Однажды папа рассказал ему занятную историю о своем вратарском опыте. «Мы проиграли 7:1, но меня унесли с поля на руках. Как героя, ведь я сумел отбить десяток верных ударов». За одиннадцать с половиной лет в «Ньюкасле» Шею ситуация, подобная отцовской, набила оскомину. Поэтому Гивен сейчас вратарь «Манчестер Сити». Но, независимо от эмблемы на свитере, у него только один минус. И этот минус – ошибки обороны.
Сейчас в Англии бытует устойчивое мнение, что вратарская школа в стране находится в упадочном состоянии. Вернее, накрыли ее медным тазом бестолковости. Вратари первой сборной – лицо этой школы, своими действиями на поле частенько подтверждают такую теорию. Что Карсон – помощник сборной России, что Робинсон, умудряющийся пропускать после паса назад от защитника. Остается топ-модель Джеймс, тоже знатный любитель «пустить бабочку». Грин неплох, но не Касильяс, если аргументировать коротко. О том, что хотели натурализовать Альмунию, даже напоминать стыдно.
Но почему при поисках ограничиваться лишь старушкой Англией? Лучше посмотреть на Британию в целом. А здесь уже можно найти очень пристойных вратарей. И если Гордон официально носит титул самого дорогого британского голкипера, то недооцененный толпой Шей Гивен, как всегда, довольствуется запредельной любовью простых болельщиков. И не обязательно в самой Британии. Справедливо, ведь на туманном Альбионе лучшего голкипера вряд ли можно найти.
Гивен – яркий пример в футболе, когда один на поле воин, независимо от уровня партнеров или нападающих соперника. Даже если бы любимые защитники болельщиков «Ньюкасла» Бумсонг и Брамбл поочередно выкладывали точные передачи форвардам соперника, Шей как минимум половину ударов отбил бы. И стал героем встречи, как был уже пятьдесят раз «Человеком матча» в составе «сорок». Таких вратарей осталось не так уж и много в мире. Есть еще Палоп и Касильяс в Испании, больше и не припомнить на самом высоком уровне. Все остальные зависимы в той или иной мере от защиты. Только эта троица играет божественно, невзирая ни на что. Хотя и у них бывают неудачные матчи или моменты. Ни один вратарь не уберег свой шкаф от парочки скелетов, приходящих в ночных кошмарах.
У Гивена есть отличное личное оружие от всех футбольных врагов, и называется оно Вдохновение. Иногда ирландец мечется в рамке, словно белка в колесе, и на ум приходит еще одно определение – «кураж». В манере многих вратарей читается их отношение к игре. Одни орут, руководят, чистой воды «начальники». Другие делают ошибки и разводят руками, указывая на оборону. Обидным определением награждать таких не будем из уважения. Третьи любят игру и получают от нее удовольствие. Пожалуй, Гивен относится к вымирающему типу вратарей-дуэлянтов. Для которых каждый момент, созданный соперником, каждый удар одновременно и борьба за победу, и творчество. Не важно, кто по ту сторону барьера, Зинедин Зидан или малоизвестный форвард с поставленным ударом. Разница лишь в том, что сэйв от Зинедина потом будут крутить на разных телеканалах лет десять, а о «пушке» неизвестного игрока забудут.
Лишь на задворках памяти верного болельщика останется крохотный отрывок. Доля секунды, пока рука нашла предательски летящий мяч. Убила чужую радость и породила свою. Представьте, сколько у Гивена таких моментов в голове. Сотни? Наверное, уже тысячи. Иногда складывается ошибочное мнение, что Шей отбивает только мячи, летящие точно в него или над головой. Здесь кроется еще один секрет мастерства этого вратаря. Гивен всегда очень спокойный и нацеленный на игру. Умение читать ходы соперника позволяет мгновенно выбирать правильную позицию. И тогда на помощь спешит отменная, на грани понимания, реакция ирландца.
Для него футбол – работа. Но вот цель труда вдохновляет. Шей очень благодарный футбольный «актер», Гивен всегда знает, ради кого выходит на поле. От него зависит успех не только команды, но и настроение доброй сотни тысяч болельщиков его команды. Это не только повод для гордости, но и причина, чтобы прыгать выше головы. Гивену проделывать такое приходилось часто. Ведь он – младший в многодетной семье. И братья во всех детских играх старались засунуть самого маленького на ворота. Хлюпик, при том еще и не отличающийся ростом, частенько удивлял прыгучестью и настырностью. Сдаваться и жалеть себя?
Таких слов нет в словаре Гивенов. Кроме трех братьев есть еще три младших сестры. Таких «кланов» в графстве Донегол было много. «У одного соседа было 16 детей! Похоже, телевизора у этой пары не было», — шутит Гивен. Шей воспитан в католической семье, и даже смерть мамы от рака, когда ему было пять лет, не изменила общего уклада жизни благодаря стараниям отца. Сейчас Шею редко получается попасть на воскресную мессу, ведь после или перед матчами времени немного. Но вот вечерние службы он иногда посещает. «Молюсь каждый день. Но не навязываю свои убеждения другим». Понятно, это личное, но характеризирует Шея как очень воспитанного мужчину, который чтит ученье родителей. О матери Агнесс уже вспомнили, а вот отца зовут Шаймус, и сначала он продавал овощи, которые выращивал на грядках рядом с домом. Шей часто помогал ему после школы. И лишь когда с работой было покончено, он мог с братьями поиграть в футбол. Потом отец купил поле для гольфа. Бизнес оказался доходным и Шей даже думал, если не сложится с карьерой футболиста, идти стопами отца. Сейчас только поигрывает иногда в гольф с друзьями.
Но сначала был футбол. Как надо играть, чтобы в 14 лет попасть во взрослую команду «Лиффорд Селтик»? Видать, хорошо, ведь уже в таком возрасте Шей был основным в молодежной команде своего города. Хоть и проиграли в полуфинале юношеского Кубка ирландской Футбольной Ассоциации, но даже счет 1:0 дает понять, что Гивен играл классно. Через год его пригласил сам «Селтик» в предсезонном туре по Ирландии, а в шестнадцать он уже подписал свой первый контракт с легендарным клубом. Хотя выбирать ему было из чего. Ведь, кроме «Селтика», с конкретным предложением подкатывали представители «Манчестер Юнайтед» и ряда других клубов. Правильно сделал, что не согласился на переезд в Манчестер. Там как раз купили Петера Шмайхэля, и вряд ли у Гивена был бы шанс показать себя.
В «Селтике» он также не сыграл ни минуты, зато вдоволь попрыгал в команде 18-летних. Легендарные Боннер в Глазго, Флауэрс в Блэкберне – вот кто учил его в начале карьеры уму-разуму. Но главную науку Шей постигал сам. Сначала Гивена отдали в аренду клубу второго дивизиона «Суиндон», но потом Питер Рид – тренер боровшегося за выход в АПЛ «Сандерленда», переманил перспективного голкипера к себе. В элиту поднялись, Шей сыграл просто феноменально. Шестнадцать матчей на «ноль» из 17-ти! Понятно, такого вратаря «бродяги» отпускать не пожелали.
Тогда же Гивен дебютировал в сборной Ирландии. Кстати, очень скоро Шеймус станет единоличным лидером по количеству сыгранных матчей за сборную Ирландии. Даже очередной пролет мимо чемпионата мира не даст повода, чтобы «завязать». Чтобы не возвращаться к теме сборной. Светлым пятном в этой части спортивной жизни Гивена чемпионат мира в Японии и Корее, неплохая игра, но вылет от испанцев. Вот и все, чем можно похвастаться, кроме многочисленных сэйвов.
После возвращения в «Блэкберн» Гивен застал не совсем ту картину, которую ожидал. Далглиш покинул команду, чемпионские медали не превратились в тыкву, но вот клуб уже начинал гнить. Очутились в зоне вылета, именно тогда Гивену дали шанс дебютировать в АПЛ. А в те дни Кенни Далглиш уже вовсю трудился в «Ньюкасле», и он провел, как показало время, один из лучших трансферов той эпохи. За 1,5 миллиона фунтов купили молодого ирландского вратаря. Конкурентами в новом клубе тогда были Шака Хислоп и чех Павел Срничек. Но Гивен их не заметил и довольно неожиданно для многих стал первым номером команды.
Хотя поначалу не обходилось без курьезов. 8 ноября 1997 года в матче против «Ковентри» Гивен попался на удочку хитреца Диона Даблина. С тех пор он всегда оглядывается, когда вводит мяч в игру.
Потом была как всегда обидная травма, и Хислоп вернулся в основу. Зато в финале кубка Англии 1998 стоял уже Гивен. Без особого успеха, ведь проиграли 2:0. К слову, травмы всегда были главными врагами Гивена. Лишь в двух случаях за последнее десятилетие он не играл в основе «Ньюкасла». Или травмы, или недолгие периоды, когда Стив Харпер воскресал. Редко встретишь, когда два вратаря одной команды такие хорошие друзья. Они вместе играют в гольф, вместе отдыхают семьями, поддерживают друг друга и нахваливают. И Харпер один из первых, кто наведывался в больницу, если Гивен получает очередную травму.
Наглядный пример, 17 сентября 2006 года в матче против «Вест Хэма» Марлон Хервуд столкнулся с Шеем. Не специально, что и подтвердил потом сам Гивен, но вот повреждения были жутковатыми. Врач, который проводил операцию, потом сказал, что такие разрывы внутренних органов больше напоминают ему последствия автомобильных аварий. Первое, чем Гивен с торчащими из живота трубками поинтересовался, не пропустит ли он тренировку. Поэтому никого не удивляет кличка голкипера. Его все называют «Лазарь» за умение быстро восстанавливаться после травм. И желание «воскрешаться»!
Стоит также рассказать о личной жизни Шея. Жену зовут Джейн. Бракосочетание состоялось в 2001 году в церкви имени святой Марии в Хексеме. На церемонии, помимо близких, были футбольные друзья Алан Ширер, Гари Спид, Найл Куинн и Уоррен Бартон. Особенно важным для пары стало то, что их благословил сам Папа Римский Иоанн Павел II. Не лишним будет напомнить, что Его Святейшество играл в футбол и был вратарем, если верить рассказам очевидцев. В 2004 году у четы Гивенов родился сын, и назвали его Шейн. Объединили свои имена, вот и весь секрет. Почему дочурку назвали Сиенной – неведомо. Уж точно не в честь марки автомобиля. До недавнего времени все жили в Нортамберленде, но теперь, похоже, переехали южнее.
Шею Гивену есть чем гордиться. Он – лицо многих кампаний по сбору денег для онкологических клиник. Причем одна такая программа собрала 2 миллиона фунтов! Что говорить, если даже пропущенные им голы стают легендарными. Чего стоит самый красивый по версии самого вратаря гол в его ворота. Незабвенный Бергкамп постарался.
Красивейшие сэйвы в неимоверных количествах не обошли стороной. Правда, в «Манчестер Сити» он переехал именно из-за того, что ударов по его воротам стало слишком много. Когда тебе 33, уже хочется начать побеждать, а не метаться, как в матче против «Ливерпуля». Историю, которая приведена в самом верху, Гивен вспомнил после того провального для «Ньюкасла» матча. И решил уйти. Остается надеяться, что в Манчестере у ирландского «Лазаря» получится еще разок воскреснуть и завершить карьеру трофеем.
Или войдите через