О перипетиях карьеры знаменитого Ариэля Ортеги рассказывает блогер «Соккер.ру» Abbath.
Непобедимые. Именно это слово витало в головах болельщиков «Ривер Плейт», когда их команда направлялась на «Бомбонеру» 11 декабря 1994 года. Еще ни разу за свою 93-летнюю историю «Миллионеры» не выигрывали трофей, ни разу не проиграв. И даже оглушительный свист фанатов «Боки» не мог поколебать уверенность дружины Америко Гальего, не знавшей горечи поражений на протяжении всего сезона. Это было не просто «Суперкласико» — это была возможность переписать историю.
Великолепие той команды обуславливалось удачным сплавом ветеранов в лице кумира самого Зидана Энцо Франческоли и плеядой молодых талантов, вроде Роберто Айялы и Марсело Гальего. Однако даже они меркли на фоне 20-летнего «чуда природы» — Ариэля Ортеги.
То, что это был день «Ослика», стало очевидно уже на четырнадцатой минуте матча, когда Ортега стремительно ворвался в штрафную соперника и был сбит Нестором Фаббри. Удар с точки уверенно реализовал Франческоли, а спустя 10 минут наступил апогей всего невероятного сезона. Грудью обработав мяч, посланный Эрнесто Корти, Ортега четко пробил над вратарем хозяев Карлосом Наварро-Монтоей. Последний гвоздь в «крышку гроба» хозяев вбил Гальего, реализовав пенальти, на этот раз заработанный Эрнаном Диасом. Через несколько дней, сыграв вничью с «Велес Сарсфилд», «Ривер» праздновал очередное чемпионство.
Ортега родился 4 марта 1974 года в провинции Хухуй, что на границе с Боливией, в семье сварщика. Огромное влияние на футбольные таланты «Ослика» оказал легендарный игрок «Ривера» Рамон Диаз, которому юный Ортега стремился всячески подражать на футбольной площадке. Когда ему стукнуло 16, он был приглашен на местный турнир, организованный «Ривер Плейт» в целях поиска талантливых самородков.
«Там было 500 ребят», - вспоминает Ортега. «Каждый раз я пытался ухватиться за мяч и не отдавать его никому. Моя игра впечатлила организаторов турнира, и меня попросили вернуться».
В то время «Ривер» переживал один из лучших периодов в своей истории. В 1986 году команда впервые завоевала Кубок Либертадорес, добавив к нему свой первый (и пока единственный) Межконтинентальный кубок.
Спустя три года клуб возглавил один из лучших игроков в истории аргентинского футбола, легендарный капитан Даниэль Пассарелла, который практически сразу увидел в Ортеге нечто особенное. За неряшливостью и застенчивостью скрывался огромный талант, к которому новый наставник отнесся практически по-отечески. Только спустя годы, когда характер футболиста напрямую столкнется с его талантом, Ортега по достоинству оценит роль Пассареллы.
Однако тогда 17-летний самородок хотел лишь играть в футбол, и с первых же игр начал оправдывать ожидания Пассареллы, впоследствии сыграв ключевую роль в завоевании командой трех чемпионских титулов и второго в истории клуба Кубка Либертадорес, выигранного в 1996 году.
Своим дриблингом Ортега буквально завораживал публику «Монументаля», ускользая от защитников словно антилопа от львов, которые не успевали за юрким «Осликом». Логично, что европейские гранды не могли пройти мимо, поэтому получение «повестки» из Старого Света было лишь вопросом времени.
Ортега решил последовать примеру Диего Марадоны, отправившись в Испанию, правда, в другой город – Валенсию. Но в отличие от великого соотечественника, Ортеге сразу же пришлось столкнуться с трудностями, коими для него стали жесткие требования к дисциплине и строгому следованию тактике главного тренера «летучих мышей» Клаудио Раньери. Нежелание следовать указаниям тренера и чрезвычайно вспыльчивый темперамент футболиста привели к конфликту с наставником, вылившимся сперва в место на скамейке запасных, а затем и в исключение из состава. Тем не менее, это не помешало Ортеге попасть в заявку на грядущий мундиаль, где он был решительно настроен показать всему миру, чего в его лице лишилась «Валенсия».
Аргентина, имевшая первоклассный состав во главе с Батистутой и Симеоне, по праву считалась одним из фаворитов турнира. Звездным часом Ортеги стала воспетая группой «Чайф» игра группового этапа со сборной Ямайки, где «Ослик» отличился двумя первоклассными голами, а к четвертьфиналу с голландцами он подходил уже в качестве одного из лучших игроков мундиаля.
Но нидерландская защита, получившая строгий наказ моментально накрывать десятый номер аргентинцев, не давала ему прохода. В концовке матча, обыграв в штрафной Япа Стама, аргентинец зацепился за его ногу и довольно картинно рухнул на газон. Арбитр встречи на трюк не повелся и решил проучить игрока «горчичником». В этот момент к Ортеге с претензиями «подлетел» Ван дер Сар, но тут же испытал на своей челюсти крепкий череп аргентинца. Спустя мгновение желтый цвет сменился на красный, а Ортега отправился восвояси. Через несколько минут вслед за ним отправилась и его сборная, испытав на себе «особую магию» Денниса Бергкампа.
Несмотря на столь неудачный финальный аккорд, игра Ортеги впечатлила ряд европейских клубов, среди которых была и итальянская «Сампдория». Несмотря на яркий старт и ряд впечатляющих моментов, вроде ловкого «парашюта» в ворота «Интера», игра аргентинца не отличалась стабильностью. Спустя полгода за неудовлетворительные результаты наставник генуэцев Лучано Спаллетти был отправлен в отставку. Его место занял Дэвид Платт, который перво-наперво исключил из состава Ортегу, предпочтя ему арендованного «земляка» Ли Шарпа. Спустя шесть матчей, не одержав ни одной победы, Платт был уволен, а по окончании сезона «Сампдория» покинула Серию А.
К тому времени бунтарская сущность Ортеги стала широко известна на всем Апеннинском полуострове. В декабре 1998 года Ортега в изрядном подпитии устроил скандал в одном из столичных ночных клубов, после чего отправился кружить на автомобиле по окрестностям, где и был пойман представителями правопорядка.
Несмотря на столь вызывающее поведение, среди итальянских команд нашлись желающие сотрудничать с футболистом. Одним из таких смельчаков стала «Парма», недавно праздновавшая победу в Кубке УЕФА. Главный тренер пармезанцев Альберто Малезани видел в Ортеге идеальную замену ушедшему в «Лацио» Хуану Себастьяну Верону.
Третий клуб Ортеги за три года принес еще больше разочарований. «Крестоносцы» надеялись, что «Ослик» составит ударную связку со своим бывшим партнером по «Риверу» Эрнаном Креспо, но из 25 голов, забитых ими на двоих, на счету десятого номера значились только три.
«Я снова счастлив», - именно такими словами Ортега прокомментировал свое возвращение в родные пенаты. Не сумев закрепиться в «Парме», аргентинец принял решение вернуться домой, где местная публика по-прежнему была от него в восторге. Вместе с Хавьером Савиолой, Пабло Аймаром и Хуаном Пабло Анхелем Ортега сформировал знаменитую «фантастическую четверку», а на тренерский мостик вернулся Америко Гальего. Однако одновременное распределение всех четверых на поле стало настоящей головной болью для главного тренера, в результате чего сей квартет в своем полном составе появился на поле лишь шесть раз. За менее чем 20 игр команда наколотила четыре десятка голов, но трофеи прошли мимо.
Ортегу это не особо расстроило, потому как он вновь наслаждался футболом, и его выступления это ярко подтверждали. 23 забитых мяча в 56 матчах говорили об удачной реанимации карьеры, и даже отъезды Аймара и Савиолы в «Валенсию» и «Барселону» не могли этому помешать. В 2002 году Ортега выдал свой лучший сезон после возвращения, приведя команду к победе в Клаусуре.
В кои-то веки он напоминал того живчика, которого видел весь мир на французском мундиале четырехлетней давности. Вновь начали поступать предложения от европейских клубов, и даже «Манчестер Юнайтед» изъявил желание подписать игрока. Но Ортега по странной причине сделал выбор в пользу турецкого «Фенербахче», о чем он впоследствии горько пожалел.
«С самых первых дней я понял, что это страна мне не подходит», — писал позже Ортега в своей автобиографии. Язык, еда и культура — все это походило на пытку для тоскующего по родине аргентинца, которого хватило лишь на полтора десятка игр. Отправляясь на товарищеский матч между Аргентиной и Нидерландами в феврале 2003 года, Ортега уже был твердо уверен, что навсегда покидает Турцию. После матча игрок отправился в Буэнос-Айрес, откуда сообщил своим работодателям, что обратно не вернется.
Агент игрока пытался свалить всю вину на турков, обвиняя их в невыполнении некоторых условий контракта, один из которых гласил о том, что после перехода Ортеги «Фенербахче» обязуется приобрести еще ряд аргентинских игроков. Но на ФИФА данные доводы не произвели впечатления, и жалоба турецкого клуба была удовлетворена. Ортега был оштрафован на 11 миллионов долларов и дисквалифицирован до конца года. Нареченный некогда преемником великого Диего Армандо, которого он был призван заменить на чемпионате мира 1994 года, в 29 лет Ортега остался у «разбитого корыта».
Не имея возможности выкупить свой контракт, Ортега был вынужден провести почти полтора года вне «большой игры». Но тут на помощь пришел старый знакомый Ариэля – Америко Гальего, возглавлявший на тот момент «Ньюэллс Олд Бойз». Используя средства от продажи Мауро Росалеса, Гальего спас карьеру своего бывшего подопечного, выкупил его контракт. Благодарность футболиста последовала незамедлительно: Ортега вмиг стал лидером команды, приведя ее к победе в Апертуре. В вечной схватке между его характером и талантом футбол наконец-то взял верх.
Несмотря на его растущую близость к людям и футболу в Росарио, Ортега не смог проигнорировать последовавшее двумя годами позже приглашение от родного «Ривера», где он воссоединился с человеком, даровавшим ему путевку в большой футбол – Даниэлем Пассареллой. Но в это раз их сотрудничеству суждено было стать куда менее плодотворным.
Несмотря на хороший старт в Апертуре 2006 года, в скором времени в дело вмешались давние проблемы Ортеги с алкоголем, которые к тому времени достигли критической отметки. В конечном итоге футболиста исключили из команды и вынудили отправиться на лечение.
Спустя месяц он вернулся и отметился великолепным голом в ворота «Сан Лоренцо», но счастье оказалось недолгим. В скором времени последовал рецидив, и Ортега вновь отправился в реабилитационный центр для алкоголиков.
Все вернулось на круги своя. Буйный нрав вновь начал выпячиваться наружу, закрывая собой талант. Ситуация ухудшилась после увольнения Пассареллы в 2007 году. Сменивший его Диего Симеоне долго мирился с поведением Ортеги, но после очередного запоя он потребовал или продать хавбека, или окончательно вылечить. За несколько дней до этого пьяный в умат Ортега попал в аварию, практически полностью разворотив свой автомобиль, что и стало последней каплей в чаше терпения бывшего напарника по сборной.
Проблемный плеймейкер был арендован клубом второго аргентинского дивизиона «Индепендьенте Ривадавия», но с обязательным условием посещения Ортегой близлежащей клиники для алкоголиков. Несмотря на его проблемы, руководство клуба надеялось на реабилитацию игрока, однако эйфории не последовало. Ортега был не в состоянии не то что играть, но и нормально тренироваться, раз за разом пропуская тренировки. Результат был очевиден: 1 мая 2009 года президент «Ривадавии» Даниэль Вила вернул игрока в Буэнос-Айрес.
Пристрастие Ортеги продолжало портить ему жизнь и карьеру, но со временем его кондиции начали потихоньку восстанавливаться. В 2011 году 36-летний Ортега был отдан в аренду местному «Олл Бойз», где, впрочем, игрок не задержался, и после очередного пропуска тренировки был возвращен в «Ривер», где командой уже руководил новый тренер Хуан Хосе Лопес.
Дальнейшая судьба Ортеги была предсказуема. Не явившись на первую предсезонную тренировку якобы из-за проблем с желудком, игрок был проинформирован, что клуб больше не желает с ним сотрудничать. Последним пристанищем опального хавбека стал клуб третьего аргентинского дивизиона «Дефенсорес де Бельграно», где он завершил карьеру в 2012 году.
Но «Ривер» не мог позволить одному из своих ярчайших игроков завершить карьеру подобным образом. Не так много футболистов были способны впечатлить свою публику так, как это делал Ортега в составе столичной команды, за которую он провел 272 встречи. Поэтому неудивительно, что 13 июля 2013 года на «Монументале» в честь Ортеги был организован прощальный матч, во время которого 60 000 обожающих его фанатов неустанно скандировали его имя. На поле вышла команда «Друзья Ортеги», в которую вошли такие футболисты, как Роберто Айяла, Хавьер Савиола, Хуан Пабло Сорин, Энцо Франческоли и многие другие. Противостоял ей «Ривер Плейт», составленный из знаменитых игроков прошлого и настоящего. Виновник торжества провел по тайму за каждую из команд. «Ривер» победил со счетом 8:2, а один из голов забил сын Ортеги – Томисито.
В ходе карьеры, длившейся более двух десятилетий, Ортега влюбил в себя и заставил полюбить футбол тысячи людей по всему свету. Пусть он и не оправдал многочисленных надежд, но он всегда будет занимать особое место в сердцах болельщиков «Ривер Плейт».
Или войдите через