Comprate i miei fiori
Над городом Медичи плачет набат,
Наместник Монтелла печален:
На смену ему португальский фрегат
У Пьяцца Дуомо причалил.
Сошел капитан, громко топнул ногой -
Тифози в догадках теряют покой:
Неужто родные «цветочки»
Поборют синдром третьей строчки?
Но северный ветер приносит беду,
Грустит капитан у причала.
Фиалка в его субтропичном саду
Сверкнула и быстро завяла.
Намучившись вдоволь, устав от невзгод
На небо глядит флорентийский народ,
В пол-голоса шепчет Тоскана:
Не видно ли Аэроплана?
Несмотря на свою довольно импульсивную и порой не вполне адекватную воинственную тифозерию, «Фиорентина» числится на хорошем счету в Серии А. Команда из города, где даже мостовые пропитаны духом прекрасного, обладает богатой, пусть и не великой, историей. Выступлениями за нее отметилось немало выдающихся легенд кальчо: «Хвостик» и «Батигол», Франческо Тольдо и Руй Кошта – вот только несколько примеров из недавнего прошлого. После катастрофы Чекки Гори и полного банкротства клуба, вновь воскресшие тосканцы ведут рачительную бережливую политику. Команда привыкла жить по средствам, что не мешает «фиалкам» успешно выступать в Лиге Европы и занимать высокие позиции на самых подступах к пьедесталу.
По злой иронии судьбы, это же и является основной проблемой «джильяти» – кому понравится из года в год останавливаться всего в одном шаге от зоны Лиги чемпионов? Стабильность (она же – застой) Монтеллы должен был исправить призванный из швейцарского «Базеля» бывалый путешественник Паулу Соуза. Богатый опыт и «незамыленный» взгляд португальца могли помочь «Фиоре» совершить долгожданный прорыв, придав команде новый вектор развития.
La talea.
Черенок – часть растения, служащая для размножения, так как, будучи посажена в сырую землю, она, развивая корни и почки, вырастает в новое растение.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Сразу по окончании сезона 14/15 вслед за главным тренером «Фиорентина» лишилась целой плеяды определяющих прежде исполнителей: здорово проявивший себя Нето отправился в Турин подменять самого Джиджи; соблазненный предложениями грандов Салах наотрез отказался прозябать на скромных харчах братьев Делла Валле; незаменимый Савич пришелся по душе такому же «железному» бойцу Симеоне; обратно в Ла Лигу вернулся не сумевший заменить Куадрадо улыбчивый технарь Хоакин; расстались «фиалки» и с довольно надежным аргентинцем Басантой.
Оказавшись в непростой ситуации, тосканцы вынуждены были проявить непривычную для себя активность на трансферном рынке. Однако, полноценно восполнить потери не удалось: приобретенные игроки в большинстве своем либо не смогли вписаться в колоритный южный коллектив, либо откровенно не соответствовали уровню турнира. Целый ряд позиций оказался оголенным, новый алленаторе «джильяти» мог рассчитывать лишь на собственную смекалку и внутренние резервы.
По сути, попавшему с корабля на бал Соузе достался лишь куцый черенок прежней «Виолы». Не испугавшись трудностей, португалец засучил рукава, приступил к процессу пересадки своего нежного и хрупкого «ростка» на каменистый негостеприимный грунт одного из самых тяжелых чемпионатов Старого Света.
Il radicamento.
Укоренение – проникновение вновь отрастающих корней посаженного растения в почву, позволяющее ему закрепиться механически и обеспечить себе достаточное минеральное питание.
Экологический словарь
«Букет» Монтеллы являлся одним из самых разнообразных в тактическом плане коллективов высшей лиги кальчо. В запасе «Аэроплана» имелась не только старая добрая классика «3-5-2», но и гораздо более гибкая и современная «4-3-3» и даже совсем редкая «4-3-1-2», позволявшая «джильяти» иметь такую немалую роскошь как полноценная «выездная модель». Взяв за основу наработки предшественника, идеалист Соуза решил, что некоторое упрощение системы пойдет его команде только на пользу, в то время как основные козыри должны быть отточены до блеска.
Немного повозившись на первых порах со стройной «4-2-3-1», португалец остановился на «3-4-2-1» с традиционной тройкой оборонцев, отодвинутым вглубь поля распасовщиком Борхой и сразу двумя треквартистами под столбообразным нападающим. Выбор подобной модели позволял использовать по максимуму сильные стороны имеющихся в распоряжении тренерского штаба исполнителей. Упор на владение, доходящий порой до откровенного самолюбования, стал фирменным знаком фиолетовой дружины. Вообще «фиалки» и раньше любили основательно подержать мяч, но пиренейский алленаторе, восхищенный «тики-такой», затребовал от своих футболистов каких-то барселонских показателей контроля.
По персоналиям дело обстояло следующим образом. Место в воротах на безальтернативной основе было отдано «летучему» румыну Чиприану Тэтэрушану. Трио дефенсори составили мастеровитый, прекрасно действующий на втором этаже Гонсало Родригес – главная цементирующая деталь флорентийской обороны, добротный римский «неликвид» Астори и простые работяги Томович с Ронкальей. За опорную зону поначалу отвечали хорватский сборник Милан Бадель в паре с дирижером-виртуозом Борхой Валеро. Фланги полузащиты оказались под контролем арендованного из Дортмунда «Кубы» Блащиковски и молодого испанца с «гоночной» фамилией.
Перевод Маркоса Алонсо с позиции левого терцино в линию полузащиты оказался 100-процентным попаданием Соузы. У доселе прозябавшего на банке и в арендах футболиста словно открылось второе дыхание. Под стать ему оказался и словенец Йосип Иличич, наглядно доказавший, что в таком сказочном месте как Тоскана даже на самом замшелом бревне могут распуститься прекрасные бутоны. Вместе с «надеждой всея Флоренции» Федерико Бернардески, громко заявившем о своем таланте Хумой Бабакаром, открытием ЛЕ Николой Калиничем и все еще высоко котирующимся фантазистой Мати Фернандесом группа атаки «фиолетовых» смотрелась вполне насыщенно, интересно и вариативно.
Впрочем, в обновившейся «Фиорентине» мало кто мог чувствовать себя твердым игроком основы. При демократичном португальце дорога в старт так или иначе была открыта для всех. На поле появлялись и загадочный обитатель бразильской сельвы Жилберто Жуниор, и юный, откровенно неготовый к выступлению за первую команду Анте Ребич, и совсем уж непонятный ветеран Хуан Верду. Подобные телодвижения подчас вызывали волны критики, которая вскоре сменилась ликованием: набив парочку шишек, «Скуадра Виола» наконец поймала свою игру. Корни прочно вросли в землю, пришел черед первых всходов.
La fioritura.
Цветение – переломный период онтогенеза, во время которого растение переходит от вегетативного роста к генеративному развитию.
Биологический энциклопедический словарь
Время шло, футболисты привыкали к требованиям нового наставника, состав сыгрывался, уплотнялся, отсеивались ненужные элементы. Так выпали из обоймы серьезно сдавший капитан Паскуаль, не пришедшийся ко двору статусный поляк и «хрустальный» Росси, не сумевший полностью реализовать свой сумасшедший потенциал даже наполовину. Купленный за существенные для Флоренции 10 млн евро титулованный «атлет» Марио Суарес вчистую проиграл конкуренцию в центре поля дерзкому уругвайскому дебютанту Матиасу Весино, обещающему уже в скором времени вырасти в медзалу очень высокого уровня. Настырный Бернардески задавал темп и ритм наступательным тосканским мотивам, адаптировавшийся к условиям кальчо Калинич радовал убийственной точностью, растерянный флегматик Астори опять «доигрался» до сборной Италии. «Цветок» распустился, набухал соком и соперники меркли в тени его сияющих лепестков.
По большому счету, на осенне-зимнем отрезке чемпионата тягучий комбинационный футбол «Фиорентины» давал сбои лишь в единичных случаях. А именно в матчах против ртутных, набивших руку на стремительном переходе из обороны в нападение столичных клубах и пробудившемся «Ювентусе», просто раздавившем легких, изящных «джильяти» массивом своей конструкции. Но вот в дуэлях с другими командами-претендентами на высокие места, также значительно превосходящими «фиалок» по подбору игроков: агрессивным, тактически вышколенным Неаполем, закрытым, эстетски-минималистичным «Интером», упорным «Миланом», а также зажигательным ниспровергателем авторитетов «Саccуоло» флорентийцы действовали абсолютно на равных.
На образцовом уничтожении лидера чемпионата стоит остановиться подробнее – та встреча стала настоящим бенефисом «футбола по Соузе». Поверивший в неуязвимость своих подопечных Манчини решил выставить против гостей практически их же модель с довольно странным сочетнием линии обороны, включавшим подзабытого Сантона и «малютку» Меделя (игрока, вне всяких сомнений, классного и боевитого, но совершенно не подходящего под формат центрального защитника).
Осталось великой тайной, удалось бы усиленной полузащите «нерадзурри» реализовать свое численное и качественное преимущество: уже по истечении трети матча всем экспериментам был поставлен решительный шах и мат в виде сразу трех разящих атак на любой вкус и удаления обычно уверенного, аккуратного Миранды. Четкие слаженные взаимодействия при игре «первым номером», высокий прессинг и непривычная нагловатость «цветочков» стали неожиданностью для хозяев поля. Поражение тяжело ударило по амбициям Манчини, став предвестником грядущего падения «ломбардийского змея». А для ценителей кальчо эта фиолетовая феерия открыла глаза на незаметное преображение «Скуадры Виолы». На скорую руку, тосканцы тут же были причислены к числу фаворитов чемпионата. Приближающаяся к порогу нокдауна «Рома» и не до конца разобравшийся с самим собой «Юве» неумышленно высвободили обширный вакуум силы. Серии А срочно требовались новые кумиры.
L’Appassimento.
Увядание – ослабление или потеря нормальной жизнедеятельности тканями листа или травянистого стебля, происходит вследствие нарушения водного баланса.
Сельскохозяйственный словарь-справочник
В Новый год флорентийцы вступали с большими надеждами: метания Соузы были наконец закончены, оптимальные сочетания найдены, команда добавляла от матча к матчу, а на проблемные позиции приобретены хотя и не выдающиеся, зато проверенные исполнители. «Виола» выглядела собранной, сосредоточенной, готовой наконец замахнуться на заветную тройку.
Как водится, беда пришла откуда не ждали. Сперва забарахлил незаменимый Бадель – возвращение в строй после казавшегося несерьезным мышечного повреждения затянулось с планируемых трех недель аж до двух долгих месяцев. Ни оперативно арендованный в Генуе экс-спартаковец Тино Коста, ни получивший второй шанс Марио Суарес не сумели полноценно заменить хорватского универсала. Отчаянная попытка Соузы компенсировать «осиную талию» своей полузащиты за счет дополнительного атакующего игрока также не увенчалась успехом. Вернувшийся же Милан мучительно долго возвращал былые кондиции, что стоило Флоренции вылета из Лиги Европы.
Впрочем, это не стало ни трагедией, ни неожиданностью – к тому времени проблемы «Виолы» уже начали нарастать со скоростью лавины. Доселе действовавшая с минимальными нареканиями линия обороны внезапно взяла в привычку чудить на ровном месте, допускать несвойственные глупые ошибки. Ронкалья с Томовичем словно устроили между собой соревнование: кто искуснее оголит фланг, совершит больше «привозов», разожжет самый красивый «костер» в штрафной Тэтэрушану. В итоге данный «конкурс» за явным преимуществом выиграл возрастной аргентинец, чем, похоже, заслужил себе «черную метку» если не от тренерского штаба, то от тифозерии точно.
Венцом же всех бед явилась удушающая голевая засуха, поразившая флорентийское нападение. Блиставший осенью Калинич совсем закис и был отправлен полировать скамейку запасных, азарт и кураж Бернардески обернулись форменной агонией бессилия, «свеженький» Мауро Сарате не отметился ничем кроме бесконечного бессмысленного дриблинга, даже у отличавшегося стабильностью выдумщика Борхи иссяк запас идей. Шутка ли: с 27-го по 38-й туры команда, славившаяся своей атакой, сумела лишь раз забить больше одного мяча в ворота соперников!
Одиноким лучиком света (и единственным удачным трансфером в зимнее окно) выглядел фланговый форвард (или «ала» по терминологии кальчо) Кристиан Тельо, добавивший огонька и задора статичной атаке «Фио». До подвигов Квадрадо и Салаха этому парню пока далеко, но все данные для того, чтобы стать особенным в городе Медичи у него есть. Несомненно, в текущее межсезонье руководство клуба приложит максимум усилий, чтобы удержать прижившийся каталонский «побег» в своей «оранжерее». Хватит ли им на это выделенных средств – другой вопрос.
«Короли моды» Диего и Андреа Делла Валле сделали и продолжают делать очень много как для города, так и для команды, но их история типична для кальчо в целом – ограниченные финансовые возможности подавляющего большинства местных предпринимателей не позволяют тем вывести любимые клубы на принципиально иной уровень. Для осуществления качественного рывка вполне подошли бы средства, которые можно получить с помощью успешных (и, непременно, регулярных) выступлений в главном клубном турнире Европы. Но чтобы иметь такую возможность, опять же, необходимо вкладываться в усиление состава, а свободных средств нет и не предвидится. Как вырваться из этого порочного круга? На ум приходят лишь слова знаменитой итальянской народной песни, чья мелодия стала темой неореалистического шедевра «Дорога» великого Федерико Феллини: «Купите фиалки, вот фиалки лесные..»
Обращаясь к актуальному нынче Джорджу Раймондовичу Мартину: к сожалению для современной «Фиорентины» совершенно не подходит девиз лордов Хайгардена «Вырастая – крепнем». Без должной подпитки не имеет смысла строить предположения о безоблачном будущем и дальнейшем прогрессе одной из самых интересных и харизматичных команд Серии А. Век фиалки короток. Эти яркие цветы будут и впредь радовать и огорчать нас, расцветая, угасая и поднимаясь вновь под благословенно-равнодушным тосканским солнцем.
P.S. Статья подготовлена по просьбам поклонников итальянского футбола сайта Soccer.ru