«Золотой мяч»: это было гениально!
Дружно обвиняли ФИФА в издевательстве над «Золотым мячом», но после возвращения главной индивидуальной награды в лоно «Франс футбол» лучше не стало. «Соккер.ру» в шоке!
Из князей в грязь скатываются не только некогда великие клубы и футболисты, но и трофеи. Например, тот же Кубок Содружества в 90-е годы собирал полные трибуны в январе, а потом превратился в турнир-обузу, а «Золотой мяч» оказался объектом насмешек. В предыдущие годы были причины кивать в сторону ФИФА и пренебрежительно сплевывать через губу, но даже «Франс Футбол» не смог придать лоска церемонии, на которой отсутствовал главный виновник торжества, 11 из 30 соискателей оказались «не футболистами», а система объявления номинантов стала настоящим испытанием терпения и отказалась считаться с законами логики.
Церемония без обладателя «Золотого мяча»? Гениально!
Самый блестящий трюк организаторов церемонии состоит в том, что Криштиану Роналду, выигравший ценный индивидуальный трофей, не присутствовал на мероприятии в Париже. Португалец получил «Золотой мяч» в музее мадридского «Реала» за несколько дней до официального объявления победителя. Счастливый Роналду позировал на видео, но вряд ли такой подход улучшил репутацию награды. Причина отсутствия уважительная: участие в Клубном чемпионате мира на другом конце мира – в Японии, но разве «Франс Футбол» не мог учесть это обстоятельство и назначить другую дату, чтобы все 30 претендентов могли собраться в одном зале? Тем более, о сроках проведения КЧМ было известно заранее, а Криштиану стал фаворитом гонки за «Золотым» мячом еще летом.
Гениальная интрига!
Как ни крути, а в церемонии ФИФА был шик, хотя бы в тот момент, когда камеры выхватывали тройку претендентов в зале, а кто-то на сцене трясущимися руками вскрывал конверт с именем победителя. Даже если шансы кандидатов были просчитаны, и фаворит выявлен, в эти несколько секунд можно было поверить во что угодно. Сейчас же за неделю до события интрига умерла окончательно, ведь кота в мешке не утаишь: фотографы и интервьюеры «Франс Футбол» приезжали в Мадрид, чтобы запечатлеть минуту славы Роналду и записать его впечатления. И к чему весь последующий маскарад? Фикция и блеф. С тем же успехом можно было опубликовать список футболистов с количеством набранных баллов, а потом вручить Криштиану трофей в торжественной обстановке того же клубного музея «Мадрида».
Гениальный церемониал!
Нагнетанию саспенса позавидовал бы сам мэтр Альфред Хичкок! Два с половиной часа потребовалось «Франс Футбол», чтобы назвать фамилии четырнадцати футболистов, занявших места с 17-го по 6-е. В 19:40 стало известно, что Лука Модрич и Тони Кроос разделили 17-е место, через полчаса к ним присоединился Димитри Пайет. В 21:55 Гарет Бэйл стал обладателем шестой строчки в списке лучших футболистов 2016-го года, а через пять минут грянули фанфары: «Победитель – Криштиану Роналду!» Ответ на главный вопрос обычно становится известен в конце вечера, но расходиться было рано, ведь еще около часа потребовалось, чтобы назвать первую пятерку. Чудесный и неожиданный ход, мы оценили.
Гениальная система выборов!
«Франс Футбол» не столько пытался улучшить «Золотой мяч» по всем параметрам, сколько стремился сделать «наоборот» по сравнению с тем, что было в последние годы. Вместо тройки претендентов в финальный список голосования попали тридцать фамилий, из которых респонденты могли бы выбирать своих героев. Именно из-за этого сложилась оскорбительная, на мой взгляд, ситуация для 11-ти футболистов, не набравших ни единого голоса, причем в их числе финалист Лиги чемпионов Диего Годин и Серхио Рамос, о чьих важных голах уже сложили легенды, Мануэль Нойер, Андрес Иньеста. Раз уж обозначали 30 кандидатов, то будьте так любезны – расставьте всех по местам, не оставляя никого на обочине с нулем голосов. Нужно либо сократить финальный раунд, либо, раз уж взялись за дело серьезно, заставить журналистов выбирать не тройки, то есть оценивать одну десятую списка, а расставлять всех претендентов в порядке значимости их успехов в календарном году, с 1-го по 30-е место. В соответствии с этим будут начислять баллы: картина получится более объективной, потому что того же Рамоса, которому не нашлось места ни в одной из троек, многие бы включили в десятку. Кроме того, никто из игроков не останется с нулевой суммой голосов.
А судьи кто?
Голосовали, как могли. Обсуждать объективность не имеет смысла, сколько людей – столько и мнений. А мнений было 173 – столько журналистов имели возможность повлиять на итоги голосования за «Золотой мяч». Кстати, был развенчан миф о том, что в нефутбольных странах обожают только Месси и Роналду. Например, представитель страны Вануату, видимо, страстный поклонник АПЛ, взгромоздил на первую строчку в своей тройке Джейми Варди, а в Монголии отдали должное Роберту Левандовски, хотя понятно, что за Криштиану и Лионеля все равно голосуют больше и продолжат голосовать даже лет через десять после того, как они завершат карьеру. По инерции. Возможно, «Франс Футбол» стоит задуматься о том, чтобы выбрать выборщиков перед тем, как давать им право голосовать за «Золотой мяч», либо вернуть эту прерогативу собственной редакции? Впрочем, не будем усложнять. И так сойдет. Это же было гениально!