Международный вирус отказов
«Соккер.ру» возмущается новой мировой модой. В любой непонятной ситуации футболисты завершают карьеры в своих национальных командах, вот и Понтус Вернблум объявил об уходе из сборной Швеции в 30 лет. Не пора ли ФИФА законодательно вмешаться в ситуацию?
Очередная новость о том, что какой-нибудь футболист принял решение о завершении карьеры в своей сборной уже не вызывает ничего, кроме сардонической ухмылки. Разрушительное веяние для международного футбола, ведь выписывать себе волчий билет стали не только ветераны, но и парни в самом расцвете сил. Лионель Месси с пятью «Золотыми мячами» в заплечном рюкзаке обиделся на очередное поражение в финале и покинул сборную Аргентины, после Евро-2016 его примеру последовали Ибрагимович, Фукс, Чех, Касильяс, Срна. Теперь вот и Вернблум туда же. Одному из лидеров ЦСКА 30 лет, он мог бы стать сердцем и душой обновленной сборной Швеции после ухода Златана и Чельстрема, который как раз и занимал место Понтуса в составе, однако духовитый хавбек отчаянно машет ручкой и радуется возможности проводить больше времени с семьей.
Такими темпами институт национальных сборных развалится на части, ведь чемпионаты мира и Европы позиционируются как турниры с участием сильнейших футболистов, представленных на них стран. Но разве Аргентина привезет на ЧМ-2018 лучший состав, если Месси не удастся переубедить, а его примеру последуют Маскерано, Агуэро, Игуаин и Ди Мария? Разве в Швеции вдруг появится форвард, который сильнее 34-летнего (возраст не важен) Ибры? Или чехи достанут из магической шляпы вратаря, который знает ремесло лучше Петра Чеха? Нет, нет, нет и еще раз нет! Ситуация уже не просто настораживает, она рискует выйти из-под контроля в ближайшем будущем, если ФИФА не определится со стратегией «лечения». Свежие примеры подкрепляются уже свершившимися потерями сборных: например на Евро-2016 Германии точно не помешал бы Лам, а мудрый Хаби Алонсо мог бы помочь Серхио Бускетсу справиться с прессингом итальянцев, но они объявили о завершении международных карьер после ЧМ-2014 и на континентальном первенстве не выступили.
Понятно желание сосредоточиться на клубной карьере и проводить международные паузы со своей семьей – кто же не хочет меньше работать и получать больше выходных? Но статус профессионального игрока накладывает определенные обязательства перед международным футбольным сообществом и собственной страной, брезговать которыми, как минимум, нечестно. Как максимум — это приведет к плачевным последствиям. Если зараза укоренится и продолжит захватывать новые и новые умы, то через несколько лет интерес к международному футболу упадет до плинтуса, чемпионаты мира и Европы перестанут волновать болельщиков, а весь институт национальных сборных обоснуется на дальних задворках клубного бытия. В моем понимании «сборная» означает «команда сильнейших игроков страны», и когда две части этого выражения утрачивают тождественное значение, интерес улетучивается. Многие поймут пример с хоккеем: странно отдавать всю душу играм чемпионата мира, зная, что состав участников зависит от очередности вылета команд из плей-офф НХЛ и прихотей отдельных федераций. Сильнейшие хоккеисты собираются раз в четыре года – на Олимпиаду, все остальное фарс и зарабатывание денег.
Футбольная ситуация в перспективе еще страшнее, ведь здесь каждый отдельный игрок получил право голоса и может распоряжаться своей международной карьерой по собственному усмотрению. Могу понять, допустим, Касильяса – человека, который сыграл свыше полутора сотен встреч в воротах «Красной Фурии», выигрывал международные турниры, а сейчас перестал быть первым номером и некомфортно чувствует себя в роли зрителя. Не исключено, что даже передает свое настроение команде. То есть сборная Испании не станет слабее без своей легенды, хотя даже здесь могут быть возражения – а ну как однажды травмы и дисквалификации выкосят весь вратарский цех? И ветеран бы снова пригодился для разовой акции, но он поставил перед собой шлагбаум. Неужели у сборной Швеции без Ибрагимовича и Вернблума, у Чехии без Петра Чеха, у Австрии без Кристиана Фукса больше шансов пробиться на чемпионат мира, нежели с ними на поле? О Месси и говорить не приходится – там особый случай.
Получается, даже особых причин не нужно подбирать – раз, и ты отказался от вызовов в сборную. Хотя по идее за такое положен штраф и дисквалификация, но это только в том случае, если местная федерация пошлет запрос и получит отказ. Объявляя во всеуслышание о завершении международной карьеры, футболисты просто оберегают себя от последствий. Официальный ритуал, в котором нет ничего благородного. А многих ведь удерживает от такого шага исключительно собственное благополучие, ведь в ведущих чемпионатах, в частности, в АПЛ уровень игроков измеряют его участием в международных поединках. Догадаются повсеместно отменить эти правила и придумать иную шкалу оценки – получим еще больше «отказников».
Оправдывая уход Месси критикой и неудачами, радуясь решению Вернблума, которое означает, что швед, скорее всего, решил завершить карьеру в ЦСКА и отказался от мечты сыграть в Англии, вы настаиваете на том, что пресыщенность футболом – это нормально, и страдать от нее должны национальные сборные. В клубах ведь контракты, их нужно отрабатывать, на старости лет можно даже куда-нибудь на заработки укатить, но ехать в сборную – табу. По-моему, табу следует наложить на выражение «завершил международную карьеру». Единственная внятная причина не отвечать на вызовы из национальной команды – если ты повесил бутсы на гвоздь и играешь в футбол только с приятелями по субботам. Все остальные случаи должны караться, хотя об устройстве инквизиции сейчас рассуждать не станем. Лучше напоследок проделайте опыт: на одной чаше воображаемых весов Габор Кирай, сыгравший на Евро-2016 в составе сборной Венгрии в 40 лет, а на другой любой из «отказников» — Месси, Ибра, Чех, Вернблум. Чье отношение к национальной дружине, своей стране и всем любителям футбола вызывает у вас больше уважения?