Почему болельщики не идут на футбол?
Клубы и стратеги развития футбола из РФС заявили – увеличат посещаемость матчей. «Соккер.ру» сомневается в легкости задачи, поскольку хватает причин, почему люди остаются дома. Разбираем их и думаем, как привлечь людей на стадионы?
Проблемы. Расстояния и удобство
Даже у «Краснодара», не говоря о ЦСКА, хватает заинтересованной аудитории, чтобы забить новый стадион под завязку. Но вот в чем загвоздка – эта аудитория проживает по всей России. Фанат «Зенита» не обязательно в окно видит «Петровский», иногда вообще ложится спать, когда вы просыпаетесь. Площадь России нужно учитывать, фанаты клубов в разных городах. А в той же Москве добраться до стадиона любимой команды – целое приключение, а не все имеют такую роскошь, как свободное время. Логистика влияет, на трибуны можно привлечь в основном тех, кто живет рядом. Вот только по телевизору футбол смотреть нередко удобнее, в сети найдешь больше важных деталей. Можно повтор покрутить, статистику оценить, потом поспорить в комментариях по свежим следам. Трансляция стала удачной и удобной альтернативой похода на матч, что отчасти объясняет невысокую посещаемость.
Как решить? Никак, фактор незыблем, для жителей деревень, маленьких городов, где нет больших клубов, сайты и каналы – единственные помощники. Хотя отмечаем, что для многих из провинции поход на большой матч был бы праздником, вот только есть и другие беды.
Проблема. Денежный фактор
Не все могут себе позволить футбол в меню. Когда в сети попадаешь на комментарий человека, который считает, что фанаты «Зенита», которые не хотят тратить на билеты столько, как поклонники «Спартака», «нищеброды», то понимаешь, что такой комментатор не интересуется окружающей действительностью. Россия это не только Москва и Санкт-Петербург с их средними заработками. И финансовые возможности у людей очень разные. Еще смешно, когда заявляют, что если не пойдешь на футбол с высоким ценником, то можно за эти деньги посмотреть матч в баре или ресторане. У многих все деньги идут на еду и оплату счетов, ипотек и кредитов, не на развлечения. Объективно не стоит ждать, что вдруг именно фанаты футбола магически станут богатыми и первым делом пойдут на стадион. Впрочем, даже если делать вход бесплатным, далеко не на каждой игре посещаемость вырастет. То есть это очевидная, но не главная причина.
Как решить? На футбольном уровне — никак, но даже самые оптимистичные экономические прогнозы не сильно радуют, в ближайшие годы платежеспособных болельщиков больше не станет.
Проблема. Погодные условия
Играть на морозе даже проще, чем сидеть на трибуне – знает каждый, кто хоть раз в лютый холод или оказывался на стадионе, или бегал зимой за мячом. Погодные условия важны, поскольку не так хорош иммунитет человека в двадцать первом веке, невзирая на доступ к медицине, чтобы рисковать заболеть самому или рисковать здоровьем детей. Вот как с ребенком пойти на матч при заметном минусе? Даже если просто ветер и дождь, можно так промокнуть, что обязательно заболеешь. Сравнение посещаемости сезонов, когда в РФПЛ чаще играли летние туры, позволяет зафиксировать – провис случается с наступлением холодов. А потом теплой весной снова больше народу. Погода не единственный, но важный фактор, хотя немногие клубы учитывают желание фанатов не отморозить уши и пятую точку.
Как решить? Раздвижные крыши и системы обогрева, если совсем холодный климат – вместительные манежи. Кто строит в России современный стадион, где публике предлагают леденеть в осенних турах и мокнуть в весенних – увидит пустоты на трибунах и поймет, что сглупил.
Проблема. Популяризация футбола
Вернее, ее отсутствие. Но мы вопрос ставим не так, как у категоричного Слуцкого – в России футбол любят с нужной силой, можно увеличивать посещаемость арен. Но нельзя купить то, что не продается. Российский футбол как привлекательный продукт не предлагают сами клубы, в этом первопричина. Процент заинтересованности в работе со зрителем близок к нулю. Возьмите чемпиона ЦСКА. Как можно в 21 веке в городе размером с целую страну не продавать билеты онлайн? Что это за дикость такая? Понятно, что исправятся со временем, но любая подобная мелочь – удар по популярности футбола. Не говоря о неумении подать сборную России как любимую народом команду. Не говоря о клубных скандалах, которых немало – от слухов о «договорняках» до судейства. Популяризацией футбола не занимаются ни в РФС, ни в РФПЛ, ни в клубах. Откуда тогда новые поклонники футбола на трибунах? Ведь дело именно в том, чтобы пришел человек, который раньше не ходил.
Как решить? Методами увеличения продаж, которым сотня лет. Раз бюджетные деньги идут и на футбол, то пора сделать итоговый продукт популярным.
Проблема. Качество игры
«Боруссия» из Дортмунда не всегда побеждала, но много десятилетий ее футболисты действовали на пределе возможностей. В футболе всегда заметно, кто играет на совесть, а кто отлынивает. И когда в Дортмунде появились таланты уровня Риккена, окрепли лидеры уровня Цорка и подвезли игроков класса Заммера, чтобы в финале ЛЧ сыграть – не болеть уже было попросту нельзя, ведь к отношению добавились результаты. Затем были темные времена, но фанаты остались и дождались новых финалов. В России тоже есть места, где любят футбол. Например, популярности «Зенита» способствовало отношение к игре задолго до появления титульного спонсора. В Ростове-на-Дону местную команду любят за качество работы, которое, разумеется, и на результат влияет. Конечно, есть исключения – «Спартак» без качества популярен, но это фантомные чемпионские боли, на стадионе многие, кто болел за команду Романцева.
Как решить? Не забывать о важности тренеров. В Англии на неграмотный «Ливерпуль» придут, как и на дикий «Ливерпуль» Клоппа, а в России пойдут на стадион, если там покажут нечто требующее присутствия.
Проблема. Зрелище без хлеба
И под хлебом имеем в виду пенящуюся калорийную версию. Сегодня пришла новость, что Минпромторг просит отменить запрет на продажу легких алкогольных рядом со стадионами. Решение понятное – на ЧМ-2018 нельзя не продавать пиво, там каждый второй спонсор связан с его изготовлением. Причем аргумент, что борьбе с алкоголизмом в стосорокамиллионной стране помогает запрет на пиво для 75-100 тысяч человек в неделю – такова посещаемость тура РФПЛ с детьми и непьющими включительно, не выдерживает никакой критики. Хотя в этом пункте не только пиво, но и чай, кофе, хорошие бутерброды, десерты или теплые кусочки вкусной пиццы по адекватной цене. Еда уж точно не испортит людям футбол. Накорми, напои, создай атмосферу праздника, покажи хороший футбол – людей на трибунах точно станет больше.
Как решить? Не устраивать ханжеские выступления там, где они лишние. Доступ к еде и напиткам привлечет внимание, поскольку в первом пункте говорили о комфорте – надо, чтобы было как дома.
Проблемы. Отношение и хулиганы
Изучено много мнений и личных историй на тему похода на стадионы в России. Болельщики часто объясняют, почему раньше ходили на футбол, а потом перестали. Почему сами с родителями впервые оказались на стадионе в раннем возрасте, а детей и жену уже не поведут. Негативные комментарии над ухом, матерные выражения и поведение соседей по трибунам влияет, об этом пишут очень часто. Клубам и РФС надо обращать на это внимание. Причем к атмосфере нужно добавить отношение к зрителям во время досмотров, неграмотную организацию захода и выхода со стадиона, транспортную проблему, логистику вообще. Даже поход за снеком может быть подвигом при кривой системе продаж. Полно жалоб, бывали дикие случаи. Отношение к клиенту, как к животному, которое собираются убить электричеством на бойне. Разумеется, если не чувствуешь себя комфортно – на футбол больше не пойдешь.
Как решить? Перед футбольными клубами не стоит задача окультурить общество, но есть методы ведения переговоров с организованными болельщиками – важно, чтобы песен стало больше, чем оскорблений. А уж охранникам всегда можно приказать работать для людей, было бы желание.
Резюме. За болельщика не сражаются
В современном мире нужны причины, чтобы заставить оторваться от интернета и дивана. И поскольку в российском футболе никогда на зрителей не ориентировались, то публика страдает в первую очередь. Ни отношения, ни поощрения, ни хитрых маркетинговых ходов, ни красивого итогового продукта, за который заплатил и не пожалеешь. Аналогия с российским кино напрашивается, где хороший фильм случается раз в год при съемках доброй сотни картин и тоже, к слову, при поддержке бюджета. Причем хорошее кино чаще не заметят, будет кассовый провал. Причем рынок стремительно меняется, теперь россияне не просто не хотят платить за некачественные развлечения, но часто и не могут себе их позволить.
Поход на стадион должен приносить огромное удовольствие, чтобы был постоянным. Стать эмоциональной разгрузкой, тогда войдет в привычку. Будет близким разным людям развлечением – как поход в кино на иностранный блокбастер. А затем посещение стадиона может вообще оказаться семейной традицией, как в Германии или Англии. Важно сделать футбол вживую модным. А для этого нужно еще работать и работать. Чиновники и клубы ничего особо не делали, поскольку не зависели от денег зрителей. Зря так поступали. Да, общая посещаемость РФПЛ обязательно вырастет благодаря вместительности новых арен и их современности, но теперь важно думать о проценте наполняемости трибун как первом критерии. Важно выслушать болельщиков и их претензии!