Операция «Деградация». Закисшие форварды
В день, когда напомнили о себе Павлюченко и Погребняк, «Соккер.ру» собирает воедино странные судьбы российских нападающих. Голеадоры совсем не радуют.
Павел Погребняк («Динамо»)
Скатился неплохой таранный форвард ниже некуда. В «Динамо» прямо говорят – пытаются продать, нашли вариант в Австралии, но Погребняк отказывается. Ему и в Москве хорошо платят, 1.8 миллиона евро в год, играть не нужно, забивать не требуют, жизнь удалась. Вопрос в первую очередь к тем, кто подписал контракт с возрастным нападающим до лета 2018-го. Но ситуация дичайшая, Павлу платят за минуту игры вдвое больше, чем получает Криштиану Роналду.
Но и Погребняку, выигравшему в лотерею в 2015-м году, надо совесть и профессионализм иметь. Иньеста недавно заявил, что на старости не хочет быть финансовой обузой для «Барселоны», хотя у каталонцев полно денег. А спартаковец с зенитовским прошлым Павел – легенда, ему можно получать зарплату за тренировки в «Динамо». Впрочем, если у мужчины, который может себе позволить и такси в любую точку города, и личного водителя, отбирают права за езду в нетрезвом виде, то дополнения лишние. Не играет в футбол, потому что не хочет.
Александр Кокорин («Зенит»)
Самый высокооплачиваемый футболист мира Лавесси попал в историю. Позируя к фотографии, потянул за уголки глаз – изобразил «азиата», и за детский расизм пришлось извиняться перед китайцами. Кокорин – третий по заработкам российский игрок после Денисова и Дзюбы, тоже мастер попадать в глупые ситуации. Хотя иные его проступки существеннее, чем у аргентинца – например, езда по встречной.
Впрочем, нас также интересует и не радует игра Кокорина в футбол. Черчесов правильно рассудил, не включив Александра в заявку на Кубок Конфедераций. Только плохо, если Александр вдруг рад и уже спланировал себе каникулы. Это мы думаем, что Кокорина могут расстраивать оценки его игры, критика Луческу. На поверку все может быть иначе. И от этой догадки еще грустнее. Александр на грани исчезновения как сильный футболист. А ведь из всех собранных у него лучшие условия.
Игорь Портнягин («Локомотив»)
Не могут железнодорожники без нападающего, который не играет в футбол, но в заявке числится. Поэтому выписали у «Рубина» Игоря, у которого два выхода на замену, два матча в основе и травма, которая изначально выбила его на полтора месяца. Но случилась она в игре против «Арсенала» в середине осени, то есть в декабре Игорь должен был выйти на поле. Но пропал до весны.
Первого апреля Семин пошутил – включил Портнягина в запас, но больше так не поступал. Игорь исчез из радаров, хотя в Казани до сих пор находятся эксперты, которые считают, что он ни в чем не уступает Жонатасу. С учетом, как бразилец бьет с «точки» — в одном точно не уступает. И хотя Портнягин сейчас в составе победителя Кубка России, он еще одна пропащая душа – нападающий не играет, не забивает, а ведь ему всего двадцать восемь лет.
Владимир Дядюн («Рубин»)
От легендарного Сапогова до Сергея Давыдова, от Медведева и Асильдарова до Мухаметшина и Гогниева – в РФПЛ всегда были нападающие, которым никто не мешал о себе заявить в любом возрасте. И не надо быть невероятного класса и стабильным мастером, Луценко или Лебеденко в хорошие сезоны тоже прилично смотрелись, хотя никто не требовал их немедленно в основу сборной и даже «Зенит» их купить, как Бухарова, не пытался.
Но пример Дядюна один из самых показательных. Ведь Владимир не забивает голы более двух лет. И хотя прошлым летом отмечал, что ушел бы из команды Грасии, будь здоров, в новом году числится игроком «Рубина» и никуда не спешиn. Получает зарплату – меньшую, чем Погребняк или легионеры казанцев, которые провалили сезон, но достаточную, чтобы с огорчением отметить, что даже средние, но старательные форварды в России в глубоком запасе, а не на поле. Не выполняют профессиональный долг, радуя публику.
Павел Голышев («Томь»)
Еще одна неприятная история, поскольку Голышев, если кто помнит его лучшие времена в составе «Томи», был нападающим склада нынешнего Дибалы. Тезка аргентинского Павла играл по всему фронту атаки, речь о думающем футболисте с нетривиальными решениями, что для российского форварда – редкость. И хотя москвич и воспитанник ФК «Москвы» не заиграл в «Спартаке» Карпина, он раскрылся в Томске и получил шанс в «Краснодаре». Но не получилось…
В результате вернулся в «Томь», поиграл немного за «Тосно» в прошлом сезоне – там хотя бы пару голов забил, а теперь снова в Томске. И результаты опытного Павла, которому в этом году исполнится тридцать лет, не радуют. Два ассиста в никому не нужных, кроме местных юных игроков, матчах, ноль голов в чемпионате. Был интересный нападающий, но затерялся. Жаль, ведь тут дело не в здоровье и не в поведении. Не умеют готовить стальных форвардов, хоть ты тресни!
Александр Кержаков («Зенит»)
Даже самого результативного российского форварда в истории не прошла стороной эпидемия игровой деградации, хотя у Кержакова «справка есть». Ему тридцать четыре года, ему можно. Но раз молодой отец остается в составе «Зенита», то к его уровню претензий нет – на резерв тянет, как и Анюков, то есть все-таки хотелось бы увидеть на поле профессионального футболиста. А пока у Кержакова в этом сезона столько же голов в чемпионате России, как новых детей.
И это не лучшая статистика для такого мастера, особенно под конец карьеры. Возможно, после возвращения из Швейцарии Александр мог рассудить иначе, ведь в чем смысл места на скамейке в «Зените»? Готовится стать тренером, как рассказал его друг Сергей Шнуров? Пока Кержакову платят зарплату за тренировки, но вряд ли в его случае смысл в деньгах. Эмоциональные реакции на бровке – все, чем запомнился Александр в сезоне. Может, Луческу виноват, что вместо Кокорина не доверился Кержакову?
Роман Павлюченко («Урал»)
Сегодня получил два матча дисквалификации в Кубке России за обзывания Ари. До этого стал ярким участником эпичного открытия стадиона «Крестовский». Хотя потом сам Роман признал, что ничего не выиграл, высказав странному арбитру претензии. Впрочем, Павлюченко и сам давно превратился в странного нападающего – с одной стороны, может забить парочку мячей за сезон, за «Урал» отличился целых четыре раза.
Для этого списка это много, но разве есть смысл продолжать сотрудничество с тридцатипятилетним форвардом? Спящий гигант, если суммировать его выступления после возвращения в Россию – а вернулся, страшно сказать, почти шесть лет тому назад, не показал ничего выдающегося. И причина не только в неприятных болячках. И пусть комментатор в отставке Уткин перебарщивает, грубовато подкалывая Романа после инцидента с Ари, форвард давненько списал себя в утиль.
И почему чемпионат не результативный?
Одни нападающие – старые, другие – не слишком умные, третьи – битые-перебитые. Иногда все три компонента в одном. Форварды в России – скоропортящийся, прихотливый десерт. Даже по Дзюбе и Смолову, хотя выдают вторые неплохие сезоны, ничего конкретного сказать нельзя, ведь не за «Баварию» и «Барселону» играют. Печальный расклад для сборной, чей лучший снайпер может похвастаться только тридцатью мячами в девяти десятках матчей – речь о Кержакове. На фоне коллег – результат, а по меркам Окадзаки, ван Перси, Джеко, Анри, Шукюра, Руни, Вильи, Ибрагимовича или Клозе – скромный показатель.
В России тащить за собой голами некому. У Дзюбы за сборную пока на гол меньше, чем у Кокорина. И многие нападающие за последние пять лет деградировали. Кто-то исчез, как Портнягин или Дядюн. Кокорину и на скамейке «Зенита» будет удобно. Погребняк «без комментариев» реагирует на попытки «Динамо» переложить его зарплату на другие плечи. А Кержаков предпочел быть группой поддержки «Зенита» с бровки, Тотти и то сильнее злился, не попадая в состав. Павлюченко не стал всегда сидеть на скамейке, но его вспышки гнева пользу «Уралу» очевидно не принесли. А в плане игры на острие Ильин лучше и дешевле.
Так что если вас спросят, почему этот чемпионат такой немощный по голам – всего 2.1 мяча в среднем, ответом могут быть истории нападающих. Лимит подразумевает обязательное наличие российских форвардов в клубах разного уровня. У всех этих футболистов настолько хорошие условия и контракты, что никто не спешит забивать мячи и радовать красивой игрой. Но если ветерану Кержакову можно за былые заслуги выдать зарплату в «Зените» по доброй воле двух сторон, то остальные истории куда печальнее и менее романтичны.