48 команд на ЧМ. Суперидея или бред?
Президент ФИФА Инфантино весной озвучил идею об увеличении числа участников чемпионата мира до 40 команд. Теперь пошел еще дальше – предлагает, чтобы в финальной стадии ЧМ участвовали 48 сборных. «Соккер.ру» размышляет о целесообразности такой реформы.
Наследие президента
Инфантино подчеркивает, что пока идея с увеличением количества участников Мундиаля – всего лишь его личное мнение. Был бы Джанни слесарем-сантехником ЖЭКа номер «7» какого-нибудь уездного городка, его идея так и осталась бы идеей, и мы не бросились бы обсуждать ее со всех сторон. Но есть старое правило: что у президента ФИФА на уме – то в футбольном календаре. Инфантино долгое время находился в тени больших шишек, а теперь сам стал главным футбольным чиновником на планете, и у него наверняка есть желание оставить после себя какой-нибудь след в истории, наследие. Президента, который расширил число участников, будут помнить. Скорее всего, мнение о нем не будет однозначным, но это грандиозная реформа, и вполне вероятно, что Джанни сумеет ее провернуть. Он подчеркивает, что не обладает авторитарной властью, чтобы принять решение в одиночку, но отныне посвящает себя миссии поиска союзников.
Охватить весь мир!
Давит Инфантино на любимую мозоль – глобализацию. Мол, чемпионат мира должен охватывать весь мир, потому что футбол — это не только Европа и Южная Америка. На самом деле, именно подход с этой стороны во всей затее и настораживает, тем более параллельно Джанни желает выкроить парочку лишних путевок для Африки. Спрашивается, в ущерб кому? Может быть, с этой идеи все и началось, но очевидно, что перераспределить путевки между конфедерациями столь глобально попросту невозможно в рамках турнира с 32 командами, поэтому следующий шаг – расширение. Так вот, если Инфантино за счет увеличения числа участников собирается искусственно протащить в финальную часть сборные из Африки, Азии и Океании – увольте, это глобализация в ущерб снижению качества. Даже нынешнее распределение не совсем отражает картину. Простой эксперимент: в рейтинге ФИФА 22 из первых 32 сборных представляют Европу, при этом на чемпионате мира сыграют лишь 13 команд из Старого Света плюс Россия в статусе хозяйки.
Распределение путёвок не должно быть искусственным и фиксированным
Если объективно, то из 48 команд в финальной стадии чемпионата мира 40 должны представлять Европу и обе Америки, но это, естественно, нереальный расклад: Инфантино хочет осваивать новые территории и рынки, хочет стать любимым президентом ФИФА в тех странах, которые сейчас не имеют шансов выступить на Мундиале. Но Йоахим Лев справедливо замечает, что спортивная ценность турнира является его главным достоянием. Финальный турнир чемпионата мира должен быть съездом сильнейших сборных планеты, а не сборищем команд со всех уголков планеты. Ключевой параметр – футбольная сила, но не масштаб географического охвата. И если даже Инфантино на первоначальном этапе сделает реверанс в сторону стран и континентов с невысоким развитием футбола, должна быть введена система наподобие коэффициентов в клубных турнирах УЕФА, чтобы со временем число участников было уравновешено в пользу тех конфедераций, чьи представители добиваются высоких результатов на чемпионатах мира.
Формула турнира
Раздувшийся турнир еще нужно умудриться запихнуть в некие состязательные и временные рамки. Стоит учитывать, что у ведущих футболистов планеты календарь и без того перенасыщен, поэтому чемпионат мира не должен по продолжительности превышать месяц, а максимальное количество матчей можно увеличить на одну позицию, не больше. Сейчас сборные, добирающиеся до полуфинала, играют семь встреч. Восемь – не столь критично, раз уровень соперников на первом этапе снизится, следовательно, можно будет более масштабно использовать ротацию. Кроме того, можно даже сделать реверанс в сторону тренеров, увеличив заявку с 23 до 25 игроков. Что касается формулы проведения, то команды будут поделены на 12 групп по четыре команды, из каждого квартета выходят две сильнейших, а также 8 лучших третьих команд по дополнительным показателям. Плей-офф стартует с 1/16 финала. Общее число матчей чемпионата мира с нынешних 64 встреч увеличится до 104.
Стоит ли игра свеч?
Финансовая выгода для ФИФА покроет все сомнения, ведь 104 матча принесут больше выручки, чем 64 – тут и заполненные стадионы, и продажа прав на телетрансляции, и реклама. А вот спортивная ценность турнира однозначно понизится, ведь даже при формате-32 на групповой стадии бывают проходные матчи, сколько же таких встреч обнаружится, если число участников увеличить в полтора раза? Скорее всего, на групповой стадии каждый будет следить и болеть за своей сборной, потому что охватить 12 групп попросту невозможно, даже если не надо ходить на работу и сдавать сессию. Только начиная с плей-офф, чемпионат мира стартует по-настоящему, главное до этих пор сохранить ощущение праздника в душе. Хотелось бы рассмотреть концепцию Инфантино в подробностях, может быть, какие-то детали убедят в том, что Мундиаль станет лучше, прибавив в весе, но в сырой идее минусы явно перевешивают. Снижение уровня национальных команд, представленных на турнире, «кривая» формула группового этапа и обилие проходных или попросту неинтересных матчей неизбежно приведет к падению качества турнира.