Цифровое измерение

Деградация лидеров РПЛ. Миф или реальность?

08.04.2019, 13:00

В последние три сезона не прекращаются разговоры о том, что лучшие команды РПЛ сильно сдали. «Соккер.ру» проверяет теорию о деградации лидеров, вооружаясь цифрами.

Наверное, мало кто будет спорить с тем, что в чемпионате России сейчас не «Золотой век» и даже не «Серебряный век», за рубеж, разделивший новейшую историю РПЛ на «до» и «после» стоит признать лето 2016 год, когда из «Зенита» уехал Халк. За ним потянулись и другие звезды, сейчас наша лига не может похвастаться россыпью таких классных футболистов, которые играли в РПЛ еще недавно: тот же Халк, Гарай, Витсель, Вальбуэна, Муса, Промес и другие.

Пиковые мощности упали, но значит ли это, что срезался только уровень топ-клубов, что они стали ближе по возможностям к середнякам, потому что больше не могут позволить звезд, которые делали разницу, взламывали массированные обороны и приносили очки? Или падение пропорционально затронуло все уголки РПЛ? Иными словами, качество футбола, результативность и пресловутый класс снизился повсеместно, и лидеры, став слабее, сохранили свое положение за счет общей деградации. Выяснить это нам поможет анализ турнирных таблиц за предыдущие сезоны.

Сила лидера

Естественно, так как в нынешнем сезоне сыграно 22 тура (результатом сегодняшнего матча «Оренбург» — «Ахмат» можно пренебречь, кардинальных изменений в расклад он не внесет), возьмем таблицы предыдущих чемпионатов на аналогичной отсечке для чистоты эксперимента. Начнем с изучения позиций лидера турнирной таблицы. Нас интересует общее количество набранных очков, отрыв ближайшего преследователя, от 5-го места, замыкающего зону еврокубков, от 8-й строчки – середина таблицы, и от 14-й – последнего условно спасительного места, явных аутсайдеров в расчет не берем. Рассматриваем все полноценные сезоны, сыгранные по системе «осень-весна».

Лидеры РПЛ и крепость их позиций после 22 туров в сезонах «осень-весна»

Сезон

Лидер

Всего очков

Отрыв от 2-го места

Отрыв от 5-го места

Отрыв от 8-го места

Отрыв от 14-го места

Суммарный

отрыв

2012/2013

ЦСКА

52

+8

+15

+18

+35*

+76

2013/2014

«Локомотив»

47

+3

+7

+18

+29

+57

2014/2015

«Зенит»

54

+10

+15

+23

+35

+83

2015/2016

«Ростов»

44

+1

+6

+10

+27

+44

2016/2017

«Спартак»

51

+8

+18

+19

+34

+79

2017/2018

«Локомотив»

49

+8

+10

+22

+27

+67

2018/2019

«Зенит»

45

+4

+9

+15

+25

+53

*Жирным шрифтом выделено максимальное значение в столбцах, курсивом – минимальное.

- По абсолютному показателю у «Зенита» второй худший показатель среди лидеров РПЛ после 22 туров, у «Ростова» в сезоне 2015/16 было на очко больше, и «желто-синие» тогда не стали чемпионами.

- Если вынести за скобки сезон с лидерством «Ростова», то показатели лидера неуклонно падают в четвертой кряду кампании: 54 – 51 – 49 – 45.

- Отрыв «Зенита» от второго места (+4 очка) в тройке худших показателей наравне с результатами «Локомотива» (2013/14 — +3) и «Ростова» (2015/16 — +1). Из представленных лидеров после 22 туров РПЛ только эти команды не стали чемпионами.

- По отрыву от пятого места «Зенит» снова в топ-3 худших в той же компании. Все остальные лидеры к этой стадии сезона создавали двукратный отрыв от 5-й строчки.

- У «Зенита» второй худший показатель отрыва от 8-го места и худший – от 14-го.

- По суммарному отрыву от второго, пятого, восьмого и четырнадцатого мест у «сине-бело-голубых» второй худший показатель после «Ростова». Просто сравните текущее значение (+53) с показателем «Зенита» из сезона 2014/15 (+83) – разница в 30 очков! Этот «Зенит» не играет как чемпион.

Вывод: цифры говорят, что «Зенит» входит в тройку слабейших лидеров РПЛ по результатам за семь сезонов, проведенных по системе «осень-весна». Где-то команда Семака чуть лучше «Локомотива»-2013/14 и «Ростова»-2015/16, где-то чуть хуже, но нужно заметить, что эти-то две команды до чемпионства недотянули, а на «Зенит» сейчас многие уверенно вешают корону. Небезосновательно, ведь конкуренты еще хуже. Или это тоже миф? Чуть ниже проверим. И да, в последних пяти сезонах налицо постепенное снижение «доли лидера на рынке».

Первая пятерка. Сильнее, выше, больше очков

Второй этап исследования – сравнение результатов команд, идущих в первой пятерке. Количество набранных очков команд, занимающих места с 1-го по 5-е, поможет ответить на вопрос – ослабли ли ведущие клубы РПЛ относительно середняков или стали хуже вместе со всеми?

Очки, набранные пятью лидирующими командами РПЛ после 22 туров

Сезон

1-е место

2-е место

3-е место

4-е место

5-место

Сумма очков первой пятёрки

2012/2013

52

44

42

38

37

213

2013/2014

47

44

40

40

40

211

2014/2015

54

44

43

39

39

219

2015/2016

44

43

41

40

38

206

2016/2017

51

43

43

35

33

205

2017/2018

49

41

41

40

39

210

2018/2019

45

41

40

39

36

201

Сумма очков первой пятерки в нынешнем сезоне рекордно низкая – всего 201 балл. Это говорит об уменьшении разрыва между топ-командами, которые собираются на вершине таблицы и середняками/борцами за выживание. Причины такого процесса могут быть разные: либо «низы» вдруг начали уметь больше, чем прежде, либо «верхи» разучились. В случае РПЛ выбираем второй вариант: середняки и аутсайдеры все так же играют в оборонительный футбол, защищаются массированно, на такую игру класс отдельных исполнителей имеет меньше влияния, чем на футбол команд, стремящихся атаковать. Лидеры РПЛ утратили выдающиеся созидательные инструменты, вследствие чего победы стали даваться им труднее.

Вывод: цифры подтвердили предположение о том, что именно лидеры РПЛ деградировали в футбольном плане. Главная причина – в сокращении числа индивидуально сильных исполнителей, которых они могут себе позволить. Деградация ведущих команд РПЛ точно не миф, интересно только, достигнуто ли уже дно или еще есть куда падать?

Комментарии
Только авторизированные пользователи могут оставлять комментарии. Если у Вас уже есть аккаунт - авторизуйтесь
dinoel
09.04.2019, 08:56
Мысль интересная, отчасти правильная. Но причины не вскрыты
  0
Леонид Прохорцев 1
09.04.2019, 07:54
Все это поверхностные рассуждения, не вскрывающие причину падения нашего футбола и не способность конкурировать с европейскими клубами. С тех пор, как в нашем футболе появились огромные бюджетные деньги, в футбол пришел криминал. Главная цель криминала распиливать бюджетные деньги и уверять об огромных достижениях в нашем футбольном хозяйстве. На самом деле коррупция никогда ничего не созидала и не создавала.
  0
Правдин Семён
08.04.2019, 18:48
По большей части согласен.
  0
Bastardo
Bastardo
ответ Leningrad 84 (раскрыть)
08.04.2019, 16:41
Ну вот они и показали. Цска не вышли в евровесну из-за чешской Виктории (которую в первых же двух матчах вынесла команда из Хорватии), кризисных Реала и Ромы(которые пали на первой же стадии плей-офф). Локомотив набрал очки лишь в одном матче из шести, хотя одним из соперников был Шальке, который идёт внизу Бундеслиги. Спартак провёл ужасный евросезон, проиграв лч греческой команде, а затем буксуя на неопытной команде из Шотландии, австрийской молодёжке и аутсайдере Ла-Лиги вылетел из Евротурнира. Зенит начал с того, что чуть не потерял шансы на евровесну в самом начале пути, а всё из-за белорусских бронзовиков. Потом оплеуха от норвежцев, которых всё так же прошли не без вопросов, далее неубедительные матчи с командами из Чехии, строющийся французкой дружине виноделов, и довольно крепкую датскую команду, после которого пресса задавалась вопросом "а где же игра?". Плей-офф с аутсайдерами турецких берегов, затем вылет от упомянутого испанского аутсайдера. Краснодар весьма хорошо начал, обыграл другого аутсайдера, чуть поспотыкался на трудягах Испании и Бельгии, но прошёл в евровесну, где выбил уже трудяг из Германии. Но закончил плохо, ибо Валенсия в разы слабее Севильи, а их переход на автобус не от хорошей жизни. Уфа это вообще без коментариев, с трудом прошли словенскую и люксембургскую команды, попутно закупаясь их игроками. Вылет далеко не от сильной команды, да ещё и в стадии становления.

И все болельщики, апелирующие фразой "стыдно за *команду*", уверенны, что проблема только у объекта их ненависти, а их любимчиков они не касаются. РФПЛ уже прошло момент, когда рыба загнила с головы теперь гниёт вся туша.
  2
Serg_Diamond
08.04.2019, 16:12, ред.
Как можно судить о чьей-то деградации, не учитывая уровня соперников, который в разные годы тоже не был одинаковым? Все эти цифры говорят скорее о том, что уровень команд в РПЛ постепенно выравнивается и теперь практически каждый может обыграть каждого. Но не обязательно из-за слабости лидеров, а скорее из-за того, что все даже самые слабые команды научились ставить автобусы и играть от обороны на контратаках. Теперь все реже можно увидеть на поле "избиения младенцев", теперь все стали кусаться.
  1
ZENIT GOAL
08.04.2019, 15:38, ред.
Если отдельно Зенит брать, то он деградирует с 2012 года. И его игра в 14-16 годах от нынешней не сильно отличалась. Там лидерство в чемпионате было за счёт нестабильности конкурентов, как и сейчас.

"Главная причина – в сокращении числа индивидуально сильных исполнителей, которых они могут себе позволить" - нет, главная причина - в развале командной игры, которую выстраивали годами, а потом убили приглашением халковитселей и боаша, а то, что с 2016 года наше руководство новую команду построить никак не может, так это к нему вопросы, почему оно кроме как ломать больше ничего не умеет.

Это что касается Зенита, а об остальных клубах пусть рассуждают их болельщики.
  0
Риелтор с берегов Невы
08.04.2019, 14:42
Примерно по такому же принципу игра в три напёрстка построена. Видно же все: вот шарик, вот напёрстки. Так и в этой статье с цифрами. Уровень наших команд можно понять только по играм на международном уровне Сегодня наш клубный футбол шестой в европе, вот там по коэфф. всё учтено. Сборная играла в четвертьфинале (или ошибаюсь?) чемпионата мира. Наши лидеры выносили реал, немцев, постоянно выходим в евровесну Скажем неудачи в этом году спартака и локо не оттого, что слабо играют. В спартаке большая грязная свара, локо праздновал чемпионство долго. Решат свои проблемы, будут весело играть в европе. Короче: Не клевещите на наш футбол.
  2
Самедов Агил
Самедов Агил
ответ Льюс Тэрин (раскрыть)
08.04.2019, 14:23
Тут тенденция нескольких лет...результаты падают на глазах да и игра в первую очередь упала!!! На уровень упала...это факт и очень жаль
  0
zenit_forever2014
08.04.2019, 14:16, ред.
Статью такую по цифрам надо писать по окончанию сезона, когда будет картина из 30 туров. И да кстати согласна про ЧМ....наши не только так далеко прошли, но и выложилось по максимуму, как на самом ЧМ, так и перед, все мечтали попасть в ту команду.
  0
Льюс Тэрин
08.04.2019, 13:57
Про ЧМ не упомянул автор, так что не совсем объективные выводы.. В прошлых турнирах - том же мундиале и Евро - наши так далеко не заходили, так что усталость сборников, коих у лидеров большинство, вполне могла повлиять на нынешний клубный сезон.
  3
Leningrad 84
08.04.2019, 13:26
При чем здесь деградация?
Сезон на сезон не приходится, хоть с Халком и Витселем, хоть без!
Объективный уровень лидеров РПЛ покажет только Лига чемпионов и Лига Европы!
  6
Дмитрий Климович 2
08.04.2019, 12:58
Миф!
  2
Рейтинг БК
Перейти на сайт
Перейти на сайт