«Реал» и «Ювентус» — законодатели мод
Если обойдется без сенсаций, то в финале ЛЧ сразятся Зидан и Аллегри. «Соккер.ру» разбирает современные и тонкие футбольные идеи француза и итальянца.
Дело не только в классе исполнителей. У «Манчестер Сити», ПСЖ, «Баварии» и «Барселоны» индивидуально очень сильные игроки, но эти команды не сыграют в полуфиналах ЛЧ, поскольку им объективно не хватило умения не совершать глупых тактических ошибок. И одно из объяснений, почему «Ювентус» и «Реал» не повторили ляпы других грандов – свежие идеи Зидана и Аллегри, которые те предъявили в первых полуфинальных матчах.
Большие матчи часто показательнее для разбора и понимания, чем легкие победы в чемпионатах, где вправду голый класс забирает на себя внимание и трудно проверить свою схему от ворот до ворот. Но поскольку все будущие соперники мечтают обыграть «Реал» и «Ювентус», а фавориты мечтают опередить друг друга в финале Лиги чемпионов, полезно раскрыть парочку секретов. Тем более, для еврокубков Зидан и Аллегри припасли некоторые нюансы.
Латерали в атаке
Разбирая минусы оборонительной схемы Зидана – а эти минусы никуда не делись, просто «Бавария» и «Атлетико» провалили свои попытки взломать оборону и добраться до Наваса, отмечали, как узко играют центральные защитники Зидана. И как высоко – фланговые, которые на самом деле, как и в случае с Дани Алвесом и Алексом Сандро, закрывают всю бровку. Причем у «Ювентуса» иногда края даже смелее.
Также обратите внимание, какие преимущества получает «Реал» благодаря Марсело, а «Ювентус» — из-за Алвеса. Сейчас в мире нет молодого правого защитника, который читал игру на том же уровне, и хотя есть талантливые левые беки, порой наследник Роберто Карлоса в «Реале» выдает невероятные поединки. Бразильцы сильны в атаке, очень смелые и техничные. Вспомните игру Марсело против «Баварии» — главный герой матча. Но и с «Атлетико» помог.
Разумеется, крайне любопытно узнать, не разнесет ли в пух и прах Марсело и при поддержке Иско, Роналду и Бензема (в этом сезоне нападающий тоже смещался на левый фланг) Алвеса из «Ювентуса»? Но эту интригу раскроет только возможный финал против «Реала», если состоится. Понятно, что такая высокая игра защитников впереди – огромный риск, но порой он оправдан, поскольку класс футболистов такой, что их просто не успевают закрыть и поймать тактически. И тактика продумана до мелочей.
Воскрешение старых идей
Мода – штука приходящая, повторяемая, поэтому не удивительно, что у Зидана и Аллегри возникают идеи, которые мы уже видели. Против «Атлетико» в первом полуфинале хитрец Зинедин сыграл «4-4-2», но использовал в центре поля подзабытый британский «даймонд». Ромбом располагались Каземиро, Кроос, Модрич и Иско, хотя последнего не сковывали в атакующих действиях, Кроос нырял глубже, а Модрич страховал правый край.
Также показательно, что Маркизио и Пьянич не играют строго опорных полузащитников – и не собирались даже, но при этом опорная зона «Ювентуса» даже без Хедиры, хотя порой он крайне важен и нужен, смотрится завершенным проектом. Это уже повторение опыта Анчелотти в «Реале», но такой фокус у Аллегри проходит благодаря физической готовности Клаудио и Миралема, а также благодаря одному шустрому мальцу – Дибале.
Игра в два форварда
Еще один важный нюанс. Раньери играл с чемпионским «Лестером» «4-4-2». И хотя схема с тремя игроками в атаке по-прежнему популярна, если бы тот же Неймар и левый защитник «Барселоны» умели работать строже, с учетом обновленного амплуа Месси даже у Энрике могла получиться вариация на тему игры в два форварда. Ведь теперь даже «Ювентус» удачно сочетает Дибалу и Игуаина, а позицию Манджукича обозначить непросто – всюду, где нужен.
Интереснее всех играет Пауло, поскольку вроде бы молодой, зеленый, а на деле невероятно цепкий и хитрый парень. В «Палермо» тоже творил, что хотел, но без такой строгой системности и продуманности. В «Ювентусе» Аллегри дал ему играть так, как против «Монако», лишь после постановки всей схемы, которая была нужна Массимилиано. Против «Монако» гости расположились «3-5-2», и это сработало.
Дибала в двойке форвардов порой давал Манджукичу себя подменять, хорошо играл с Алвесом глубоко справа. Все было четко, грамотно и приносило плоды, ведь сначала пас пяткой разогнал голевую атаку, а потом Пауло отобрал мяч у соперника, и Алвес навесом на Игуаина позволил тому сделать дубль. Роналду против «Атлетико» использовал ту же методику – «свободный художник» в двойке атаки, наоборот был высоко. В двух случаях разные вариации игры в два нападающих сработали блестяще.
«Реал» и «Ювентус» — стильные команды
Суммируем увиденные нюансы, которые объединяют фаворитов полуфиналов. Замечено балансирование между тремя и двумя защитниками в центре. Вывод двух фланговых защитников в атаку одновременно – рискованный, но красивый ход. Игра в два форварда, один из которых действует в стилях Дибалы или Роналду – характерные нырки вглубь поля или неожиданные появления в штрафной площади. Разделение опорной зоны на двоих футболистов, иногда на троих. Смещение центрхава глубже, чем опорник – передаем привет Кроосу и Маркизио. Также показательные и заметные по ходу матчей треугольники из вингера, латераля и одного из хавбеков на краю поля.
Добавим массированный сброс почти всей команды на один фланг для коллективного прессинга в обороне, игру в две плотные линии в защите, высокую линию оборонцев при выходе в атаку и впечатляющую ширину впереди, которую обеспечивают латерали. Все названное – современные тактические тренды в футболе. Весь этот арсенал есть у «Реала» и «Ювентуса». Многообразие объясняет, почему Зидан и Аллегри снова в полуфинале Лиги чемпионов. Симеоне и Жардим могли обратить чужое оружие против фаворитов, но пока не получилось. При этом наличие таких тактических ходов – признак высочайшего командного класса «Ювентуса» и «Реала».