«Соккер.ру» в порядке эксперимента предоставляет отчет о матче давно минувших дней. Отправляемся в 18-е мая 1960-го, чтобы окунуться в атмосферу переполненного «Хэмпден Парка», где мадридский «Реал» встречался с «Айнтрахтом» в финале Кубка Чемпионов.
Немного истории
«Реал» подошел к пятому финалу Кубка Чемпионов в статусе безоговорочного фаворита. Еще бы – королевский клуб в то время доминировал в Европе, выиграв только начинавший свой славный путь главный трофей Старого Света четыре раза в четырех его дебютных розыгрышах. Словом, немногие верили, что скромный немецкий «Айнтрахт» сможет остановить необузданную мощь «сливочных» в их пятом походе за заветной чашкой.
«Орлы» из Франкфурта-на-Майне проделали пестрый путь к финалу. В 1/8 был убран с пути швейцарский «Янг Бойз», упорным вышло противостояние с австрийским «Винер Шпорт-Клубом» в четвертьфинале. Зато последний шаг к решающему матчу оказался довольно простым, по крайней мере, по результату: шотландский «Рейджерс» отхватил по шесть мячей в каждом раунде, уступив немцам путевку на «Хэмпден Парк» в родном Глазго, где должен был состояться финальный поединок.
Нельзя назвать тернистым путь «Реала» к финалу. Разделали «под орех» люксембургский «Женесс» с общим счетом 12:2, потом наткнулись на французскую «Ниццу», которой даже проиграли в первом матче, но разгромив в ответной встрече, пожаловали в полуфинал, где ждал самый принципиальный соперник из всех возможных – «Барселона». Впрочем, особенных проблем с каталонцами не возникло: две победы с одинаковым счетом 3:1 обещали добавить «сливочным» приятный привкус от потенциальной победы в турнире, ведь по пути к трофею удалось обыграть злейшего врага.
Внушительная своим количеством публика собралась на шотландской арене, если быть точным – 135 тысяч человек. А телевизионная аудитория составила рекордные, по тем временам, 70 миллионов. Доподлинно неизвестно, но, думается, что предпочтения местных любителей футбола поделились примерно пополам, учитывая триумф «Айнтрахта» над «Рейджерс» в полуфинале. Фанаты «Селтика» обычно бывают крайне благодарны за такие свершения. А вот за кого болел форвард «Куинз Парка», вынашивающий планы перехода в «Сент-Джонстон», Алекс Фергюсон доподлинно неизвестно, но то, что будущий сэр находился на трибунах – факт. Наверняка, события на футбольном поле вырвали шотландца из раздумий о грядущих поворотах своей карьеры, многие из которых он просто не мог тогда предвидеть.
В полной мере окунуться в атмосферу финала помогла винтажная запись канала BBC, непривычная для современного глаза отсутствием ярких красок. Любых красок, строго говоря. Доводилось смотреть футбол по черно-белому телевизору, потому сразу же подсознательно воздал хвалы белоснежно белой форме «Реала» — играй команды, скажем, в красных и синих футболках, отличить их на монохромной картинке было бы крайне непросто.
Компанию зрителю из будущего составлял голос знаменитого комментатора Кеннета Уолстенхолма. Именно он через шесть лет после отчетных событий будет кричать, как ненормальный, когда Тофик Бахрамов примет решение засчитать гол Херста в ворота сборной Германии в финале Мундиаля-1966. А немного успокоив связки, выдаст культовую фразу для всех, без исключения, англичан: «Он всего 12 дюймов в высоту, сделан из чистого золота и это значит, что Англия стала Чемпионом Мира».
Впрочем, это уже совсем другая, длинная и интересная история, а сегодня мы занимаем места на трибуне «Хэмпден Парка», чтобы насладиться битвой за корону европейского клубного футбола 1960-го года.
«Реал» — «Айнтрахт» 7:3
Голы: Ди Стефано 26’, 29’, 74’; Пушкаш 44’, 56’ (пен.), 60’, 71’ – Кресс 18’; Штайн 72’, 76’.
«Реал»: Домингес, Маркитос, Пачин, Видаль, Сантамария, Саррага, Канарио, Дель Соль, Ди Стефано, Пушкаш, Хенто.
«Айнтрахт»: Лой, Луга, Хофер, Вайльбахер, Айгенбродт, Стинка, Кресс, Линднер, Штайн, Пфафф, Майер.
Судья: Джон Моуэтт (Шотландия)
Очень часто события в футбольных матчах развиваются по нарастающей экспоненте, в начале которой «ничего не предвещает бурных событий», что в итоге выливается в нечто экстраординарное. В Глазго было не так. Уже стартовые минуты заставили свыкнуться с мыслью, что грядет цунами: не успели мадридцы разыграть мяч с центра поля, как Пушкаш великолепной передачей попытался найти Канарио в чужой штрафной, но Лой на долю секунды опередил соперника. Ответ немцев был еще горячее. Майер чуть ли не от углового флажка едва не забросил снаряд за шиворот Домингесу – перекладина пришла на помощь.
Дебют встречи оставил такое впечатление, будто «Реал» вышел не в финале Кубка Чемпионов биться за победу, а устраивать показательные выступления для шотландских любителей футбола. Мадридцы постоянно лезли в обводку вместо того, чтобы сыграть в пас, причем пытались оставить соперника не у дел непременно издевательским способом: например, пробросить мяч между ног. Дисциплинированный «Айнтрахт» однако не был из той категории команд, которые капитулировали бы, когда соперник играет в полноги. Пусть даже этот соперник – четырежды сильнейший клуб континента.
В обороне отсиживаться немцы не собирались, атакуя преимущественно правым флангом, который утюжил активный Кресс. Немало опасных прострелов успел выполнить Рихард, но защитники постоянно были на шаг впереди. Только не на 18-й минуте, когда вингер сам оказался на ударной позиции в штрафной, воплотив в гол передачу Штайна с собственной позиции на бровке.
При всей вальяжности и пижонстве «Реала» стоит признать, что гол этот для мадридской команды стал примерно такой же неприятностью, как мелкокалиберная дробь, попавшая слону в причинное место. Впрочем, приуменьшать значимость гола Кресса все-таки не стоит – «сливочные» разозлились, твердо решив дать «выскочкам» сдачи.
Каких-то десяти минут испанцам хватило, чтобы не просто сравнять счет, но и выйти вперед. Солировал в этой миссии по спасению собственного достоинства Ди Стефано, сначала результативно подставившийся под прострел Канарио, а через три минуты первым успевший на добивание после сильного удара низом того же бразильца.
Теперь уже «Айнтрахт» выступал в роли «взбодренного» парой хлестких пощечин. Немцы показали, что спортивной злости им не занимать, смело ринувшись в направлении покоев Домингеса. По-прежнему основная угроза для защитных порядков «Реала» исходила от Кресса и Штайна, нагнетавших обстановку на правой бровке. Однако до опасных моментов не доходило, а вот Канарио (на мой взгляд, лучший игрок первого тайма наравне с Ди Стефано) имел возможность увеличить разрыв в счете, но не сумел реализовать выход один на один, пробив в сантиметрах от штанги. Чуть позже в эту же самую стойку угодил Видаль с помощью рикошета.
Главное же наблюдение первой половины – это невидимый Пушкаш. Дель Соль, Канарио, Хенто и Ди Стефано кружили карусели, от которых у соперников голова шла кругом, но Ференц умудрялся постоянно оставаться вне основных событий, лишь пару раз пробил с левой без особого успеха. Выход венгра на авансцену случился перед самым перерывом: сначала он исполнил классную передачу на Дель Соля, а когда Луиса «съели» защитниками в штрафной – набежал и послал мяч в ближнюю девятку.
Но главные события с участием Пушкаша пришлись на первую треть второго тайма. Сначала Ференц реализовал очень спорный пенальти, назначенный за небольшой толчок Хенто в штрафной площади, а вскоре оформил хет-трик, поставив логичную точку в красивой контратаке своей команды. Лидеры «Реала» как будто вели игру поочередно, чтобы не мешать друг другу. Если в первой половине толком не был заметен Пушкаш, то теперь ушел в тень Ди Стефано.
Понятно, что судьба игры была решена к исходу часа игрового времени, но ощущения, что «Айнтрахт» наиграл на счет 1:5 не складывалось. «Орлы» старались, создавали моменты, пару раз даже серьезно побеспокоили Домингеса, но класс «сливочных» сказывался во всем. В первую очередь, в проценте реализации опасных моментов.
Грех жаловаться на упущенные возможности Штайну, который в компании с Ди Стефано и Пушкашем поучаствовал в самом ярком отрезке матча, когда мяч побывал в сетке ворот четырежды всего за пять минут. Пиршество начал венгерский майор, поразивший с разворота девятку владений Лоя, доведя свое достижение в конкретно взятом матче до отметки «покер» (не зря все-таки ФИФА учредила приз имени Ференца Пушкаша). В ответной атаке не менее эффектный удар удался Эрвину Штайну, но прошло всего несколько секунд, и уже Белокурая стрела по имени Альфредо презентует голкиперу «Айнтрахта» его седьмую печаль за вечер классным ударом из-за пределов штрафной. После этого Видалю оставалось лишь подарить Штайну прекрасную возможность для дубля, чтобы как-то компенсировать спорный одиннадцатиметровый. Эрвин превратил в гол нелепый пас вратарю, доведя общий счет взятий ворот в этом финале до десяти!
После такого изящный дриблинг «сливочных» и пасы пятками уже не выглядели чем-то из ряда вон выходящим, как в начале встречи – имели полное право на подобные забавы. На голы в оставшееся время матча соперники не сподобились (а ведь имелись шансы, и какие!), но вряд ли это кого-то расстроило, ведь на табло и без того горел хоккейный счет. Несмотря на то, что интрига в этой игре умерла довольно рано, никто из зрителей не собирался покидать трибуны. Все 135 тысяч глоток разного рода возгласами встретили великую победу той, без сомнения, великой команды. «Айнтрахт», несмотря на то, что уступил, вписал себя в историю европейского и мирового футбола одним только участием в этом потрясающем спектакле.
Герои матча. Альфредо Ди Стефано и Ференц Пушкаш
Забили семь мячей на двоих, поочередно вели «Реал» вперед, меняя друг друга на лидерском мостике. Всегда интересно – а что бы могли показать те молодые Ди Стефано и Пушкаш, окажись они на поле в современных условиях? Отметил бы еще бразильца Канарио, действовавшего на правом фланге, но немолодые «глоры» той сносившей все на своем пути команды вряд ли согласятся.
Очарование встречи. Спектакль
Разве может кого-то оставить равнодушным финал Кубка Чемпионов, в котором забивается десяток голов? Можно сколько угодно говорить об отсутствии упорной борьбы, но такие встречи навсегда остаются в истории. Иначе, почему мы говорим о том противостоянии полвека спустя?
Или войдите через