В чём сила, «Спартак»?
Московский «Спартак» ушел единоличным лидером на ноябрьскую международную паузу, оторвавшись от «Зенита» на три очка. Много сказано о духоподъемном Массимо Каррере и атмосфере в команде, но «Соккер.ру» копает глубже, разбираясь в игре «красно-белых».
Игра в обороне
Массимо Каррера приходил в «Спартак» специалистом по обороне, поэтому первое, на что следует обратить внимание, это работа предпоследней линии. Во-первых, налицо результат: 8 пропущенных мячей в 13-ти встречах при восьми поединках «на ноль» — это очень солидный показатель. К той же отсечке сезона при Якине и Аленичеве «красно-белые» пропускали по 16 мячей, в два раза больше. Прогресс налицо. Ключевой компонент – отборы. В прошлой кампании «Спартак» в среднем за игру делал 22.4 отбора (четвертый показатель в лиге), сейчас – 24 и лидерство по этому показателю среди всех команд РФПЛ. «Нарастить» количество отборов можно за счет уменьшения владения мячом, сориентировавшись на оборону, однако и в этом статистическом компоненте Каррера превосходит предшественника: 56.7% против 53.9% игрового времени с мячом, то есть «плотность» отборов выросла значительно.
За счет чего «Спартак» так прибавил? В первую очередь, Массимо требует более агрессивной игры: если раньше «красно-белые», встречая атаку противника, медленно садились к своим воротам, боясь поломать линию, то теперь кто-нибудь обязательно выбрасывается, встречает игрока, ведущего мяч, или атакует в момент приема. В этом есть риск – линия ломается, освобождается зона, откуда выбегает «охотник», да и весомость локальной технической ошибки возрастает, однако на дистанции такой подход, как видно, приносит плоды.
Это эпизод, предшествующий голу ЦСКА в дерби. Илья Кутепов, как и должен, выскочил из линии навстречу Тошичу, но сделал это позже, чем должен был. Серб сместился в центр и успел расстаться с мячом. Кутепов совершил правильное действие, но затянул с ним, но именно с помощью таких выбросов «Спартак» в этом сезоне нейтрализовал массу вражеских атак.
С помощью этой же картинки можно рассмотреть принцип действия еще одного новшества от Карреры – оборона «зонтиком». Если дождь идет строго сверху, вы держите зонт над собой, но когда ветер несет капли воды сбоку или в лицо, вы же не продолжите держать спасительное приспособление строго вертикально. Оборона «Спартака» действует так же, то есть сваливается в ту сторону, откуда противник угрожает воротам с мячом. Из-за этого образуется свободная зона на противоположном фланге, ведь крайний защитник может дойти и до точки пенальти, это пространство должен заполнять фланговый игрок атаки, как Квинси в данном случае, или один из центральных хавбеков. Можно сказать, что Каррера при использовании схемы с четырьмя защитниками, при обороне использует близкие ему решения из схемы с тремя центрбеками, по которой действовали «Ювентус» и сборная Италии.
Штурман Фернандо и вклад крайних защитников
Справедливости ради, ни у Аленичева, ни у Якина в распоряжении не было такого футболиста, как Фернандо. Каррера сполна пользуется сильными сторонами бразильца, нынешний «Спартак» можно назвать «фернандоцентричным», потому что почти вся игра идет через этого умелого парня. Вот игровая схема «Спартака» в матче ЦСКА:
Легенда или как читать схему: расположение футболистов – это их усредненные позиции во время матча. Чем больше красный кружок – тем больше раз встречался игрок с мячом. Стрелочки между игроками означают количество передач между ними: чем толще линия – тем больше пасов, если соединение отсутствует, было выполнено меньше пяти передач между этими футболистами.
Обратите внимание на то, какой толстенький кружок изображает Фернандо, то есть он самый пасующий игрок своей команды. Напоминает паука, сидящего в центре паутины и дергающего за ниточки. Единственный, до кого бразилец редко дотягивался во встрече с армейцами – это Зе Луиш, к которому мячи ходили транзитом через Глушакова, Промеса или Джано. Искать логику в расположении игроков атаки не станем, тем более их позиции могут меняться от игры к игре, а вот дисклокация всех четырех защитников весьма показательна. Центральные располагаются далеко друг от друга, а крайние чаще орудуют на чужой половине поле и прижаты к бровкам. Это объясняется двумя факторами: во-первых, «Спартак» начал целенаправленно выходить из обороны через пас, следовательно, защитники должны растягиваться, чтобы разбивать высокий прессинг. Пространство, образованное между центрбеками, заполняет Фернандо, а через Комбарова и Ещенко осуществляется выход из обороны, и потом они делают атакующий фронт команды Карреры максимально широким, играя важные вспомогательные роли в наступательных операциях.
Зобнин – трудяга, Глушаков – свободный радикал
Наличие Фернандо открывает перед тренером весь спектр использования других полузащитников. Зобнин пока играет в универсального солдата, на каких только позициях не играл Роман – не ропщет и везде приносит пользу. Глушаков же в нынешних обстоятельствах становится футболистом, выдавая спецзадания которому, Каррера корректирует игру своей команды в зависимости от противника.
В матче с «Ростовом» Денис тяготел к левому краю, а потом переместился ближе к центру и стал играть выше; против ЦСКА Массимо отправил Глушакова на правый фланг, чтобы давить на Щенникова; в Томске капитан «Спартака» действовал сбалансированно, создавая численное превосходство на разных участках поля.
Зе Луиш и Квинси
В «Спартаке» Глушаков, по сути, является последним рубежом системообразованной игры, которую ставит Массимо Каррера. Безусловно, игроки группы атаки тоже подчиняются требованиям наставника, но у них на первый план часто выходит импровизация. Зе Луиш выигрывает много борьбы, пашет на команду и начал более-менее исправно забивать. Если не сбавит результативность и продолжит выполнять такой объем работы, то станет «форвардом мечты» для своей команды и всего нашего чемпионата. Квинси носит мантию «фантазисты»: голландец может делать все, что посчитает нужным. Каррера говорил, что перешел на игру в четыре защитника для того, чтобы Промес получил больше творческой свободы. При этом в матчах против «Ростова», «Урала» и «Томи» «красно-белые» сумели добиться побед без своего лидера. Понятно, что с Квинси лучше, чем без него, но три минимальных виктории в непростых поединках говорят сами за себя: «Спартак» учится добиваться результата и без своего лидера.
Условно слабое место
В адрес «Спартака» сейчас звучит много лестных отзывов, но самый лучший комплимент – отметить, что команде Массимо Карреры есть к чему стремиться. Пока не в полной степени удается использовать конструкторские способности Джано и Попова. Именно конструкторские, потому что атакующие полузащитники забили шесть мячей на двоих – отличный показатель. Вот только на счету грузина и болгарина совсем нет результативных передач, а количество обостряющих пасов преступно мало: 1.7 в среднем за игру у Джано (четвертый результат в команде) и 0.8 у Ивелина (11-й в «Спартаке»).
Финальный штрих
Последний штрих, характеризующий изменение подхода «Спартака» к атакам. Без ударов не бывает голов, и Каррера, похоже, знаком с этим лозунгом. «Красно-белые» — самая бьющая команда РФПЛ, в среднем москвичи наносят 16.3 удара по воротам за игру, 7.1 из них попадает в створ. И вот к чему это приводит, ниже в таблице приведена средняя дистанция, с которой забивают российские клубы в нынешнем сезоне.
У «Спартака» самое большое среднее расстояние для гола. Это говорит о воплощенном в жизнь желании Карреры по максимуму использовать «чистые» ударные позиции в зоне поражения ворот, что вполне здраво, учитывая проблемы «красно-белых» с преодолением массированных редутов. Били, бьют и будут бить?