С десяти лет в клубе своей мечты, в семье одни футбольные болельщики, четыре сотни матчей в Примере, больше ста игры в сборной, победы на всех фронтах. «Соккер.ру» напоминает о краеугольном камне Красной Фурии и каталонской «Барселоны».
Рассказать что-то новое о Хави сложно, да и не самоцель это. Кто интересовался, тот и сам много знает. Просто надо не лишний раз поведать о человеке, которого не называют лучшим игроком мира на больших сходках видных людей. Это ни в коем случае не попытка написать биографию – формат заметки не позволяет. Скорее желание рассказать о Хави до его дебюта в большом футболе, до того, как каждый болельщик смог оценить его самостоятельно. Игрой Хави можно упиваться, если вы смотрите чуть дальше обзора с моментами и голами. Итак, с чего начинается сказка? Было у Марии Эрнандес четыре ребенка: один умный и три футболиста. Умным ребенком можно назвать самую младшую — сестру Хави. А вот братья все пошли по стопам отца – с детства играли в футбол.
Третий по счету сын – Хавьер, научился ходить в девять месяцев и полюбил игру в мяч. Хорошие игроки часто быстро встают на ноги. Наверное, совпадение, хотя достаточно примечательное. Маленький Хави смотрел американские и японские мультики, коллекционировал с сестрой наклейки с изображением их героев, семью Эрнандеса можно именовать обеспеченной. Братья жили в одной комнате, Хави с сестрой – в другой. У детей восьмидесятых была игровая приставка, и оттащить будущую звезду футбола от любимой стрелялки было трудно. Хотя сейчас Хави заявляет, что в отличие от многих коллег, игровой зависимости лишился. Охотно не верим, с учетом любви футболистов к спортивным симуляторам отельными вечерами.
Возвращаясь к герою, Хави не «классический» испанец по характеру. Он мягче, спокойней многих, в детстве играл сам с собой без проблем, всегда неплохо ладил с женским полом, поскольку умеет слушать бессмысленные разговоры. Да и в футболе понимал, что не обязательно всем бежать вперед, чтобы победить. Хави – верный парнишка, его лучшим другом до сих пор является хулиган по кличке Хустри, которого подсадили к нему в школе. Педагоги думали, что Хави подтянет товарища, но получилось жизненно – оценки самого Эрнандеса стремительно ухудшились. Зато дружат до сих пор, и, похоже, Хустри – Альтер-эго Хави. Толком окончить школу Хавьер не успел, зато очень быстро стал отличным футболистом.
О детстве у Хави отличных воспоминаний предостаточно. Родители у него опытные, всегда беспокоились за всю четверку, поднаторев в обращении со старшими сыновьями. Например, мама очень переживала, что Хави не растет, а когда врач заявил, что у пацана синусит – провели месяц на пляже, в домике у моря. Одним словом, болельщикам «Барселоны» надо благодарить за Хави родителей. Отец всегда подсказывал сыну, ведь работал тренером, мать редко пропускает домашние матчи. В семье болели за «Барселону» многие, особенно отец матери – дедушка Жауме. Дед был заядлым фанатом, болельщику «Реала» руки не подавал. У родителей не такая запущенная болезнь, хотя и они поднаторели за все эти годы.
На третий день в «Барселоне» тренер сделал Хави капитаном его детской группы. Через некоторое время его первый наставник в новом клубе уговорил Круиффа дать ребятам парочку уроков. Уже тогда Хави понял, что ему еще пахать и пахать, чтобы стать звездой: Йохан спокойно забивал с угловых обеими ногами, а Хави поглядывал на свою левую – она у него для ходьбы. Кстати, Хави не жил в «Ла Масии», поскольку его маме не нравился район. Так что не стоит удивляться, что Эрнандес до сих пор – парень домашний, хотя и объездил весь мир. «Новый Гвардиола» с детства был пацаном хозяйственным: на первую зарплату купил маме тостер и сводил на футбол. Похоже, из разряда тех, для кого семья на первом месте.
Стоит отдать должное тренерам Хави – их одержимость Гвардиолой сказалась на карьере Эрнандеса. Много лет Хави просили заучивать манеру игры Хосепа и копировать главные моменты на тренировках. При этом сам Хави не признает кумиров – у него их никогда не было, разве что Микаэль Лаудруп в детстве. Юный полузащитник лучше других читал игру, и хотя никогда не выделялся скоростью, всегда знал, как команде добраться до чужих ворот. А партнеры знали, как назвать Хави: в четырнадцать лет, когда он был прыщавым, его обзывали «Паэлья», а потом подрос и стал «Пело» — сокращенно от «парень», «коллега».
Эрнандесу и его партнерам по кантере повезло: Ван Гаал не только голландцев в «Барселону» возил, но и за второй командой следил. Его помощники (включительно с Моуриньо) частенько заглядывали на тренировки кантеры, Хави старался себя показать. А когда вторая команда «Барселоны» дважды подряд обыграла «Реал» — 5:0 и 2:0, Луи позвал Хави в основу. Эрнандес несколько месяцев просто тренировался в первой командой, а потом и дебютировал – 18 августа 1998-го года в первом матче Суперкубка против «Мальорки». Парень забил первый взрослый гол, но «Барселона» проиграла 1:2. В то время на Хави особенно внимания не обращали, звезд всегда хватало, а ветераны нередко «подкалывали» – как всегда и везде. Спустя четырнадцать лет Эрнандес сам стал «дедом» и сам может шутить над новобранцами клуба.
Через лет семь, быть может, именно Хави будет тренером «Барселоны». Умный ведь парень, с футбольной кровью и тонким пониманием победного маневра. В сборной Испании за столетие было много звезд, но только с Хави в основе они стали лучшими в мире. «Барселона» знавала успешные сезоны, но лишь с Хави эта команда набивает оскомину у соперников своей непобедимостью. Пожалуй, пора ФИФА учредить специальную награду для таких футболистов и раскручивать ее на уровне «Золотого мяча». Назвать «Самый полезный игрок года» или как хотите, но чтобы футболистов, умеющих играть, как Хави, выделяли и ставили первыми в рейтингах. Впрочем, это лишь внешнее сожаление, внутри Хави живет подлинный чемпион. А доказательствами служат его блестящие матчи.
Или войдите через