Wanted!

17.10.2016, 21:33

Судьи — такая же неотъемлемая часть футбола, как и игроки. Но почему в последнее время в РФПЛ только и разговоров, что об арбитраже? Блогер "Соккер.ру" Сергей Колотовкин вспоминает резонансные ошибки рефери из прошлого и рассуждает о настоящем. 

Если судья плохо видит, то он не должен выходить на поле.

В. В. Лобановский

Вы узнаете этих людей? Ну конечно. Это беспощадные, хладнокровные, серийные «убийцы». Правда, они не поджидали несчастных в подъезде, не душили их капроновыми колготками и уж тем более не подсыпали яд в бокал своих жертв.

Более того. Они сами были призваны вершить правосудие, к счастью, не в стенах здания суда, а всего лишь на футбольном поле. Нет профессии вредней, чем судить футбольные матчи. Мне не вспомнить, была ли в долгой футбольной истории ситуация, когда игроки-триумфаторы после матча признавалась, что они победили только благодаря судейским решениям? Но нет на земле ни одной команды, начиная с дворовой и заканчивая величайшими сборными нашего бренного мира, тренера или болельщика, которым хоть раз не пришлось обвинить в причинах поражения «человека в чёрном».

Эрик Фредрикссон – виновен в двойном  «убийстве».  В 1986 году он хладнокровно «застрелил»  советскую сборную в 1/8 финала ЧМ в Мексике в матче со сборной Бельгии, а через четыре года спустя контрольным выстрелом на чемпионате мира 1990 года в Италии «добил» нашу команду в матче Аргентина – СССР,  когда не увидел игры рукой Диего Марадоны.

Монтейру Корраду – «задушил» московский «Спартак» в полуфинале Кубка кубков 1992 года с бельгийским «Антверпеном».  

Вацлав Крондл –  цинично надругался над сборной России в 1997 году в матче  Болгария – Россия.

И, несмотря на гуманный закон об освобождении от ответственности этих персонажей  в связи с истечением сроков давно­сти, сердце до сих пор сжимается при одном только упоминании этих имен. Они виновны, им вынес приговор наш справедливый болельщик и сама история. И нет им пощады.

Проходят годы. Многие из тех, кто был свидетелем тех судейских злодеяний, повзрослели или постарели. И вот, вглядываясь в кадры хроники с высоты приобретенного опыта матча СССР – Бельгия, избавившись от болельщицкой паранойи, ловлю себя на мысли, что сборная под руководством Валерия Васильевича Лобановского, которая всегда славилась организованной и плотной обороной, позволяет так легко и беспрепятственно расстреливать ворота Дасаева из пределов штрафной площади. Беспрепятственно, без сопротивления, как теперь любят говорить футбольные аксакалы: — смотрели футбол. Четыре гола. Это слишком для любого коллектива, тем более нашей сборной с подбором великолепных исполнителей, и выдрессированных тренерским гением Лобановского защитных построений. Любой заброс за спины наших защитников сопровождался опасной ситуацией у наших ворот, а наши парни не использовали уйму моментов. Проиграли. Виноват Фредрикссон? Или все же линейный арбитр, который не зафиксировал положение «вне игры»? И то, только в одном из пропущенных голов. Смотрю и понимаю — поражение-то по делу, по игре. Ошибки в обороне вопиющие и непростительные.  Так же, как в матче СССР с аргентинцами.  Валерий Лобановский на послематчевой пресс-конференции сказал: "Cборная СССР сыграла очень хорошо, а футболисты выполнили все тренерские указания, причем во втором тайме, оставшись вдесятером, диктовали свои условия сопернику. Единственное, в чем команда не преуспела, так это в реализации голевых моментов, что и привело к неудаче. Я доволен этой игрой команды. Она была достаточно высокого класса. Команда показала, что была готова к борьбе за самые высокие места в первенстве, но, увы, теперь нам придется покинуть чемпионат".  Годы идут, а тренерская риторика в дни поражений не меняется. На этой же пресс-конференции Лобановский обронил фразу, послужившую эпиграфом. А на самом деле, команда играла с одним ярковыраженным нападающим. Вот только Протасов был не в лучшей форме, и команда Советского Союза не сумела забить в двух матчах ни одного гола. А случай с очередной «Божьей» рукой Марадоны случился всего лишь на одиннадцатой минуте встречи.

Прекрасно помню этот вечер. «Спартак» побеждает «Антверпен» 1-0, и по итогам двух встреч концовка матча кажется безоблачной. Мы в финале Кубка кубков! Гордость, радость. В итоге — 3-1 в пользу бельгийского клуба. Гнев и бессильная злоба. Действия судьи заставляют ненавидеть, и точить кухонные ножи.

«Я абсолютно уверен, и не только я, что с первых минут этого матча шло целенаправленное уничтожение «Спартака». Для начала судья принялся раздавать карточки тем игрокам, которые не смогли бы, затем принять участие в финале, — Карпину, Онопко. Он, как и многие, понимал, что в целом «Спартак» явно превосходил бельгийский клуб и должен был стать финалистом Кубка». 

Вспоминал спустя много лет участник тех трагических событий, защитник «Спартака» Андрей Чернышов.  

«С моей позиции этот момент был прекрасно виден. Когда Иванов хотел выйти из собственной штрафной, Чернятински схватил его за футболку. Иванов один раз попытался вырваться, другой — не получилось. И тогда локтем слегка оттолкнул бельгийского игрока — таких игровых эпизодов во время матчей бывает немало. Чернятински же с криком рухнул в штрафной»

Так ли легко и, главное, зачем? Камера не показала этот эпизод. Основные действия происходили в районе центрального круга. Так кого винить? Зачем нужно было отмахиваться, провоцировать судью и давать повод? Мне сказать сложно. Непрофессионально и весьма легкомысленно. Легко рассуждать, сидя на диване, но если вы находитесь на поле, то там, пожалуй, жарче, чем в жерле вулкана Кракатау. Молодые и здоровые с пунцовым румянцем во что бы то ни стало желают победить и прекрасно видят, что и как происходит, и как ведет себя судья, но накал борьбы и бешеный адреналин не дадут возможность мыслить объективно. Но если соперник неуступчив и достаточно жесток в единоборствах, то судейское «подсвистывание» воспринимаешь с большим остервенением. Это есть, и кто скажет — предвзятость это или непрофессионализм. В пылу борьбы – только спортивная злость и желание победить.

Тема судейства вечная и такая же неблагодарная, как тема борьбы добра и зла. Мне в этой связи любопытно другое. В футбольном мире существует расхожая фраза, которая пытается успокоить желающих изготовить душистое мыло из представителей этой древней профессии.

Судья — неотъемлемая часть футбольного действа, наравне с игроками. Нет причин спорить, вот только если нападающий мажет из выгодной ситуации, вратарь пускает «бабочку», защитник теряет позицию и игрока – он вредит только своей собственной команде. Судья же, хоть и часть игрового процесса, но права на ошибку не имеет. И это важно понимать сегодня, когда тема судейства снова и опять выходит на первый план и затмевает собой нюансы самой игры.

Ведь дело-то не в судействе и не в футболе, а в противостоянии мнений и болельщицкого желания «ущипнуть» противника. В этом нет ничего конструктивного и разумного. Все вращается вокруг индивидуального восприятия, далекого от футбольных правил и их понимания. Главный вопрос – это вопрос восприятия и оценки. Те, кто не могут это делать это с холодной головой, вряд ли способны рассуждать. Согласно учению, восприятий очень много, и они очень переменчивы. Если вы обладаете одними знаниями, а ваш собеседник другими, то и смотреть на мир вы будете разными глазами. Поэтому, даже если вам что-то кажется очевидным – проговорите это, споров будет меньше. А не проговорили – кто виноват?

Восприятие связано с эмоциональным реагированием, причем влияния идут в обе стороны: как ваши эмоции определяют ваше восприятие, так и способ вашего восприятия во многом определяет ваши эмоции. Какое восприятие вы себе сделаете, с какой позиции восприятия посмотрите – такая вам эмоция и будет.

Посему мне всегда нравится Валера Карпин, ибо его суждения совпадают с моими эмоциями и моим восприятием.

– Что скажете об истории, когда несколько футболистов после поражения от Уэльса в разговоре со Слуцким назвали себя «г…»

– Это просто эмоции после поражения. Нормальное явление.

– Вы о себе так когда-нибудь думали?

– Конечно. Когда «Спартак» проиграл «Антверпену» в начале 90-х, не выйдя в финал Кубка кубков.

Судейство Иванова оценили как неудовлетворительное, Безбородова – отлично. Кого это может вразумить, или убедить? В поисках жареной темы, интриг и скандалов, никому нет дела до тонкостей и причинно-следственной связи. Все же «очевидно». Передачу «Свисток» в эфир не выпустил «Газпром» из-за возможного скандала и неприличного судейства. А «предвзятый» арбитраж Иванова — стал причиной «истерии» руководства «Спартака». О футболе и футболе интересном – ни слова. И это притом, что «Ростов» за десять предыдущих туров отхватил аж шесть красных карточек. Пустяки?

А забей Нобоа в концовке встречи, то разговоры о якобы неквалифицированном судействе перешли бы в плоскость ущербности спартаковской обороны.

В России пресса больше обсуждает судейство, чем сам футбол. Такое мнение ТАСС высказал исполняющий обязанности главы департамента судейства и инспектирования Российского футбольного союза (РФС) Алексей Николаев. И это, увы, – факт. Статьи под заголовками, как судья убил «Ростов» или «Спартак», сотрясают исключительно воздух и неокрепшие умы.

«Теперь, когда долг мой выполнен, и правосудие, очищенное от скверны, торжествует, я сделаю шаг, совершить который под силу только величайшему судье. Ибо истинное величие судьи в способности покарать себя...»

(судья Уоргрейв)

Источник: Soccer.Ru | Автор: | Фото: РФС