Мюллер против «карликов». Кто прав?
Томас Мюллер после разгрома сборной Германии Сан-Марино выразил сомнения в целесообразности проведения матчей против команд карликовых государств и нарвался на жесткий ответ пресс-атташе сборной Сан-Марино. «Соккер.ру» пытается понять, кто прав?
«За» Мюллера. Томас не похож на высокомерного молодого человека, и он не хотел задеть чье-то достоинство, когда говорил о том, что матчи, как с Сан-Марино, не относятся к профессиональному футболу. И грозный пресс-секретарь этой сборной, прошедшийся жгучим глаголом по Томасу, должен был начать свою пламенную речь с фразы: «Да, мы любители». Это ключевой посыл Мюллера. Немец, будучи футболистом-профессионалом, по понятным причинам не видит смысла в соревнованиях с любителями. Во-первых, двусторонняя игра на тренировке в несколько раз полезнее с точки зрения получения игровой практики, во-вторых, от непрофессионалов всего можно ожидать – они ведь могут оказаться и не раз оказывались не только слабыми, но и грубыми. В футбольном смысле проблем не доставят, но травму нанести могут. Согласитесь, странно сводить на одном поле тех, для кого футбол каждодневная работа, и людей, которые на следующий день после матча отправятся в банк, в пекарню или будут разносить газеты.
«Против» Мюллера. Что можно предъявить Томасу по итогам его спича? Точно не ему решать, против каких соперников играть, а каких «исключить из рациона». Да, Мюллер профессионал и хочет встречаться на футбольном поле с такими же профессионалами, с другой стороны, если придраться к значению этого слова, то получится взглянуть на ситуацию под другим углом. Игры против «карликов» за национальную сборную – это часть профессии, избранной Мюллером, следовательно, проявлением истинного профессионализма со стороны немца будет четкое и молчаливое выполнение своей работы, нравится она ему или нет.
«За» «карликов». Что касается самой проблемы, которую поднял Томас Мюллер. Наверное, это вопрос не совсем к УЕФА, а к мироустройству в целом. А уж если есть на нашей планете и в Европе в частности место маленьким государствам, как отделить их национальные сборные от участия в футбольных турнирах? Вопрос в большей степени лежит в области этики, но при этом важно соблюсти баланс, чтобы меньшинства не навязывали свою волю большинству, в нашем случае – футбольным державам. И все же матчи с «карликами» несут определенную смысловую нагрузку. Во-первых, такие поединки до сих пор подчеркивают демократичность игры. Футбол, он ведь для всех, и не должен превращаться в состязание элит. Во-вторых, болельщики той же сборной Германии с удовольствием посмотрят на «разгрузочный» матч против Сан-Марино и все равно порадуются гарантированной победе. В-третьих, для футболистов такие встречи – это повод подтянуть статистику, обрести уверенность в собственных силах или просто дебютировать за свою национальную команду.
«Против» «карликов». Во-первых, кажется неприемлемым тон господина Алана Гасперони, державшего ответ перед Мюллером. Томас выразил свое мнение в корректной форме, подсветив проблему, о которой знают все, а пресс-атташе сборной Сан-Марино перешел на личности и даже выказал недовольство немецкой нацией. Правильно, футбол не является чьей-то собственностью, он для всех, кто любит игру – слова верные и душевные, но ведь и Томас Мюллер не призывал запретить футбол в Сан-Марино, он сказал всего лишь о том, что каждый должен выступать в своей лиге, согласно уровню. И да, если говорим о справедливости, разве это честно по отношению к миллионам парней, которые занимаются футболом в других странах, что любители из карликовых государств имеют возможность выходить на одно поле с лучшими сборными планеты? Получается какая-то аристократия по месту рождения, какая уж тут глобализация футбола. Иногда, чтобы понять мысль, ее нужно довести до абсурда. Представьте, что, как и говорит Гасперони, деньги, полученные с матча против сборной Германии, пойдут на строительство стадиона в какой-то отдаленной деревне. А после этого Сан-Марино предоставит этой деревне независимость. На европейской карте появится еще одно карликовое государство, УЕФА примет в свои ряды его футбольную сборную, которая тоже будет ждать в гости чемпионов мира и считать себя достойной с ними сразиться.
Варианты решения дилеммы: либо оставить все, как есть, тем более нельзя сказать, что карликовые сборные как-то очень уж мешают отборочным состязаниям в Европе, либо реформировать квалификационные испытания. Конечно, для гибралтарцев или жителей Сан-Марино почетно играть против сильнейших европейских команд, однако для их футбольного развития это тоже бессмысленные матчи. Можно получить выгоду от соперничества с оппонентом, который на голову сильнее, но на три головы – это уже перебор, как соревноваться в скорости с болидом Формулы-1, управляя «семёркой». Кроме того, сейчас у карликовых сборных нет стимула для развития, потому что нет турнирных задач, ведь путь на крупные форумы им заказан. Может быть, пора добавить ступень к европейскому отбору? Пусть худшие по рейтингу сборные выясняют, кто из них достоин играть с сильнейшими командами континента, глядишь, появление реальной задачи подтолкнет к развитию. В других конфедерациях применяется подобная практика, почему бы и европейских «карликов» не избавить от праздного существования, мотивировав на достижение целей, которые им по плечу?