Джекилл и Хайд

20.02.2012, 12:00

Мастер штрафных с взрывным характером, боец, в жилах которого течет кровь двух народов, переживших гражданскую войну. Синиша Михайлович никогда не был простым парнем и не прятал свои взгляды на жизнь – "Соккер.ру" вспоминает сербскую легенду.

Левши в меньшинстве, поэтому правши в футболе всегда желают подковать неординарного соперника. В современном мире полно игроков, свободно владеющих двумя ногами, но левши во все времена ценились, ведь их трудно не заметить. Среди великих футболистов хватает утонченных левшей. Список внушающий: Пеле, Платини, сэр Бобби Чарльтон, Йохан Круифф, Диего Марадона, Рууд Гуллит, Пушкаш, Ромарио, Санчес, Ван Бастен и Олег Блохин. Далеко ходить не надо — Лионель Месси тоже играет левой ногой.

Но далеко не все левши обладают такими выдающимися ударами, как тот же Ривелино. Есть байка, что Роберто как-то пошутил, что единственная мечта Пеле – уметь так же хорошо бить левой, как делал это сам «Динамит». Не удивлюсь, если Синиша Михайлович так подшучивал над своими партнерами. Будущая легенда югославского футбола родилась в селении Вуковар. Городок на Дунае сейчас находится в составе Хорватии, на восточной границе. Раньше, разумеется, был частью Югославии. Синиша родился в смешанной семье: отец — серб, мать — хорватка. Впрочем, родители всегда считали себя «югославами», поэтому их позиция во время войны понятная.

Синиша рос спортивным парнем, «кровь с молоком», одним словом. Отец Богдан и мать Виктория не противились интересу сына к футболу и когда его пригласили в местный клуб «Борово», никто не возражал. Тем более, парень забил гол в первом же матче. О хитром левше, который играл на одноименном краю, стали говорить, но Куле Ачимович – бывший игрок, а в середине 80-х скаут «Црвены Звезды» решил, что паренек сыроват для приглашения  в большой клуб. Ведь тогда в Югославии росло «золотое  поколение». Именно из-за высокой конкуренции Михайлович не попал в состав сборной, победившей в 1987-м году на чемпионате мира в Чили.

Спустя два года после дебюта он перешел в «Воеводину». Удивительно, но Люпко Петрович быстро сумел собрать очень сильную команду из ветеранов и безусых юнцов. В первом же сезоне Синиша выиграл чемпионство – удивили целую страну, сыграв 31 матч на левом краю полузащиты. Никто не сомневался, что «Црвена Звезда» попытается увести самых талантливых игроков той команды. Двадцатиоднолетнего Михайловича подписали в декабре 1990-го года за миллион немецких марок. Большие деньги по тем временам. Хотя Люпко Петрович – знакомый тренер возглавил «Црвену Звезду» — знал, что делает.

В Белграде собралась лучшая команда Европы: Деян Савичевич, Роберт Просинечки, Владимир Югович, Дарко Павчев, в обороне приехал играть обладатель Кубка Чемпионов из Румынии Миодраг Белодедичи. Разумеется, Синишу считали лишь талантливым юнцом – о чем явно говорит его новое прозвище. Михайловича называли «Барбика» — то есть Барби. Всё из-за прически – тогда у Синиши была косматая шевелюра, как у знаменитой куклы. Впрочем, молодость не мешала Синише оказываться в центре внимания. Михайлович в основном закрывал левую зону в обороне и помогал команде контратаковать.

Мировую славу Синиша получил после ответного полуфинального матча Кубка Чемпионов против «Баварии». На двадцать четвертой минуте матча Савичевич заработал штрафной в метрах тридцати от ворот. Просинечки собирался навешивать, но потом передумал, ведь в команде был человек с пушечным ударом. За дело взялся Синиша – сложный и мощный выстрел взорвал легендарный стадион «Маракана». А ведь это были только цветочки – на девяностой минуте матча при счете 2:1 в пользу немцев тот же Михайлович выполнил прострел с левого фланга, а Клаус Аугенталер подставился под мяч и запустил его свечкой в собственные ворота. Югославия праздновала величайшую ничью, которая позволила на миг забыть о надвигающейся угрозе кровожадной войны.

В финале Кубка Чемпионов Михайлович играл с первых минут и забил пенальти в послематчевой серии против «Марселя». Позже Синиша признался, что это был самый скучный финал, который он видел («Милан» и «Бенфика» 1990-го года готовы оспорить это утверждение). Впрочем, серб признал правоту выбранной тактики – «Црвена Звезда» была очень юной командой и поэтому они просто отдавали мяч сопернику и выжидали. Так и победили, поддерживая друг друга. Разумеется, стервятники кружились вокруг офиса в Белграде – разобрали всех, кого смогли. Хорвата Просинечки забрал «Реал», Юговича завербовала «Сампдория», Панчева приобрел «Интер», а Савичевича уже ждал «Милан». Михайлович тоже уехал в Италию, согласившись на приглашение Профессора (это не только прозвище – есть научная степень) Вуядина Бошкова.

Говорят, именно Синиша посоветовал больше доверять Франческо Тотти и дать юнцу шанс в первой команде. Поиграв два года в «Роме», югослав согласился на переезд в «Сампдорию». Генуэзцев тогда тренировал Эрикссон. Свен-Горан в те годы был хорош и неудивительно, что Михайлович с ним сработался. Всё чаще Синиша стал играть ближе к обороне, хотя по-прежнему прекрасно забивал со штрафных, получив прозвище «Бомбардировщик». Михайлович освоился в итальянском футболе очень быстро, хотя поначалу у него были проблемы с адаптацией в обществе. Итальянцы называли его «цыганом», политические взгляды Синиши – он был сторонником югославских правителей, не добавляли ему популярности.

К сожалению, выиграть Кубок Кубков с «Сампдорией» не получилось – в очередной серии одиннадцатиметровых его команда уступила «Арсеналу». Ни Михайлович, ни его соотечественник Югович свои пенальти не забили. Зато вместе с Владимиром Синиша сыграл на ЧМ-1998. Отметился тем, что забил не только в чужие ворота, но и в свои. Летом того же года тренер «Лацио» Эрикссон пригласил серба в свою новую команду. Вместе с «орлами» Синиша завоевал Кубок Кубков, выиграл итальянский дубль, снова забивал голы в различных турнирах. Конечно, такой парень, как Синиша, не мог не влезать в различные скандальные истории.

Михайловичу еще повезло, что он играл во времена, когда на толерантности еще не успели помешаться: в 2000-м году серб по ходу матча против «Арсенала» много раз называл Патрика Виейра «черным». УЕФА затеял расследование, но после личных извинений Синиши француз отказался от уголовного обвинения. Отчасти потому, что свидетели конфликта не забыли упомянуть, как Патрик назвал соперника «цыганом». Кстати, Виейра позже работал под руководством серба в «Интере» и был гостем на его прощальном матче. Так что версия с расизмом не проходит, а вот националистом Синиша был всегда. Его ассоциировали с полевыми командирами и Слободаном Милошевичем. Говорят, именно Михайлович оплатил некрологи в сербских газетах после убийства Желько Ражнатовича, известного криминального авторитета и военного по прозвищу Аркан.

Неудивительно, что мужчины пересекались – Аркан сначала был лидером группировки болельщиков «Црвены Звезды». «Делие», затем заматерел, пережил войну и стал владельцем футбольного клуба. Помнится, когда его «Обилич» добился права выступать в Лиге Чемпионов, европейские либералы очень возмутились – ведь Желько «разыскивал» Интерпол. Одним словом, какая историческая эпоха – такие и друзья. Некоторые радикальные болельщики «Лацио» принимали Синишу за «своего». А другим фанатам не нравилось, что он «цыган». Всем не угодишь, да и сам Михайлович с реакцией не затягивал – если доставали, мог подойти и показательно плюнуть под ноги прямо перед знаменитой трибуной «Курва Норд». Хотя чаще сталкивался с соперниками – однажды даже плюнул в Муту. Тогда британцы очень возмущались, хотя не исключено, что так Михайлович отреагировал на удар соперника локтем и постоянные словесные провокации.

Муту ведь тоже не подарок. Хотя наказали именно серба – на восемь матчей. Забавно, как и Виейра, Михайлович мог тренировать Адриана в «Фиорентине», но румын ушел в «Чезену»Некоторые поступки Синиши не стоит оправдывать, хотя даже «враги» к нему относились уважительно. Например, на закате карьеры повздорил со Златаном в одном из матчей, а потом Ибрагимович был участником прощального матча Михайловича. Но это поведение, а в футбол Синиша играл замечательно. А его левая нога – мировое спортивное достояние. Например, однажды партнер по сборной Югославии на тренировке заключил с Михайловичем пари – «поляна» для всего состава в обмен на два точных удара в перекладину с центра поля. Синише дали три попытки и, как легко догадаться, третья не понадобилась. Неудивительно, особенно если помнить, что в активе Михайловича рекорд по количеству голов со штрафных в Серии «А» (27, что больше чем у Дель Пьеро, Платини и Марадоны). При этом у Синиши есть хет-трик со штрафных – достижение уникальное и повторить его крайне трудно.



Эрикссон очень ловко описал верного соратника: «Синиша как Джекилл, который превращается в Хайда на футбольном поле. А в повседневной жизни он более мягкий, расслабленный. У него приятный характер». Неудивительно, что у Михайловича полно друзей – на прощальный матч приехало много великих игроков, а чуть раньше Синишу позвал к себе Манчини, чтобы серб начал тренерскую карьеру. Позже Михайлович отказался от поста главного в «Интере» и спас от вылета «Болонью», потом успешно поработал с «Катанией». С привычной для себя амбициозностью ушел, посчитав, что способен на большее. Но с «Фиорентиной» не получилось – серба отправили в отставку, хотя он сам уходить не хотел, считая, что ему нужно больше времени для создания команды.

В любом случае, Михайлович еще повоюет на тренерском мостике. Надеюсь, Синиша Богданович найдет себе подходящую команду. Ведь не сказать, что он безнадежный тренер. Человек с таким характером не сдается. Возможно, решится возглавить сборную Сербии – после последних неудач Синиша может стать именно тем, кто нужен. Сегодня Михайловичу исполнилось 43 года. Он молод, полон сил и попытается доказать, что «плохие парни» после завершения игровой карьеры могут стать умными и успешными тренерами.

Источник: Soccer.Ru | Автор: