Безупречный

11.10.2012, 16:00

У англичан было много великих игроков с пороками, но есть один безупречный футбольный сэр – Бобби Чарльтон. "Соккер.ру" рассказывает о легенде "Манчестер Юнайтед" и сборной Англии в день юбилея и желает большой личности крепкого здоровья.

О таких игроках надо время от времени напоминать, чтобы молодые люди понимали, что футбол придумали не Месси с Роналду. И что задолго до расцвета игровых сил Зидана были гении с лысинами на голове, до Марадоны и Круиффа умели играть в тотальный футбол отдельно взятые умницы. Сэр Роберт, которого все и всегда называют Бобби – по-свойски, но с огромным уважением, сегодня празднует семьдесят пятый день рождения. Почтенный возраст, заслуженное прошлое и спокойное настоящее, безупречная репутация джентльмена. В его жизни хватало непростых моментов, но все он пережил с достоинством. «Настоящий ночной кошмар» — сэру Бобби сложно вспоминать день авиакатастрофы в Мюнхене. Он до сих пор старается уходить от разговоров о той беде. И многое говорит о личности тот факт, что сэр Бобби корит себя за удачу. Не понимает, почему одни выжили, а другие молодые и здоровые – погибли. Просто не понимает…

И не сможет забыть, ведь в результате погибли коллеги и близкие друзья. Лишь раз в жизни он рассказал подробности катастрофы родному брату, но со словами, что делает это первый и последний раз. Как известно, сам Чарльтон остался жив благодаря случайности. Томми Тейлор и Дэвид Пегг попросили Чарльтона и Вайоллета поменяться местами. В результате Тейлор и Пегг погибли, а Чарльтона и Вайоллета оттащил от разбившегося самолета вратарь команды Гарри Грегг, умудрившийся не получить повреждений. Сегодня Грегг точно поздравит своего давнего коллегу. А тогда, после ужаса Мюнхена, Бобби было всего двадцать лет, а вокруг него собирались строить новую команду. Удалось, через десять лет, уже в ранге обладателя «Золотого мяча» и чемпиона мира, Чарльтон завоевал Кубок европейских чемпионов – помог исполнить мечту погибших партнеров.

Домашний успех сборной Англии без него тоже трудно представить. Чарльтон шикарно отыграл полуфинал против Португалии, но и в финале Бобби был хорош. Впрочем, тот матч вообще хорош и даже сейчас смотрится с интересом. Футбол немножко не такой, как мы привыкли по интенсивности, зато класс тогдашних чемпионов под сомнение не поставишь. Тот же Чарльтон, родись он на тридцать лет позже, мог бы спокойно выступать на высоком современном уровне. Ведь футболист, который видит поле, точно бьет по воротам, отдает мастерские и хитрые передачи, обладая при этом живостью движений, не затеряется ни в одной большой команде. Такие игроки, как Чарльтон, опережая время, показывают, каким будет футбол через десятилетие.

И когда смотришь, как двигается Круифф, как он отдает передачи, убирает соперников на замахе – видишь движения Чарльтона. Когда видишь Зидана – снова эта же величавость. Несгибаемая манера игры, отличный дальний удар. Да что удар – личность. Человек, переживавший потери, со сложным и глубоким взглядом, постаревший в двадцать лет, самый умный из великих английских игроков своего поколения. Чарльтон всегда был узнаваем. Знаменитая прическа – когда лысину прикрывают волосы, которые постоянно падают, а Бобби их поправляет, его красивые голы, которые англичане видят еще в детстве и не забывают всю жизнь. Удар с обеих ног – великий игрок из футбольной семьи. Четыре дядюшки – футболисты, брат – известный защитник, а мама – настоящий фанат. Рекомендую тем, кто понимает английский язык, фильм о Бобби Чарльтоне от канала ВВС, который легко найти на просторах интернета — там есть замечательные кадры, как мама сэра Бобби работает с мячом.

Не хочу никого обидеть, но видел профессиональных игроков, которые хуже принимали мяч левой ногой, чем эта дама, окруженная футболистами – четверкой родных братьев, отцом, а потом и сыновьями. Сисси Чарльтон тренировала школьную футбольную команду, и не запрещала сыновьям играть в футбол по шесть-семь часов в день, как вспоминает сэр Бобби. Кстати, из-за матери и любимой жены Нормы Чарльтон на десятилетия Бобби рассорится со своим братом Джеком. Говорят, старший, более взбалмошный и жесткий в формулировках брат заступился за мать в семейной ссоре, добавив что-то в стиле: «Не можешь заткнуть свою бабу – сиди тихо». Братья не общались до последнего времени, но с помощью общих знакомых старичков удалось помирить. Вот и славно, так и должно быть.

Просто и незабываемо. Как первая встреча с Мэттом Басби, который спросил юного Бобби, как поживает его дядюшка, а потом, пожав руку, сказал – завтра ты выходишь в основе. И правильно сказал Джек Чарльтон: «Все знали, что он станет великим игроком, все знали Бобби, и никто не знал меня. И это нормально». Да, братья оказались разными людьми и футболистами, но оба великолепно играли в свой футбол. Один – в обороне и в раздевалке, второй – в сердце своих команд. Думаю, младшего Чарльтона англичане называют Бобби, поскольку считают его своим. Сначала считали своим братом, потом отцом, теперь дедушкой. Примерным, любимым и безупречным. Вообще, то трагическое поколение английских игроков заставило многих людей влюбиться в большой футбол, и это ведь тоже вклад в мировой спорт – влюбить сотни тысяч людей в «Манчестер Юнайтед» и сборную Англии. Будем надеяться, что сэр Бобби еще много лет будет рассуждать на тему футбола, как любит, напоминая самим англичанам о том, что когда-то их сборная сумела стать лучшей в мире. Во многом благодаря настоящему джентльмену сэру Роберту Чарльтону.