Джекил и Хайд

24.05.2017, 20:26

Блогер «Соккер.ру» Abbath окидывает взором основные карьерные вехи некогда многообещающего Аделя Таарабта, в этот день отмечающего свой 28-й день рождения.

Североафриканские корни, великолепная французская футбольная школа и элегантный стиль игры, очаровывающий с первого взгляда. Знакомое описание, не правда ли? Едва засветившись на футбольном горизонте, Адель Таарабт тут же привлек к себе пристальное внимание футбольных специалистов, видевших в нем очередную реинкарнацию великого Зидана. Не секрет, что подобные «копии» всплывают во Франции и близлежащих регионах практически регулярно, однако относительного успеха достигают единицы. К сожалению, Таарабт не стал исключением, пополнив список «бракованных копий», чей послужной список к 28 годам ограничивается лишь титулом чемпиона Португалии.

Таарабт родился в Фесе, крупнейшем и старейшем имперском городе Марокко, но в скором времени вместе с семьей переехал в тихий приморский городок на юге Франции Бер-л’Этан, где начал делать первые шаги в футболе, пытаясь таким способом найти себе друзей среди соседских детей, что сделать, будучи ребенком мигрантов, весьма непросто, а уж о карьере профессионального футболиста даже и мечтать не приходилось.

В отличие от многих игроков, родители Таарабта никак не влияли на его футбольное становление, если, конечно, не считать таковым переезд во Францию.

«Мой отец никогда не следил за футболом и не особо интересовался моими успехами на данном фронте. Каждый раз по возвращению с работы он слышал от людей восторженные отзывы о том, как я сегодня был хорош, но не придавал этому значения. И лишь когда мне исполнилось 11 лет, он удосужился посетить игру с моим участием».

По мере обустройства в новой стране Таарабт обживался и на футбольном поле, где уже чувствовал себя как рыба в воде, что изменило отношение родителей к увлечению сына. В скором времени Таарабт был принят в известную молодежную академию «Ланса», и мечты о карьере профессионального футболиста стали реальностью.

Профессиональный дебют пришелся на 2006 год, и Таарабт тут же привлек к себе интерес ряда клубов английской Премьер-Лиги, фаворитом среди которых являлся лондонский «Арсенал». Однако в дело вмешался бывший скаут «канониров» Дэмиен Комолли, двумя годами ранее перебежавший в «Тоттенхэм». Комолли убедил марокканца в том, что «Арсенал» и мизинца его не стоит, а на «Уарт Харт Лейн» Таарабта ждет «рай на Земле». 

Сделка была оформлена в январе 2007 года. Лесть Комолли сработала превосходно, и «шпоры» получили в свое распоряжение часть прав на желанного игрока. Комолли же не переставал «грузить» публику тем, что «Тоттенхэм» подписал одного из талантливейших игроков Европы, и это только начало реализации огромных планов лондонского клуба по привлечению молодых талантов.

Спустя полгода, проведя ряд впечатляющих матчей за резервную команду и несколько раз выйдя на поле в составе первой команды, «Тоттенхэм» принял решение о выкупе оставшейся части прав на игрока.

В преддверии сезона-2008/09 Таарабт, с приходом Хуанде Рамоса прочно осевший в резерве, и вовсе был исключен из первой команды и проинформирован клубом о том, что тренер больше не нуждается в его услугах и в скором времени ему будет подыскан новый клуб, а пока игроку позволено тренироваться вместе с дублем. Несмотря на скорое увольнение Рамоса и последующее возвращение Таарабта в первую команду новым главным тренером Харри Реднаппом, стать важной частью основного состава марокканцу так и не удалось. В марте 2009 года наконец было найдено новое «пристанище» в лице «Куинз Парк Рейнджерс», куда Таарабт отправился на правах аренды до конца сезона.

Полный энтузиазма и вдохновения, накопленных за месяцы простоя, Таарабт здраво начал в составе «обручей», в том числе принеся своим голом победу в важном матче против «Бристоль Сити». Однако всего спустя месяц после переезда на запад Лондона, прыть Таарабта была остановлена повреждением коленного хряща, «починка» которого требовала хирургического вмешательства. Восстановиться от травмы он сумел уже к июлю, и стремление марокканца было вознаграждено продлением аренды еще на один год.

Этого времени хватило, чтобы дать решительный ответ всем тем, кто поддержал решение Хуанде Рамоса. Ключевым аргументом этого ответа стал гол, забитый Таарабтом в ворота «Престона» в октябре 2009 года.

После игры главный тренер «обручей» назвал Таарабта гением, а сам игрок по окончании сезона попал в символическую сборную Чемпионшипа. К несчастью, данная популярность начала сказываться на марокканце не самым лучшим образом.

Несмотря на относительные успехи на Туманном Альбионе, Таарабт не скрывал своего разочарования.

«Англия не для меня, и мне не нравится, как здесь играют. Наблюдая за «Болтоном», «Стоком» или «Вулверхэмптеном», я говорю сам себе, что все это не имеет никакого смысла. Ненавижу такой стиль игры. Думаю, что мне лучше всего подходит Испания, и я надеюсь, что следующий сезон начну в «Реале», «Барселоне», «Валенсии» или «Севилье». Несколько больших команд хотят видеть меня в своих рядах».

Однако все заявления Таарабта так и остались на фоне слухов, и большие клубы особого интереса к нему не проявляли. Вместо этого в августе 2010 года марокканец поставил подпись под трехлетним контрактом с «КПР», который выкупил его трансфер у ненавистного им «Тоттенхэма».

Воодушевленный столь решительным поступком клуба, Таарабт ударно провел новый сезон, выведя клуб в Премьер-Лигу с первого места и завоевав титул игрока года в Чемпионшипе, заодно став лучшим бомбардиром клуба, забив 19 мячей в 44 матчах, чем завоевал право носить капитанскую повязку.

Вполне логично, что после столь успешного сезона поползли слухи о том, что за Таарабтом начали охоту несколько топ-клубов. Сам марокканец не пытался как-то опровергать подобные «утки», а однажды заявил, что близок к переходу в ПСЖ. Но договоренность так и не была достигнута, и Таарабту пришлось «довольствоваться» «КПР» и Премьер-Лигой. В скором времени Таарабт заявил о том, что не желает, чтобы журналисты занимались спекуляцией касательно его будущего, однако нарастающий конфликт марокканца с одним из партнеров по команде не мог остаться в стороне, что только усилило вопросы касательно будущего Таарабта в английской столице. Партнера звали Джоуи Бартон.

Раскол начался после того, как Нил Уорнок совершенно беспочвенно лишил Таарабта капитанской повязки и передал её новичку команды Бартону, предпочтя опыт англичанина мастерству марокканца. Однако вместо того, чтобы поддержать разочарованного одноклубника, Бартон в прямом эфире местной радиостанции подверг марокканца критике, обвинив того в плохой форме и отсутствии профессионализма.

В октябре 2011 года, недовольный своей заменой в перерыве матча против «Фулхэма» (0:6), Таарабт просто взял и покинул стадион, уехав на ближайшем автобусе домой. По этому поводу не преминул воспользоваться возможностью высказаться Джоуи Бартон:

«Это футбол высшего класса, и если ты не готов упорно работать, то ты не будешь попадать в состав. Если бы я был Аделем, то я бы не хотел сидеть на скамейке запасных. Когда я пришел сюда, то мне сказали, что он гений, однако я этого пока не увидел».

В дальнейшем Таарабт смирился со скамейкой запасных, где он проводил большую часть времени, появляясь на поле лишь в случаях, когда большая часть полузащитников выбывала из строя, и у тренера не было других вариантов. Однако всякий раз появление марокканца приносило команде существенную пользу. Чего только стоят победные матчи против «Арсенала» и «Тоттенхэма», где марокканец забивал решающие голы. Вклада Таарабта оказалось достаточно, чтобы избежать вылета из Премьер-Лиги, а уверенное выступление марокканца в поединках с лучшими командами страны гарантировало ему новый трудовой договор. К тому же клуб сменил менеджера и на тренерский мостик пришел давний знакомый Таарабта Харри Реднапп, что «вернуло к жизни» загибающуюся карьеру марокканца.

Свой первый гол в новом сезоне Таарабт забил в первый день октября 2012 года, поразив ворота «Вест Хэма» великолепным дальним ударом, после чего, задрав футболку, продемонстрировал надпись «Я люблю Аллаха». Однако всевышний не помог, и «обручи» в том матче потерпели поражение.

Спустя пять дней Таарабт снова забил, на этот раз от марокканца пострадал «Вест Бромвич», однако его команда вновь уступила. И только 15 декабря Таарабт, на этот раз оформив дубль, сумел принести своей команде первую победу в сезоне.

«Таарабт напоминает мне Ди Канио, которого я считаю фантастическим футболистом. Паоло был одним из величайших игроков «Вест Хэма». Адель такой же. Он может делать то, что другим не под силу. Он великолепен. Он просто раскалывает игроков вражеской команды. Он может пройти двух-трех соперников, и они могут просто висеть на нем, однако мяч у Таарабта все равно не отберут» - заявил после матча главный тренер КПР Харри Реднапп

Спустя три недели Таарабт удостоился еще одного приза лучшему игроку матча, на этот раз в выездной встрече против «Челси», где марокканец умело ассистировал Шон-Райт Филлипсу, забившему единственный мяч в той памятной игре.

К сожалению, как бы ни старался марокканец, это не помогло «обручам» избежать последней строчки в турнирной таблице и последующего возвращения в Чемпионшип. Таарабт же не горел особым желанием вновь ошиваться во втором дивизионе и предпочел остаться в Премьер-Лиге, перейдя на правах аренды в «Фулхэм», где воссоединился с Мартином Йолом, своим первым наставником в Англии, тренировавшим марокканца еще в «Тоттенхэме». Однако в составе «дачников» он имел весьма скудное количество игрового времени, да и сама аренда продлилась всего 5 месяцев.

В январе 2014 года было объявлено, что новый главный тренер «Милана» Кларенс Зеедорф изъявил желание видеть в своих рядах марокканского полузащитника, и в скором времени Таарабт присоединился к миланскому клубу на правах аренды до конца сезона.

«Я выступал за несколько хороших команд, но «Милан» — совершенно иной уровень. Это очень организованная и профессиональная команда, и мне не терпится выйти на поле в красно-черной футболке».

В «Милане» Таарабт проявил себя значительно лучше, чем в «Фулхэме», забив 4 гола в 16  матчах, и впечатлив местную публику своим техническим арсеналом и незаурядными действиями. Команде же это не особо помогло, ибо окончание сезона «россонери» встретили на восьмой строчке турнирной таблицы.

Вернувшись в Англию после недурной итальянской командировки, Таарабт стал завсегдатаем местных таблоидов, куда он попадал отнюдь не за заслуги на поле. Не остался в стороне и главный тренер КПР Харри Реднапп, раскритиковавший физическую форму марокканца:

«Он не готов играть в футбол, к сожалению. На днях он сыграл за дубль, и я мог бы пробежать за игру больше, чем он. Я не могу на него рассчитывать. Я не могу продолжать защищать человека, который не хочет работать над собой и тренироваться, и к тому же имеет пуд лишнего веса. Что я могу сказать – получай свои 60, 70 штук баксов в неделю и не тренируйся? Что это за игра? Мой выбор останавливается на людях, желающих себя проявить, заслуживающих быть в таком славном клубе, как КПР, демонстрирующих желание тренироваться и правильный подход к делу. Когда он начнет делать это — если он сможет делать это — может быть, получит игровое время».

Марокканский полузащитник был в корне не согласен с мнением своего коуча.

«Когда я выступал в «Милане», иногда случалось так, что Робиньо и Кака не попадали в состав. Очевидно, что поклонники КПР любят меня, а я люблю КПР и его поклонников. Они – мой клуб. Вы не можете разорвать отношения между мной и фанатами. Он хочет настроить болельщиков против меня. Текущие тренировки команды отличаются от тех, что были в «Милане», какие ждешь от других тренеров. Они недостаточно интенсивные, у игроков нет мотивации. Когда мы играли с «Вест Хэмом», он говорил игрокам: «Ты не готов, ты не это, ты не то». Я сказал, что наша проблема не игрового плана, мы не знаем, как играть командно. Команда не должна заниматься беготней по полю, она должна играть, используя мозги».

В ответ на слова Таарабта наставник англичан ответил довольно резко:

«Единственная причина, по которой он мог похудеть, была ангина. Это единственный способ, с помощью которого мы могли изменить его вес. Он не готов вернуться в игру, это правда. Он – худший профессионал, с которым я когда-либо сталкивался, и я был его единственным заступником в КПР на протяжении последних трех лет»

Конфликт закончился прекращением сотрудничества с Таарабтом в июне 2015 года. Без работы игрок оставался недолго, и в скором времени подписал пятилетнее соглашение с лиссабонской «Бенфикой».

Однако к новому году за Таарабтом не числилось ни одного появления на поле в составе нового клуба. Более того, спустя четыре месяца после подписания контракта, марокканец был переведен в дубль. Обуславливалось это все тем же – отсутствием дисциплины. В конце концов «Бенфика» отправила опального марокканца в командировку в Геную, где Таарабт на правах аренды защищает цвета «Дженоа».

Трудно поверить, что карьера «марокканского Зидана» подошла к концу в том возрасте, когда большинство игроков выходят на свой пик. Ведь если окинуть взором всю его кочевническую карьеру, то станет понятно, что главным врагом Таарабта в большинстве случаев являлся он сам. Отрезки сосредоточенной и яркой игры сменялись нарушением дисциплины, конфликтами с тренерами и пропажей с футбольных радаров. В Таарабте словно борются две сущности, и будущее марокканца полностью зависит от исхода сей схватки, в которой ощутимый перевес пока на стороне мистера Хайда.