Пустые глаза напротив
«Зенит» остался в наваре после летней трансферной кампании, но агонические решения на финише дозаявочного периода и недовольство Луческу подчеркивают провал миссии в целом, несмотря на локальные победы. «Соккер.ру» разбирает летнюю деятельность питерцев.
Новички: Жулиано («Гремио», 7 миллионов евро); Иван Новосельцев («Ростов», 10 миллионов евро); Роберт Мак (ПАОК, 3.5 миллиона евро).
Потери: Халк («Шанхай Теллэйс», 55.8 миллионов евро); Эсекьель Гарай («Валенсия», 20 миллионов евро).
Вернулись в команду: Александр Кержаков, Лука Джорджевич, Павел Могилевец, Александр Рязанцев.
Баланс: +59.3 миллиона евро
Потери потерь
«Зенит» потерял двух самых классных своих футболистов, определяющих игроков в обороне и в атаке. Расставание с Халком получилось грустным, но своевременным с точки зрения бизнеса и невероятно прибыльным. Тот момент, когда победа менеджмента способна затмить футбольные интересы, тем более бразилец уехал в Китай еще до старта предсезонной подготовки, то есть в клубе и в команде не в последний момент узнали, что дальше без Халка, имелось время, чтобы перестроиться. Сам Луческу отмечал, что с уходом Живанильдо все изменилось: другая тактика, иной тренировочный процесс и индивидуальные установки. «Зенит» должен стать командным, чтобы компенсировать потерю лидера. Это трудоемкая задача, подразумевающая полную смену стилистической парадигмы, но куда болезненней для «сине-бело-голубых» может стать уход Гарая в последний день трансферного окна. Эсекьель на голову возвышался над своими коллегами по центру обороны в классе, а теперь аргентинца призван заменить Иван Новосельцев, который заметно вырос под руководством Бердыева, но не факт, что готов к роли лидера обороны, тем более в последние полтора года в основном действовал в схеме с тремя центральными защитниками. Одним словом, Халк и Гарай – это те игроки, чей уход нельзя полностью компенсировать, можно лишь попытаться минимизировать ущерб.
Тренд лета: сидение на чемоданах
Лето-2016 – Рубикон для «Зенита», переход через который уже обошелся недешево, и не факт, что расставаний с Гараем и Халком хватит для расплаты. Другие легионеры «сине-бело-голубых» тоже поглядывали в сторону Европы, и если Кришито, привыкший каждое лето куда-то «уходить», не сбавлял темпа, то двух бельгийцев «Зенит» практически потерял на этот период. Ломбертс очень хотел выступать ближе к дому, Николас оставался на скамейке из матча в матч, пока клуб отвергал предложения «Андерлехта». Витсель выражал желание покинуть берега Невы еще до начала прошедшего трансферного окна, но никто из претендентов на Акселя не удовлетворил запросы «Зенита». Получается, два классных по именам легионера, оставшиеся в составе питерцев практически насильно, не обязательно вновь обретут утраченную мотивацию.
Витсель станет обузой?
Футболу известно достаточно случаев, когда клубы жалели о том, что оставили у себя игроков, утративших желание. По всем законам логики Витсель должен был уйти этим летом, но склонность боссов «Зенита» к переоценке и надежда на «авось» закрыли перед Акселем двери в «Ювентус». Вокруг бельгийца накрутился тугой клубок противоречий, а в последний день он даже стал объектом препирательств между Луческу и клубным менеджментом. Мирча отказывался давать добро на трансфер, пока не будет приобретена замена, которую так и не удалось найти. Наверняка, после 13 часов пустого ожидания разрешения пройти медицинское обследование Витсель вернется из расположения сборной в «Зенит» в дурном настроении.
Не подложил ли Луческу свинью своей команде, наложив вето на переход бельгийца? Возможно, но первопричину стоит искать не здесь. Зная о желании Акселя покинуть «Петровский», не стоило откладывать вопрос с его уходом на последний день, но в «Зените» рассчитывали, что «Ювентус» или кто-то на финише трансферного окна включит режим небывалой щедрости. Питерцы приобрели Витселя за 40 миллионов евро, когда он не стоил этих денег, а теперь пытались продать с учетом собственной переплаты, хотя 15 млн евро за год до окончания контракта – более чем адекватная сумма за Акселя. В итоге, «Зенит» упустил возможность выручить даже эти деньги, а Луческу придется очень постараться, чтобы вернуть номинально классному полузащитнику мотивацию.
Выполнены ли требования Луческу?
В середине августа Мирча подчеркнул, что ему нужно еще два игрока с российским паспортом, чтобы увести команду из-под давления лимита, связывающего руки. Вряд ли, говоря это, Луческу рассчитывал, что один из россиян – Иван Новосельцев, заменит в составе Эсекьеля Гарая. Размен, мягко говоря, не в пользу «Зенита». Второго россиянина румынский специалист так и не получил, наверняка он имел в виду хавбека, ведь в нападении и без того сплошь россияне. Получается, что Мирча подмял под себя команду начал строительство футбольной дружины по своим принципам, но при этом не только без привычного количества разносторонних бразильцев, но и в ограниченном пространстве для маневра. Да, появление Новосельцева в центре обороны, за которое пришлось заплатить Гараем, улучшает ситуацию в смысле отношений с лимитом, но в таком случае, где классный иностранец, который занял бы легионерскую вакансию Эсекьеля в созидательной группе?
Новички и их перспективы
А давайте дадим оценку в лоб: получается, что Жулиано – это прямая замена Халку, а Новосельцев – сменщик Гарая. Адекватны ли приобретения потерям? Очевидно, нет. Минимизирован ли ущерб от расставания с бразильцем и аргентинцем? В минимальных пределах, без подстраховки. Во-первых, «Зенит» переплатил за Новосельцева, так как времени на торги с «Ростовом» попросту не оставалось. Во-вторых, нет уверенности, что Иван в Санкт-Петербурге без Бердыева заиграет столь же прытко, как в «Ростове». Там он был частью рабочей системы, здесь Луческу вынужден будет строить систему вокруг него. Или Луиша Нету. Или Ломбертса, мечтавшего уйти. Центр обороны, лишившийся шефа, может стать самой большой проблемой «Зенита» и Луческу.
Что касается Жулиано, это отличное приобретение за скромные деньги, конкретно с этим трансфером «сине-бело-голубые» попали в точку, бразилец в этом уже убедил. А вот переход Мака может обернуться провалом: словак ничем не лучше конкурентов, он всего лишь игрок обоймы, но без российского паспорта даже выходить на замены будет проблематично. Допустим, три из четырех основных игроков группы атаки известны – Жулиано, Шатов, Дзюба, а вот за четвертую позицию разворачивается активное состязание между пятью-шестью «игроками ротации». У Луческу определенно есть выбор, но Мирча привык в «Шахтере» к более высоким показателям класса и оснащенности футболистов.
Резюме: количество в ущерб качеству
В прошедшее трансферное окно «Зенит» сбавил в пиковом классе исполнителей, зато рабочая обойма при Луческу расширилась до 25 игроков, правда, если всматриваться в детали, можно обнаружить ряд потенциально опасных «артефактов». Во-первых, с сентября придется заново отстраивать оборону, причем новичок Новосельцев непременно должен играть в матчах РФПЛ как обладатель «правильного» паспорта. Во-вторых, Луческу предстоит найти правильные слова для Витселя и Ломбертса, которые могут стать обузами, играя или оставаясь в команде без должной мотивации. Лучше иметь в составе Могилевца с горящими глазами, нежели Акселя с пустым взглядом. В-третьих, в атакующей группе слишком многое теперь зависит от новичка Жулиано, а «второй эшелон» созидания серьезно уступает лидерам по креативной части, «Зениту» не хватило, как минимум, одного серьезного приобретения в атакующую группу. Отпустив Халка и Гарая, «сине-бело-голубые» не стали сильнее и пустили вырученные средства на качественное обновление состава, который на сегодняшний день имеет уязвимости в ядре и бесформенность в окружении костяка.