Новые стадионы – новые возможности для РФПЛ

06.10.2016, 17:36

В России начался новый сезон, который, связан с новыми ожиданиями, как у болельщиков, так и у самих клубов. Прошлый сезон был ознаменован неожиданными результатами, но сегодня все стараются позитивно смотреть в будущее. Для этого есть несколько факторов. Полным ходом Россия готовится к принятию чемпионата мира 2018 года, а уже в следующем году пройдет Кубок конфедераций – полным ходом строятся стадионы. Пока кипят страсти вокруг арены в Санкт-Петербурге, два клуба из верхней половины чемпионата закончили строительство домашних стадионов. Эти два клуба ЦСКА и «Краснодар». И если армейцы уже дали начало домашним матчам в чемпионате и Лиге чемпионов, то клубу Сергея Галицкого только предстоит опробовать в деле свой новый стадион. Уже 9 октября там состоится первый матч – матч национальной сборной. На эту игру уже продано больше половины билетов, и есть все предпосылки к тому, что свой матч-открытие стадион «Краснодар» встретит полными трибунами. Есть ли у нашей лиги перспективы для качественного скачка — давайте вместе разберемся.

На основании проведенного исследования клубы РФПЛ были разделены на несколько категорий по их «интересам».

Клубы, традиционно претендующие на места в Еврокубках

  В эту категорию были включены:

  • ЦСКА (Москва)
  • «Зенит» (Санкт-Петербург)
  • «Краснодар» (Краснодар)
  • «Локомотив» (Москва)
  • «Спартак» (Москва)

Три первых клуба не вызывают вопросов. Они активно развиваются и перед каждым сезоном ставят цель попасть в еврокубки. Так как ЦСКА стал чемпионом и довольствуются прямой путевкой в групповой этап Лиги чемпионов, можно сказать, что одну из задач на сезон клуб выполнил (не будем забывать о том, что в этом году они также принимали участие в розыгрыше Лиги чемпионов). Армейцы очередной сезон проводили в Химках, на уютной подмосковной арене, на которую не удобно добираться болельщикам московского клуба. В чемпионате страны ЦСКА показывает стабильные результаты по заполняемости арены – 51%. В общей сложности, матчи чемпиона страны посетили на 10 тысяч человек больше, чем в прошлом сезоне. Нет ничего удивительного в том, что самыми посещаемыми матчами стали встречи с прямыми конкурентами из этой категории. Чуть больше 50% стадиона заполнилось на матчах с «Уралом», «Рубином» и московским «Динамо». В остальном же, на домашние матчи приходило по 6-7 тысяч человек. Сезон 2016/2017 обещает быть новой отправной точкой в истории армейцев. Завершилось строительство новой домашней арены – «Арена ЦСКА». «Красно-синие» целенаправленно готовились отметить новоселье в 2016 году и даже подстроили график турнира, чтобы не играть домашние матчи на чужом стадионе. К 6-ому туру последние приготовления закончились, и в первом домашнем матче в истории новой арены ЦСКА встретился с грозненским «Тереком». На матче присутствовали 26 420 человек при общей вместимости в 30 000. Стоит заметить, что реклама нового стадиона ведется очень активно: ее можно встретить на канале «Матч ТВ», в социальных сетях, очень удачно Леонид Слуцкий побывал в гостях у известного блогера, где не забыл упомянуть, что ждет всех болельщиков на Песчаной улице.

Питерский «Зенит» показывает стабильно хорошие показатели посещаемости. И по сравнению с предыдущим сезоном аудитория на «Петровском» увеличилась на 10%. Петербуржцы – серебряные призеры по количеству зрителей, посетивших домашние матчи. Тенденцию увеличения у «Зенита» можно наблюдать во многих аспектах деятельности, хочется пожелать им поскорее разобраться с новым стадионом, и тогда уж точно команда из культурной столицы будет бороться за «золото» в условном чемпионате по посещаемости.

Нельзя оставить незамеченной работу клуба Сергея Галицкого. ФК «Краснодар» в очередной раз удалось обойти в заполняемости другую краснодарскую команду – «Кубань», причем, можно сказать, на чужом поле. Но стоит отметить, что средняя посещаемость именно «Краснодара» уменьшилась в сравнении с сезоном прошлым – 11 290 (сезон 14/15) против 10 933 (сезон 15/16). Незначительно, но факт остается фактом. Новый сезон будет настоящим показателем того, умеет ли «Краснодар» работать с болельщиками: стадион и вылет прямого конкурента за зрителя открывает прекрасные возможности, чтобы сделать шаг вперед. Клуб уже ведет работу в этом направлении. 5 сентября стартовала продажа абонементов, правда, пока для владельцев VIP-абонементов, с 1 октября в продажу поступили стандартные абонементы. В отличие от ЦСКА, матч-открытие пройдет без участия хозяев стадиона. Первыми сыграют на этой арене сборная России и Коста-Рики. По данным РФС уже продано около 23 000 билетов. Жаль, что чемпионат мира в 2018 году пройдет мимо этого, безусловно, футбольного региона. Нет сомнений, что после матча национальных команд, «быки» проведут матч-открытие на клубном уровне, и есть все предпосылки для того, что они смогут завоевать позитивное отношение краснодарской публики. «Краснодару» никак не удавалось «прыгнуть» выше позиции, позволявшей участвовать в Лиге Европы, но будем надеяться, что открытие нового стадиона позволит выйти клубу на новую ступень своего развития и показывать футбол высокого уровня на соответствующей арене.

Напоследок в этой категории остались две команды, которые набрали равное количество очков: «Спартак» и «Локомотив». Каждый болельщик найдет собственные доводы о закономерности этого результата, но стоит поднять вопрос о том, чьих голосов будет больше. Леонид Федун в начале сезона подарил надежду на светлое будущее: «свой» тренер, цель – еврокубки, и все на самом современном стадионе России на данный момент. Показатели схожи с прошлым годом – арена заполнялась примерно на 56%, а средняя посещаемость была около 25 тысяч человек. На фоне других команд «Спартак» смотрится на голову выше, но если смотреть на собственные ресурсы, то над привлечением болельщиков работать и работать ведь общая вместимость стадиона 45 360. При этом на «Открытии» было всего три «аншлага» — с «Зенитом», «ЦСКА» и «Локомотивом». На данный момент спартаковцы дают своим болельщикам повод для оптимизма, посмотрим, ответят ли они им взаимностью.

«Локомотив», имея в своем активе старенький, но все еще хороший по российским меркам стадион, уже который год не может занести себе в актив сезон с точки зрения посещаемости. "Железнодорожники" не радуют стабильностью на футбольном поле, в национальном первенстве «Локо» играл почти при пустых трибунах. Средняя посещаемость составила 9 815 человек – мало, учитывая, что клуб за последние два года выиграл медали и долгожданный трофей. И вряд ли дело в болельщиках, у которых во время матчей начинается «дачный сезон» или что-то еще. В первую очередь стоит равняться на свои амбиции и сопоставлять их с реальностью. А реальность такова, что «Локомотив» после смены руководства готов серьезно биться за свою аудиторию, но готовы ли футболисты показывать уровень футбола, соответствующий ажиотажу, царящему в Черкизово в дни матчей?

Середняки

Под эту категорию можно выделить все оставшиеся команды, ведь клубы с переменным успехом перемещались по турнирной таблице, что показала невероятная плотность в «зоне вылета». Поэтому в эту категорию включены следующие команды:

  • «Терек» (Грозный)
  • «Урал» (Екатеринбург)
  • «Крылья Советов» (Самара)
  • «Амкар» (Пермь)
  • «Уфа» (Уфа)
  • «Анжи» (Махачкала)
  • «Мордовия» (Саранск)

Выделяющимися лидерами в плане посещаемости в этой группе являются «Терек», «Урал» и «Мордовия». Процент заполняемости домашних стадионов у этих клубов немногим перевалил за половину. Опять же возникает важное уточнение: если проценты мы будем переводить в цифры, то выглядеть это будет угнетающе. "Урал" в этом сезоне, имея стадион в 10 000 посадочных мест, смог привлечь на стадион в среднем чуть больше 5-ти тысяч! И это в городе-миллионнике! На грозненцев приходили смотреть порядка 16-ти тысяч человек, почти как на «Зенит», но «Ахмат-арена» и вмещает больше, и спортивные результаты этого сезона могли подстегнуть болельщиков приходить на стадион. В итоге мы получили 53%. «Мордовия» достигла такого значения, даже проведя один домашний матч в Самаре. При этом каждый из клубов улучшил свои показатели по сравнению с прошлым годом. Говоря об этих клубах, наиболее ощутимую перспективу можно выделить у грозненцев. Рамзан Кадыров различными заявлениями дал понять, что хочет принести праздник мирового чемпионата и в Грозный. Уверен, что такой ажиотаж пойдет на руку региону. Саранская «Мордовия» осела на дне ФНЛ и даже строительство нового стадиона не может обнадеживать местных болельщиков, ведь если нет команды, то кому играть на этом стадионе?

Матчи «Крыльев Советов», «Амкара», «Уфы» и «Анжи» в среднем посещали порядка 7-8 тысяч человек, хотя и стадионы и количество жителей позволяют работать над этими показателями.

* Внесены средние показатели, учитывая то, что команды играли дома на разных стадионах

** Команда прошлый сезон играла в ФНЛ

Команды-загадки этого сезона

  • «Ростов» (Ростов)
  • «Рубин» (Казань)
  • «Кубань» (Краснодар)
  • «Динамо» (Москва)

Эти команды удивили не только нас, но, как мне кажется, и самих себя. Поэтому они попали в эту категорию. Футболисты «Ростова», которые несколько месяцев играли бесплатно, сумели до последнего тура навязывать борьбу за чемпионство. Но их спортивные достижения на фоне результатов прошлого сезона внушительны – из аутсайдера превратились в серебряного призера и участника Лиги чемпионов, что не могло не вызвать всплеск интереса к футболу в Ростове-на-Дону. Именно поэтому на стадионе «Олимп-2» был зафиксирован самый высокий показатель заполняемости трибун – 84%. Хочется верить, что команда продолжит показывать уверенные результаты, а стадион, который строится к ЧМ-2018 станет двигателем успешной работы со спонсорами и команду перестанут сотрясать новости о финансовых проблемах.

«Рубин» был интересен своей непредсказуемостью. Казанцы могли показывать симпатичный футбол в Лиге Европы, но разочаровывать болельщиков в чемпионате России. Вдобавок к этому, «Рубин» играл на двух стадионах, что явно не способствовало определению политики по привлечению болельщиков. И даже сейчас, когда клуб имеет огромное желание играть на современной арене, казанцам приходится базироваться на устаревшем стадионе «Центральный».

«Кубань» и «Динамо» — команды, покинувшие элитный дивизион. Динамовцы смогли собрать больше 10 тысяч только трижды: со «Спартаком», «Зенитом» и «ЦСКА». В остальном, легендарный клуб, по посещаемости полностью соответствовал званию аутсайдер. Но большее недоумение вызывает краснодарский клуб. Кубанцы в прошедшем сезоне показали самый низкий процент заполняемости стадиона, и, что показательно, всего 9 501 зритель пришел на стадион, чтобы поддержать «Кубань» в одном из самых важных матчей чемпионата.

* Внесены средние показатели, учитывая то, что команды играли дома на разных стадионах

Итоги

Приведенная статистика оставляет желать лучшего. Стоит признать, что сегодня поход на футбол для многих не является приоритетным вариантом проведения досуга. Но совсем скоро в России пройдут два крупных международных футбольных турнира, некоторые клубы обзаведутся новыми «домами», и хочется верить, что они воспользуются такой прекрасной возможностью! Клубы начнут использовать свой потенциал гораздо действеннее, чем мы наблюдаем сейчас. Учитывая тот факт, что преимущественно новые стадионы появятся у команд, которые не просто хотят, а умеют работать с аудиторией, ожидается приток новых болельщиков на трибунах, что должно сделать наш футбольный продукт привлекательнее. Футбол существует для болельщиков, как и болельщики для футбола. В преддверии мегаспортивных событий, интерес к спорту номер один должен повыситься. Мы должны понимать, что на стадионах нас ждут, нам есть чем гордиться и есть на что посмотреть. В свою очередь, советуем всем посещать матчи российского первенства, для этого появляются прекрасные условия. Для начала можно заполнить стадион «Краснодара» на матче нашей сборной и показать всему миру и некоторым отечественным специалистам, что Россия – футбольная страна. Приходите на стадионы, и вместе с любимыми клубами мы сможем вывести футбол на новый уровень.

Материал подготовлен при поддержке факультета Спортивного менеджмента университета Синергия.

Источник: Soccer.Ru | Автор: | Фото: галереи «Соккер.Ру»