Суринамский лев

21.01.2011, 21:30
Рууд Гуллит – это в первую очередь великий футболист, а уже потом – неоднозначный, но совсем не никудышный тренер. Это харизма и энергетика, которые были свойственны только ему – человеку с прической льва. Об игровой карьере голландца – в материале "Соккер.ру"

Рууд Гуллит из-за несколько неоднозначного опыта тренерской работы в последнее время заработал себе имидж футбольного клоуна, который зачастую ассоциируется с «сексуальным» футболом и разного рода чудачествами, одним из которых, возможно является и
решение принять в качестве тренера грозненский «Терек». Но все это только у тех людей, которые не видели его игру. Футбольные болельщики 80-х и раньшего времени никогда не позволят себе распространенное ныне пренебрежительное отношение к Рууду, так как помнят «каким он парнем был».

Гуллит – по-настоящему уникальный футболист, который сочетал в себе умение читать игру Франца Беккенбауэра, отважность и неуступчивость Рино Гаттузо, умение отдать пас через полполя легким движением ноги Гленна Ходдла и все, что присуще настоящим бомбардирам – умение играть головой, завершать атаки, хладнокровно расправляться с вратарями. Гуллит – это такой себе футбольный трансформер, который в разные периоды карьеры играл на разных позициях, выполнял разные роли, а летом 1988 года достиг совершенства, научившись менять свои образы по несколько раз за матч. Недаром Валерий Лобановский после Евро-88 на вопрос о том, можно ли было применить к Гуллиту персональную опеку в финале ЧЕ-88, ответил: «А вы можете мне сказать, на какой позиции он играл?». Никто не мог, потому что он играл Гуллита – вездесущего, всюду свой нос сующего капитана триумфальной голландской команды.

Это сейчас Гуллит может себе позволить расслабиться и повалять дурака, но в игроцкие годы не было большего профессионала, чем Гуллит во всем, что
касалось тренировок, соблюдения режима, диеты, дисциплины на поле. Да, у него были конфликты с тренерами (в частности с Диком Адвокаатом), но вряд ли кто-то из них смог бы назвать хотя бы парочку претензий к Рууду как игроку. Разногласия в основном возникали из-за гонора Гуллита, его неприятия каких-либо авторитетов, в общем, те сложности характера, которые часто встречаются у футбольных гениев и закрывать глаза на них, находить компромисс могли далеко не все специалисты.

Рууд Гуллит (по матери – Дил) родился после связи Джорджа Гуллита, суринамского эмигранта и Риа Дил, служащей амстердамского музея. Отец Рууда, университетский преподаватель экономики, так и не женился на Риа Дил и не принимал участия в воспитании сына, но постоянно помогал ему и матери финансово. Позже Рууд взял себе фамилию отца, так как считал, что Рууд Гуллит для будущей футбольной звезды звучит лучше, чем Рууд Дил и, наверное, оказался прав. Уж в чем он точно оказался прав так это в том, что всегда считал себя особенным игроком и человеком, из-за чего его карьера сложилась, может быть, не так гладко, как могла, но это тоже делало его «не таким как все».

Гуллит родом из дворового футбола и даже когда он подписал профессиональный контракт в 16 лет (с клубом «Хаарлем»), то все равно
старался играть во всех дворовых чемпионатах и рвение молодого футболиста пришлось немного унять, чтобы избежать нежелательных травм. К слову сейчас Гуллит очень дружен с Робином ван Перси, так как его объединяет с молодым голландцем вот та самая «дворовая» родословная.  В свое время Гуллит мог оказаться в знаменитой академии «Аякса» «Де Тукомст», но после собеседования с Лео Беенхакером в команду взяли Франка Райкаарда и Жеральда Ваненбурга, но не непослушного юношу с большим носом.

В «Хаарлеме» Гуллит играл защитника  и помог команде подняться в Эре, а затем и занять там 4-е место, наивысший результат в истории клуба. Играя против «Утрехта» он забил гол после сольного прохода, оставив в дураках четырех защитников и вратаря, и удостоился от британского тренера команды эпитета «голландский Данкан Эдвардс». Тогда же Гуллит принял участие и в матчах против «Спартака», получивших горькую славу благодаря трагедии на трибунах «Лужников».  Естественно, что долго оставаться в «Хаарлеме» он не мог и вскоре перешел в «Фейеноорд». «Аякс», конечно же, не мог пройти мимо такого таланта и интересовался Руудом, но тот уже давным-давно закрыл для себя двери амстердамского клуба, плотно их подперев своей уязвленной гордостью.

Тем более что «Фейеноорд» изначально подходил ему намного больше – здесь в отличие  от помешанного на атаке и эстетике футбола «Аякса» ценили в первую очередь самоотдачу, бойцовские качества и характер, чего у Гуллита было в избытке. Но до поры до времени его воспринимали именно как
энергичного питбуля, хулигана на футбольном поле и игравший в то время в «Фейе» Круифф называл его именно так – «футбольным хулиганьем», пока не поиграл с ним в одной команде и не оценил креативные способности Гуллита, его склонность к нестандартным решениям. К слову, нынешняя жена Рууда (третья по счету) – племянница Йохана Круиффа. Гуллит мог оказаться в Англии, ведь его просматривали на предмет приглашения в «Арсенал», но тут серьезно подкузьмила Рууду встреча в еврокубках с «Тоттенхэмом» Гленна Ходдла, который выставил Рууда в настолько неприглядном свете, что того заменили еще до перерыва и английские газеты разнесли восходящую голландскую звезду в пух и прах.

Уже в «Фейеноорде» Гуллит начал потихоньку менять свое амплуа, переходя с позиции либеро в полузащиту, но в новой роли особенно раскрылся в ПСВ, куда перешел в 1985-м году, после золотого дубля в «Фейеноорде». Трансфер вызвал множество негативных эмоций у болельщиков главной команды портового города, но позже Гуллита простили так как ПСВ – это все же не «Аякс», да и долго злиться на такого позитивного персонажа вряд ли кто в состоянии. В Эйндховене Гуллит выиграл еще два чемпионских титула и за 18 миллионов франков, что было мировым рекордом того времени, перешел в «Милан», заменив там Рэя Уилкинса, до недавних пор – помощника Карло Анчелотти в «Челси».

Это было выдающееся время в истории «Милана», когда образовавшаяся в «россо-нери» голландская троица Райкаард-Гуллит-ван Бастен привела итальянский суперклуб к гегемонии не только во внутреннем первенстве, но и в Европе, что вылилось в два Кубка Чемпионов 1989, 1990 годов. Конец 80-х был золотым временем Гуллита и голландского трио «Милана», когда трое друзей (а они действительно дружат до сих пор) частенько занимали места в пятерке лучших футболистов Европы, а кто-то из них выигрывал «Золотой мяч». Например, в 1988-м году номинанты расположились так – ван Бастен, Гуллит, Райкаард, а перед этим в 1987-м году Гуллит взял «Золотой мяч» обойдя Футре и Бутрагеньо. Марко ван Бастен брал главный индивидуальный трофей европейского футбола трижды благодаря своей феноменальной результативности и красивейшим голам, но Гуллит был не менее значимым игроком как для «Милана», так и для сборной Голландии и по большому счету именно его называют лучшим игроком чемпионата Европы-1988. По крайне мере тренеры тех команд, которые были повержены дружиной Михелса. Именно Гуллит был «тренером на поле», непререкаемым авторитетом даже для таких зубров как Рональд Куман и Ян Воутерс, настоящим капитаном, который спустя шесть лет откажется играть за команду Дика Адвокаата, положив начало конца эпохе великой голландской команды ван Бастена, Гуллита и Райкаарда.

С Гуллитом было нелегко, и он никогда не был до конца управляемым игроком, как и не будет никогда карманным тренером (это, к слову, удивительно, в свете его назначения в «Терек», клуб, в котором уже есть свой непререкаемый авторитет), но он без труда находил общий язык с теми, кого уважал. Ринус Михелс (сборная Голландии), Арриго Сакки («Милан»), Гленн Ходдл («Челси»), Виллем ван Ханегем («Фейеноорд»), Гуус Хиддинк (ПСВ) были именно такими людьми, а вот Дику Адвокаату найти общий язык с Гуллитом не удалось, а может быть не больно то и хотелось, что вылилось в демарш Рууда, который, все же, в 1994-м году был уже не настолько значимой фигурой для сборной. Появился Деннис Бергкамп и амстердамская молодежь, которые и стали основой новой команды, которая,  как и предыдущие версии с Круиффом и без него так и не стали поколением победителей. В отличие от команды Гуллита, которая в полуфинале ЧЕ-1988 таки победила ненавистных немцев, осуществив мечту всей нации.

В «Милане» поняли, что рановато избавились от Гуллита, только когда его новый клуб «Сампдория» стал вставлять палки в колеса «россо-нери», в 1994-м году вернули его, но та команда уже была далека от великого «Милана» начала 90-х, и это вскоре доказал ведомый Райкаардом и ван Галем молодой «Аякс» де Буров, Овермарса, Клюйверта, Зеедорфа и Давидса. К слову Эдгара Давидса можно назвать наследником Гуллита во всем, что касается неистовости и энергичности на поле.

Гуллит снова вернулся в «Сампдорию», чтобы в 1995-м году наконец-то попасть в Англию, где он всегда стремился поиграть и есть такое мнение, где выглядел бы наиболее органично. Конечно, в «Челси» Гуллит был не таким динамичным и двужильным, так как травмы и в особенности хроническая болячка в колене не давали нормально играть и, в конце концов, поставили крест на его карьере. Но все же Рууд сполна отработал свой контракт, дав «Синим» кроме своей игры возможность стать в один ряд с «МЮ», «Ливерпулем» и «Арсеналом». Считаю, и во второй части материала (уже о Гуллите-тренере) попытаюсь доказать, что роль Рууда Гуллита в истории «Синих» очень сильно недооценивается и именно его имя и авторитет стали тем локомотивом, который позволил подтянуть довольно среднюю до тех пор команду к уровню грандов английского футбола. Но это уже другая история и другой Гуллит…
Источник: Soccer.Ru | Автор: | Фото: interestment.co.uk, italiansoccerseriea.com, skysports.com, ghostgoal.co.uk