Тяжкий крест «Крестовского»
Скандальные разбирательства вокруг стройки века в Санкт-Петербурге на пике, и «Соккер.ру» в блоге "Чемпионат мира 2018" подчеркивает важнейшие моменты о грандиозном стадионе «Зенита», чтобы каждый футбольный поклонник мог составить и высказать собственное мнение по резонансной теме.
Стартовали восемь лет тому назад
Если вам делают ремонт и говорят, что отстают от сроков или на неделю, или на месяц, но точно сказать не могут, то у вас глаза на лоб полезут. Вчера было заявлено, что с «Крестовским» отставание между полутора и тремя сотнями дней. Подумаешь, полгода сюда, полгода туда. Для этого проекта — нормальное заявление, изначально обещали открыть в 2009-м, каждый раз меняли сроки. А ведь впервые о проблемах при постройке стадиона для ЧМ-2018 и новой арены «Зенита» заговорили почти сразу после начала. И что важно подметить — за пять лет проект реализовали на 35 %, а за три года после этого сразу на 50 %. То есть зачесались в 2013-м, и сейчас хотят успеть до середины 2017-го, что с новыми темпами возможно, ведь арена построена более чем на 80 %.
Успели подключить следователей
Основная часть ваших комментариев по горячей теме делится на два типа. От фанатов «Зенита»: «Это уже не смешно…» И от поклонников других команд: «Позор» Приятного мало, но при этом на одном из этапов подготовки удалось сбросить цену проекта почти на 30 %, что является редким плюсом, прямо связанным с резонансом и финансовой реальностью. Разумеется, теперь следователи подозревают некоторых участников стройки в хищениях, например, ищут деньги, выделенные на табло. По отдельным заявленным делам срок давности вышел, но еще не вечер. Тем более, причин для расследований полно, поскольку тут не только строили, но и ломали очень интересно. Например, на «Уэмбли» использовали в 5.5 раз меньше бетона. Проект «Крестовского» менялся, а с ним и требования строителей, многое переделывали. Хотя разница на одном бетоне в пять раз – повод разобраться.
Стадион не беспрецедентно дорогой
В это трудно поверить, но тоже факт. Ведь начали стройку – заморозили – разморозили — поменяли исполнителей — разломали, переделали. Начали опять, до сих пор имея серьезные проблемы с документацией. И каждый поворот влиял на цену. Если переводить потраченные изначально деньги по старому курсу, а дополнительные траты – по новому, то можно выйти на общую стоимость в долларах примерно в один миллиард. Солидно, но в рублях получится скромнее – под 44 миллиарда, что сейчас равно примерно 690 миллионам долларов. Добавьте ставку на российских субподрядчиков и их материалы – поймете, что назвать точную цену не сможет никто. Может почти миллиард, может – 700 миллионов. Где-то посередине. Получаем один из самых дорогих стадионов мира, но одновременно и один из самых «навороченных». Для сооружений такого типа – похожие арены редкие, стоят в Англии, Франции и Бразилии, цена в 700-800 миллионов не является невероятной. Она впечатляет, но «Уэмбли» обошелся еще дороже.
Арена сложная и современная
Концентрация строго на негативе ничего не даст, тем более на том негативе, на который у вас нулевое влияние. Что можете сделать с подрядчиками, если докажут, что они допускали ошибки? Как повлияете на людей, увеличивших смету? Никак. Значит, надо смотреть на плюсы для простых людей. Проект в мелочах сложнее и интереснее, чем «Уэмбли», а ведь там самый дорогой спортивный объект мира. И чтобы не анализировать тему однобоко, нужно выслушать и аргумент людей, вовлеченных в стройку. И они в одном правы – проект заковыристый. Конечно, ошиблись, что допустили весь этот бардак. И шутка, что Колизей построили намного быстрее, смешная. Но не совсем грамотно сравнивать даже однотипные сооружения, вроде двух стадионов. Всюду своя почва, свой климат, и хотя из уст политика такой набор фактов похож на оправдания, из уст обычного строителя – объяснение, почему стадион, где все автоматизировано, так тяжело возводится. И даже если учесть все подозрения, взвалили на себя сложнейший проект.
«Зенит» и РФС – лишь зрители
Мутко и Миллер не могли приказывать людям, прямо отвечающим за этот проект. И сейчас не могут. Изначально без их участия огласили концепцию, что не руководители питерцев выбирают строителей. Да и министра никто не спрашивал. В теории Дюков мог перехватить ребят, что отгрохали «Шахтеру» «Донбасс-Арену» за 400 млн долларов. И «Зенит» давно играл бы на новеньком стадионе, опередив даже «Спартак». Но поступили иначе, в результате между Ваней Смирновым, который любит ходить на «Петровский», и боссами «Зенита» нет разницы – все здесь зрители. И критики тоже, ведь сложность проекта не избавляет от ответственности. А проблематика заставляет задуматься, стоит ли в будущем входить в настолько сложные проекты без поддержки компаний, которые подобные сооружения возводили? С «Крестовским» не справились.
ФИФА не взбудоражили
Разговоры о влиянии скандальной стройки на имидж хозяев ЧМ-2018 забавляют. Это строго внутренняя история, в футбольном мире о стадионе в Санкт-Петербурге говорят редко, только китайцы время от времени подкалывают почему-то. Остальным чаще всего не интересно, поскольку знакомо. В ФИФА помнят скандалы в ЮАР и Бразилии. Надо скорее удивляться, когда сложный проект реализуют без сучка и задоринки. И не стоит думать, что задержки, переносы, новые окончательные сроки впечатлят Инфантино, который уже догадался, что Кубок конфедераций надо будет волевым решением перенести в другой город. Ведь есть еще инфраструктура вокруг стадиона, ее достроить вряд ли успеют. Вот что самое обидное на данном этапе. Мало того, что футбольный Краснодар без ЧМ, так еще и Санкт-Петербург может лишиться большого футбола на новом стадионе в 2017-м году. Впрочем, кто-то потеряет – другие найдут.
Остался шанс впечатлить
Комиссия ФИФА заставит исправить фундаментальные ошибки. Проблемы с затоплением дождями решат тем же методом, что на «Альянц Арене». Поле выедет и заедет обратно. Тяжеленная крыша себя оправдает. Газон, уложенный в прошлом году, может быть идеальным. Углы обзора подойдут зрителям. Когда все настроят, со временем немного забудется, каким крестом стал «Крестовский» для всех причастных к проекту. Да, можно было избежать девятерых из каждых десяти скандалов по ходу стройки. Но при этом конечный результат в состоянии впечатлить даже скептиков. Говорим об одном из самых дорогих стадионов планеты. И хотя постарались допустить все возможные ошибки, в итоге получится современная арена. Парадокс на парадоксе – стройка огорчила длительностью и непоследовательностью, а стадион на ЧМ-2018 может стать одним из самых крутых и удобных. И получить лучшие отзывы вместе с Санкт-Петербургом. Но теперь нужна ставка на качество, есть нормы безопасности, требования ФИФА, пусть арена будет крепкой и прослужит в разы дольше, чем строилась.