрой, количество футболистов среди общего числа спортсменов, спортивные успехи сборной и клубов, индивидуальную значимость отечественных игроков на мировой арене, статистику посещаемости стадионов и рейтинги телеаудитории. И подбить все эти данные нужно не в одной стране, а во всех, чтобы вывести средний порог, отделяющий футбольные нации от нефутбольных. Конечно, запросто можно сказать, что Германия, Бразилия и Испания – футбольные страны, а, допустим, Таиланду, Эфиопии и Канаде этот титул не грозит. Но Россию так просто, как это сделал Слуцкий, не получается запихнуть в одну из категорий, мы околачиваемся где-то на стыке уже много лет, и оттуда, как известно, два пути – вниз и вверх. Чемпионат мира должен стать моментом истины для российского футбола: он либо даст положительный импульс, либо не даст никакого.

«За». Богатая история. Зубья колеса истории не должны проскальзывать, потому что нужны десятилетия, чтобы построить футбольную державу на пустом месте, а у нас все же есть великая история. Победы на Олимпийских играх, завоевание европейского чемпионства, а также три выхода в финал континентальных первенств подчеркивают, что нам есть, на что опереться. Да, мировых вершин сборная СССР не достигла, но в прошлом веке точно не возникал вопрос о том, футбольная это страна или нет. Есть, что вспомнить, есть, кем гордиться. Иногда именно славное прошлое помогает пережить безвременье постылого настоящего на пути к светлому будущему.

«Против». Отсутствие системы развития футбола. Что имеем – не храним. От советского футбола у нас осталась только память и гордость, но здесь и сейчас от них проку мало. Вот это уже серьезный и, возможно, ключевой аргумент не в пользу России как футбольной державы: в нашей стране нет действующей системы развития футбола. Во-первых, не созданы условия для детско-юношеских секций, не подготовлен или не заинтересован финансово тренерский состав (повод для коррупции). Во-вторых, заниматься футболом недешево, поэтому у нас практически исключены «южноамериканские» истории с выходцами из неблагополучных слоев общества. В-третьих, нет даже подобия скаутской паутины, многие потенциально сильные футболисты бросают занятия в юном возрасте, не будучи востребованными. По большому счету, весь российский футбол – это разрозненные энтузиасты, которых очень мало, и они не объединены ни общими целями, ни философией.

«За» в перспективе. Инфраструктура. Даже в истинно футбольных странах, вроде той же Италии, на каком-то этапе происходит обветшание спортивных объектов, а у России на носу чемпионат мира, который подарит нам добрый десяток новеньких арен по всей стране. Да, Слуцкий прав, что уже есть примеры «Открытие Арены» и стадиона в Казани, которые не забивают под завязку, несмотря на свою новизну, но все же ситуация улучшилась, а если футбольные Колизеи откроются по всей стране и запустят футбольный бум? Пока это гипотетическое «за», которым еще нужно грамотно распорядиться, но все же запишем обновление парка стадионов в графу преимуществ.

«Против». Посещаемость и телеаудитория. Текущая ситуация с посещаемостью арен – просто бельмо на глазу, особенно печально, что люди в регионах ходят в основном не на свою команду, а на именитых противников – «Спартак», «Зенит», ЦСКА. Проблема в том, что наши клубы никогда особенно не стремились работать с аудиторией, самая многочисленная категория болельщиков – так называемые «кузьмичи», которые «болеют за футбол». Когда «Кубань» при Петреску играла здорово, «желто-зеленые» занимали первое место в РФПЛ по посещаемости домашних матчей, возвысился «Краснодар» — и болельщики с центральных трибун пошли на «быков». Многие клубы не могут обеспечить комфорт на стадионах, играют не для зрителей, а за очки, не вырабатывают лояльность к цветам и эмблеме у аудитории – в итоге, получают пустые трибуны. Конечно, и современный зритель стал ленив, но еще хуже, что наш футбол он как будто не для болельщиков, а для решения иных задач. В связи с этим и ТВ не может похвастаться высокими рейтингами, причем крупные международные турниры центральным каналам интересны, в отличие от внутреннего чемпионата, который со свистом проигрывает различным ток-шоу и сериалам про ментов. 

«За». Клубы и сборная. Сейчас над нами довлеет груз двух провалов сборной на двух крупных турнирах, но относительно недавно сборная России спокойно входила в двадцатку первых команд в рейтинге ФИФА. В 2008 мы были в полуфинале чемпионата Европы, а в новом веке ЦСКА и «Зенит» завоевывали Кубок УЕФА. К примеру, французские клубы больше двадцати лет не брали еврокубков, но ведь Франция – вне всяких сомнений футбольная держава. Несмотря на все лимиты и государственное финансирование, у нас приличный клубный футбол, опять же – боремся за шестое место в таблице коэффициентов УЕФА с Португалией и Францией. А если принять стратегию развития футбола и научиться грамотно распоряжаться имеющимися средствами, то можно получить еще более сильный чемпионат. У нас по-прежнему неплохая стартовая позиция, вот только стартовый пистолет молчит, и дорожка с годами неизбежно зарастает травой.

«Против». Закрытая система. Футбольная Россия – золотая клетка. Условия для развития молодежи не созданы, зато заработки юных футболистов в разы выше, чем у сверстников в футбольных странах. Да и не только у юных. Отечественный игрок практически не имеет мотивации для дальнейшего развития. В основном из-за лимита, который номинально увеличивает количество кандидатов в сборную России, но неизменно ухудшает их качество. Скольких футболистов уже потеряли – не счесть, это худший сценарий, в лучшем случае хватает профессионализма, чтобы выступать на родине до конца карьеры, но это заведомое ограничение своего уровня. Акинфеев, Дзагоев или Шатов, уехав на пике в топ-чемпионаты, могли стать мировыми знаменитостями, но предпочли домашний уют и шикарное жалованье рискованным приключениям. На общем фоне ребята вроде Митрюшкина, Лысцова, Караваева и других выглядят героями: по крайней мере, с их помощью в остальном мире узнают о существовании российских футболистов.

Вердикт: Слуцкий прав

Страна с населением в 146 миллионов человек имеет, как минимум, численный потенциал, чтобы стать футбольной нацией. Но народ нужно заинтересовать в том, что ему нужны столкновения с футболом во всех аспектах: отвести сынишку в футбольную секцию, где о нем позаботятся; купить билет на стадион, где будет комфортно; включить трансляцию матча сборной России без опасений, что придется испытать стыд. На самом деле, у нас немалая футбольная аудитория, но по ряду объективных причин она большей частью пассивная, хотя даже читатели «Соккер.ру» из разных уголков России являются доказательством того, что футбол может быть интересен круглый год и даже там, где снега и метели. Впрочем, как раз в этом смысле мы не выбиваемся из общей канвы: остаемся энтузиастами в море широких масс, которые только предстоит расшевелить. А пока этого не произошло, остается только согласиться с мнением Слуцкого: Россия не является футбольной страной.

Источник: Soccer.Ru | Автор: Фото: mirror.co.uk
В статье упоминались:
Категория: Россия: мнение
Команда: Россия
Персона: Слуцкий Леонид
Комментарии
Только авторизированные пользователи могут оставлять комментарии. Если у Вас уже есть аккаунт - авторизуйтесь
Argentino78
Argentino78
ответ nikolah (раскрыть)
07.09.2016, 18:39
Ответ на аве...
  0
Age
Age
ответ Alex-Dyst (раскрыть)
07.09.2016, 14:31
Тюмень - в Сибири, Салехард - в Сибири, на Крайнем Севере. Или у тебя другой глобус, украинский?
  0
Alex-Dyst
Alex-Dyst
ответ Age (раскрыть)
07.09.2016, 11:14
"Я живу в Салехарде (город на Полярном круге), родители в Волгограде, родители жены в Тюмени." "Во всех трёх городах, несмотря на то, что два из них в Сибири, а один вообще на Крайнем Севере"....... Волгоград это по твоему Сибирь??????????????
  0
CTAPbIU
07.09.2016, 10:35
На сегодняшний день, к какой сфере не прикоснись везде бизнес и выколачивание денег. Есть куча талантливых ребят, но они не могут пройти отбор в клубы из-за своей финансовой несостоятельности. Чтобы попасть в топовую московскую футбольную школу нужно иметь хорошие связи или хорошие деньги. Простым талантливым ребятам там уже не хватает мест. И играют потом эти выпускники исключительно за деньги, какой там патриотизм... Смотреть на такой футбол противно. Посмотрите откуда пришли в футбол большая часть современных футбольных звезд, из нищеты. Они хотели играть и играли в футбол, а не деньги стояли на первом месте. С какой самоотдачей до последнего свистка играют футболисты "футбольных стран". И пока система мотивации футболистов не изменится, не будет футбол массово интересен, не будет сборная России по футболу брать кубки, хоть сколько стадионов построй. Чемпионат мира по футболу 2018 добавит интерес, но на долго ли... Вот взять хорошего тренера, объявить конкурс для талантливых ребят в команду которая поиграет с нашей сборной. И найдутся храбрецы и порвут они наших ходаков.
  1
Munutd
07.09.2016, 10:27
Нет, все фигня... Россия не футбольная страна... Тут нету таких условий как в Греции или в Исландии...
  1
Age
Age
07.09.2016, 09:12, ред.
Я живу в Салехарде (город на Полярном круге), родители в Волгограде, родители жены в Тюмени.
Везде, бывая даже недолго, я играю в минифутбол на подготовленных искусственных полянах. Во всех трёх городах, несмотря на то, что два из них в Сибири, а один вообще на Крайнем Севере, футбольные площадки не пустуют, попасть в какую-нибудь любительскую команду или просто в "группу здоровья" не так-то просто. Люди любят футбол, играют в него, следят за чемпионатом России и играми сборной.
Это разве не футбольная страна?
Из окна вижу, как пацаны в гаражах каждый день пинают мяч. Выйдите летом на улицу в любом городе или деревне! Почти все пацанята ходят в футболках Месси, Роналду или Халка.
По популярности в России ни один вид спорта футболу в подмётки не годится.
Да, "рыба гниёт с головы". Футбол "высоких достижений" превратился в футбол высоких зарплат и вообще больших денег. Но потенциал есть, надо только распорядиться им по уму.
  2
fytbolict
07.09.2016, 08:57
правильно сказано что нет системы подготовки игроков(от детского футбола и дальше) И про тренеров детских школ правильно! (слышал как говорят детям 10-14 лет что они должны уметь все по части техники обращения с мячом) тренируются одни а на турнирах играют другие(коррупция) А где массовый футбол( кожаный мяч. ДСО Труд Урожай которые были в СССР) Россия околофутбольня страна! Пока в министерствах спорта и футбола командуют не спортивные люди типа Мутко
  1
shtair
07.09.2016, 00:08
литрбольная страна скорее
  0
Евгений Мартыненко
Евгений Мартыненко
ответ ufos73 (раскрыть)
06.09.2016, 22:46
в том то и дело что на футбол пошли смотреть когда на голанцев вышли!!! а до того все кричали (все это предел)!! или не так??
  0
ufos73
ufos73
ответ Alex-Dyst (раскрыть)
06.09.2016, 22:34
Люди просто выжидают, когда футбол вернется из бизнеса в массы
  0
papic337
papic337
ответ АgpeHaЛuH TPATuЛoBu4 (комментарий удален)
06.09.2016, 22:19
Ну это несколько преувеличено. Ещё есть Краснодар, Ростов, Терек, Анжи, Рубин. Эти клубы озабочены не только спортивными результатами, но и развитием футбола. Остальные клубы озабочены выживанием в условиях кризиса. ЦСКА и Зенит это не футбольные, а спекулянтские проекты. В основном они играют в купи-продай.
  2
papic337
papic337
ответ parallels (комментарий удален)
06.09.2016, 22:12
Если расформировать Спартак, то точно Россия станет не футбольной страной.
  4
Alex-Dyst
Alex-Dyst
ответ ufos73 (раскрыть)
06.09.2016, 22:07
как показало время, это была случайность!
  0
Alex-Dyst
06.09.2016, 22:04
Россия - нет, слишком много мажоров в футболе, СССР - да!!! Чем Вам не футбольная нация была?
  0
alfranza
alfranza
ответ trimetil (раскрыть)
06.09.2016, 20:29
Я в России живу, в отличии от автора этой желтой прессы. Вот после таких статей люди думают что у нас футбол есть.
  0
sacha polikarpow
sacha polikarpow
ответ sir-5 (раскрыть)
06.09.2016, 19:43
скоро увидим хохол вашу лошадь на международной арене
  0
ufos73
06.09.2016, 19:22
А теперь вспомним Евро 08, и следующие 2 гола... Или люди после матча Россия - Голландия всю ночь отмечала какой то другой праздник???
  0
LinkReal
06.09.2016, 19:18
Один журналист в свое время высказал теорию, которая гласила что в советское время во времена холодной войны, во времена противостояния систем капитализма и социализма, в массовом спорте был сделан крен на хоккей,так как Канада представляла Северо-Американскую модель, в которой был очень развит хоккей, если бы Бразилия в то время входила в капиталистический мир, то у нас бы не плохо был бы развит и футбол, а так выходит что ногомяч в Советах пал жертвой как раз целеноправленной политики властей
  0
ufos73
06.09.2016, 19:13
Не надо судить о всем стаде из за одной паршивой овце, даже если она идет первой... Единственное "не футбольное" в нашем футболе, это конюшня и РФС...
  3
nikolah
nikolah
ответ ANATOLY KANDAUROV (раскрыть)
06.09.2016, 18:47
ахах сразу газпром,ничего что газпром строит спортивные комплексы?
  0
nikolah
nikolah
ответ Евгений Мартыненко (раскрыть)
06.09.2016, 18:17
кем ты там работаешь?)
  0
руна
руна
ответ комерс (раскрыть)
06.09.2016, 17:57
была!!!!к сожалению!!!
  0
Евгений Мартыненко
Евгений Мартыненко
ответ sir-5 (раскрыть)
06.09.2016, 17:52
при чем здесь рейтинг? когда разговор об отношении к футболу внутри страны!!
  0
Урия Гип
06.09.2016, 17:52
Слуцкий конечно очень постарался.
  0
комерс
06.09.2016, 17:44
Россия- хоккейная страна!!!
  0
trimetil
trimetil
ответ alfranza (раскрыть)
06.09.2016, 17:40
Перспектива в тексте упоминается один раз - про инфраструктуру. Похоже это ты ахинею несешь...
  0
sir-5
sir-5
ответ Евгений Мартыненко (раскрыть)
06.09.2016, 17:34
Поэтому твоя страна в рейтинге сейчас ниже нашей.Вот такой парадокс,или уже снова сравнялись,я не смотрел???
  0
sir-5
sir-5
ответ Руслан Борс (раскрыть)
06.09.2016, 17:32
Бывший нападающий сборной СССР и главный тренер "Ростсельмаша" Сергей Андреев согласился с наставником ЦСКА Леонидом Слуцким в том, что Россия не является футбольной страной.

- Слуцкий сказал непопулярные вещи, многие восприняли его слова в штыки. Но Леонид Викторович сказал правду. Разве он не прав, когда затронул тему посещаемости? На матчах "Спартака" полный стадион - редкость, на "Локомотиве" собирается очень мало болельщиков, в Ростове аншлаги не всегда бывают, в других городах ситуация тоже не радует. При этом сумасшедших цен на билеты практически нет нигде, все доступно. Российский футбол не очень интересен болельщику, это зависит от качества игры команд. В Европе на стадионы ходят семьями, получают зрелище и шоу. У нас совсем другая культура...".
  0
Евгений Мартыненко
06.09.2016, 17:32
посмотрите на португалию! Живу здесь! ЧЕ смотрел и удивлялся как ни чего не понимающие в футболе обычные работяги с гордостью кричали мы чемпионы!!!! еще до начала самого чемпионата! все игры португалии они смотрели на площади где стояло несколько мониторов, казалось что весь Лиссабон собирался там! игра сборной португалии лично мне совсем не нравилась но они шли и болели за своих! и надо было видеть что творилось в Лиссабоне после финального свистка финального матча!!!!!!!!! вот мне кажется что как то так должно быть в футбольной стране!!
  1
sir-5
sir-5
ответ sacha polikarpow (раскрыть)
06.09.2016, 17:31
Здорово,садомазохист!!! А не глянуть ли тебе историю последних встреч ЦСКА-"Спартак" и итоги чемпионатов последних лет??? А "нефутбольной страной" нас сделали спартачи в девяностых,променявшие личное достоинство на карьеру за кордоном.И ничего не добившиеся на международной арене;ни в составе сборной,ни в составе клубов.
  2
Трезвый повар
06.09.2016, 17:28
Россия околофутбольная страна...
  0
youtomee
youtomee
ответ Навуходоносор ll (комментарий удален)
06.09.2016, 17:23
ну всякое бывает, любая сборная (и не только сборная) может облажаться, есть много таких примеров и в футболе, но тем не менее наших хоккеистов знают и ценят в НХЛ да и вообще везде, и сборную нашу явно не считают проходным соперником и уважают. И люди у нас на хоккей ходят неплохо, может не так как в НХЛ, но тем не менее. Так что если брать командные виды спорта, первое место точно можно отдать хоккею и считать Россию хоккейной страной (типа Канады), но явно не футбольной.
  0
Sergoural
06.09.2016, 17:17, ред.
Когда все это всплыло? Когда ЦСКА стал еле-еле очки набирать, когда нет скамейки для ЛЧ, когда уже нет денег на судей, строим стадион, а иногда они свистят не в ту сторону. А до этого значит была футбольной?
  2
gwynb1eidd
gwynb1eidd
ответ Руслан Борс (раскрыть)
06.09.2016, 17:16
Где статистика? Еще не одного официального матча не провели на на Арене ЦСКА... Что за бред?
  0
Багров-брат
06.09.2016, 17:14
Россия - страна делающая вид, что интересуется футболом. Политики, понятно, т.к. футбол - политический вид спорта, поднявший на крыльях Мутко и еже с ним. Финансисты - понятно, через футбол можно завоевать популярность (Миллер, Федун, Гинер и т.д.) Наш любимый сайт - все ли здесь заседающие интересуются ИМЕННО футболом. Ощущение, что у большинства одна цель, - юношеская самореализация. Вот и ответ на вопрос. Как то так...
  1
sacha polikarpow
06.09.2016, 17:11, ред.
физрук в заношенных алкашках просто патриот своей страны и этот патриотизм он привил игрокам своей псевдосборнойчто мы все и увидели. но про нефутбольную страну он сказал когда понял что абонементы не продаются на новый стадион , леня очнись вы же кони , сколько у вас болельщиков ? ))
  2
руна
руна
ответ MaxForCSKA (раскрыть)
06.09.2016, 17:09
да какой вип,денег бы 4 мешка!!!
  0
Roger Young
06.09.2016, 17:06
да, все так.
  0
Руслан Борс
06.09.2016, 16:59
Автоцензура зло
  0
MaxForCSKA
MaxForCSKA
ответ Навуходоносор ll (комментарий удален)
06.09.2016, 16:59
безграмотный керосинщик не перестает удивлять
  0
Руслан Борс
06.09.2016, 16:59
Не обращайте внимание, просто Слуцкий пожаловался что люди не ходят на его [Соблюдайте правила ]футбол, даже когда построили новый стадион.
  4
MaxForCSKA
MaxForCSKA
ответ руна (раскрыть)
06.09.2016, 16:58
вип походу хочет получить
  1
Руслан Борс
Руслан Борс
ответ Навуходоносор ll (комментарий удален)
06.09.2016, 16:57
Что за сейф?
  0
руна
руна
ответ youtomee (раскрыть)
06.09.2016, 16:54
скоро и хоккей на таком же уровне , что и футбол будет!!!с теми руководителями ,что сейчас им руководят!!!
  0
руна
руна
ответ moralesoul (раскрыть)
06.09.2016, 16:52
твой обЛИЗон ,редакцией принят!!!!
  5
moralesoul
06.09.2016, 16:49
Не согласен насчёт спортивной журналистики!!! Ребята с Соккер ру молодцы! Они постоянно работают, чтобы мы БЕСПЛАТНО заходили и читали про футбол, я только от сюда узнаю новости футбольные и это мой любимый сайт.

Соккер ру молодцы!!! Хорошая статья!!!
  0
youtomee
youtomee
ответ Казанский (раскрыть)
06.09.2016, 16:48
в хоккее наши тоже неплохи, и лига хоккейная сильная
  1
starche
starche
ответ ermak6848 (раскрыть)
06.09.2016, 16:47
Чушь. Это все пиар, причем очень дорогой. За это расплачиваются пенсионеры, получая многие годы нищенскую пенсию( 200 долларов). Это называется -"Пир во время чумы!"
  0
Жан Клод Ван Даг
06.09.2016, 16:43
Если пляжного то да.
  0
starche
06.09.2016, 16:41
Если бы наши лентяи-футболеры выкладывались все 90 минут, а не ковыряли в носу, народ бы ходил на стадионы. Но высокооплачиваемые бездельники хотят грести бабло совковой лопатой , а честно его отрабатывать не хотят.
  0
Рейтинг БК
Перейти на сайт
Pari
Pari
Перейти на сайт
Перейти на сайт