Этим летом «Краснодар» имел все шансы с помощью парочки серьезных покупок выйти на уровень «Зенита» и ЦСКА, однако финансовый фэйр-плей не дал развернуться, а потери Сигурдссона и Страндберга, по мнению «Соккер.ру», могут стать большой проблемой.
Новички: Налдо («Спортинг», 4.5 миллиона евро), Марат Измайлов (свободный агент).
Вернулись из аренд: Артур Енджейчик («Легия»), Александр Мартынович («Урал»).
Выкуп трансферов: Станислав Крицюк («Брага», 4 миллиона евро), Шарль Каборе («Кубань», сумма неизвестна).
Потери: Рагнар Сигурдссон («Фулхэм», 4.7 миллиона евро), Стефан Страндберг («Ганновер», аренда), Николай Марков («Кубань»), Андрей Дикань (завершил карьеру).
Доход/расход: -3.8 миллиона евро (без учета трансфера Каборе)
Финансовый фэйр-плей – кость в горле
Полностью разделяю позицию Сергея Галицкого относительно финансового фэйр-плей. Эта выдумка УЕФА – удавка на шею маленьким клубам и представителям не самых популярных лиг. Одно дело тратить столько же, сколько зарабатываешь, когда имеешь царский контракт с телевидением на 200 миллионов фунтов, столько же можешь выручить на продажах футболок, а стадион забивается под завязку во время каждого домашнего матча, и совсем другая история, если речь о клубе из Восточной Европы вроде того же «Краснодара». Год назад «быкам» уже вынесли предупреждение и оштрафовали, пришлось осваивать рынок свободных агентов и договариваться об арендах, но невозможно поддерживать уровень команды, не говоря о выходе на новые орбиты без возможности покупать футболистов. Очевидно, у «Краснодара» были и деньги, и желание усилить состав, однако не было возможности сделать значимые приобретения без новых санкций со стороны УЕФА, вплоть до исключения из Лиги Европы. Это замкнутый круг, тормозящий развитие команды и клуба. Остается надеяться, что со своим собственным стадионом «быки» почувствуют себя свободнее.
Баланс приобретений и потерь
Выкупы трансферов Крицюка и Каборе – это не усиление состава, а техническое завершение селекционной работы, проведенной в предыдущие окна. Оба футболиста уже были в команде, поэтому не могут считаться новичками. Подписание 33-летнего Измайлова, который год не играл в футбол, тоже не получается считать определяющим, тем более, Марат уже получил травму и стал на довольствие в лазарете. По сути, значимые изменения произошли только в линии обороны. Два центральных защитника ушли – это Сигурдссон и Страндберг, приобретен бразилец Налдо из «Спортинга», Александр Мартынович и Артур Енджейчик возвращены из аренд. Отпущен в свободное плавание Николай Марков. То есть чисто арифметически равенство: трое пришли, трое ушли. А что по качеству?
Мартынович vs Сигурдссон. Будем говорить откровенно, исландец подвел «Краснодар». Проще было бы понять Рагнара, призови его любимый с детства «Ливерпуль» или хотя бы любой другой клуб АПЛ – от таких шансов не отказываются, но Сигурдссон поехал в Чемпионшип. Мечты у всех разные, и мы не вправе осуждать выбор других людей, но Рагнар должен был раньше поставить клуб в известность, предупредить о своем желании уйти любой ценой. А так получилось, что «Краснодар» был поставлен перед фактом и вынужденно расстался с футболистом без мотивации. При этом Сигурдссон, естественно, более классный защитник, чем Мартынович, отыгравший прошлый сезон в «Урале» на правах аренды. Александр поехал в Екатеринбург за игровой практикой, потому что клуб перерос его уровень, а теперь «быки» возвращаются к пройденному этапу.
Енджейчик vs Марков. Один четвертьфиналист Евро-2016 покинул «Краснодар», зато другой вернулся из аренды. Артур уже играл в основе «быков», но после тяжелой травмы ему потребовалась перезагрузка, которую поляк успешно прошел в рядах «Легии» под руководством Станислава Черчесова. В данном случае обстоятельства в пользу «Краснодара»: сильный игрок вернулся на свой уровень и вернулся в команду, вечный дублер ушел свободным агентом.
Налдо vs Страндберг. Ключевая заочная дуэль, потому что именно от Налдо зависит, «просядет» ли «Краснодар» в обороне или безболезненно переживет серьезные изменения. Сомневаюсь, что бразилец шел первым номером в трансферном списке, но времени у «быков» оставалось не много, пришлось действовать. Налдо купили за живые деньги, вложив в его приобретение почти всю сумму, вырученную за Сигурдссона. Вопрос в том, сможет ли бразилец и на футбольном поле быть ровней Рагнару? По идее он должен составить основную связку центрбеков с Гранквистом, но дело в том, что за три с половиной года европейской карьеры Налдо сменил уже пять клубов, причем регулярно играл только в составе «Хетафе». Велик риск, что он провалится или, по крайней мере, возьмет несколько месяцев на адаптацию.
Теневая работа – «пятёрка»
Формирование состава – это не только приобретения. «Краснодар» отпустил Маркова и Бурмистрова, которых, по меркам «быков», можно назвать «отработанным материалом». В очередную аренду уехал Руслан Болов, который теперь будет выступать за воронежский «Факел», а Николай Комличенко отправился в командировку в Чехию, чтобы возмужать в составе «Слована» из Либерца. В составе «Краснодара» остались только те футболисты, на которых Олег Кононов рассчитывает в нынешнем сезоне, и каждый из них получит ту или иную долю игровой практики.
Резюме: с грузом непреодолимых обстоятельств на шее
Качество селекционной работы можно будет оценить позднее, первые выводы будут сделаны к зимнему перерыву, а сейчас кампании клубов по укреплению составов могут быть впечатляющими, внятными, сомнительными и тревожными. К «Краснодару», на мой взгляд, лучше всего подходит последний эпитет, далеко не все у южан получилось так, как задумывалось. Ветром сдуло двух центральных защитников – пришлось спешно подписывать Налдо. Получил травму Мамаев и еще ряд атакующих игроков, в последние дни велся поиск креативного игрока, но не срослось ни с одним из кандидатов. Говорили о подписании еще одного защитника с российским паспортом – снова мимо. Тяжело пришлось «Краснодару» этим летом, неоднократно довелось споткнуться, не все планы были осуществлены, а как это отразится на игре и результатах команде – покажет осень.
Или войдите через