Замерзший

13.12.2010, 12:00
«Семейный футбол» — понятие известное, но есть особые случаи. Если семья из Африки, и шестеро ее членов – футболисты прошлого и настоящего, один из них — мировая звезда, а другой грозит ей стать, то это интересно. «Соккер.ру» о феномене семьи Айю.

Семейная преемственность – вещь старинно-приятная. От нее веет, как и от любой традиции, чем-то теплым, ностальгически-уютным. Но одно дело, когда в семье учителя, милиционеры, бухгалтера, а другое – когда одни футболисты. Стать известным или заметным хотя бы игроком в футбол можно, только имея достаточные задатки и некоторый талант. А ученые уже давно бьются о неприступную стену вопросов врожденности и приобретенности способностей.

Они передаются генетически? Или приобретаются в процессе развития, воспитания? Многие исследования привели к выводу, что имеют место оба фактора, но в разной пропорции. При этом необходимо учитывать определенные задатки, которые, безусловно, являются генетически обусловленными. Эдакой поляной чистой, плодородной почвой, на которой могут вырасти способности. А вырастут или нет – зависит от ухода. Но это глубоко психологический вопрос, интересный, но не в теме нашего портала. А с чего вдруг мы о нем заговорили?

«Соккер.ру» хочет вам рассказать о двух талантливых пареньках из «Марселя», которые льют воду на мельницу тех психологов-ученых, что считают роль врожденного в таланте большей, чем роль приобретенного. 20-летний Андре Айю и его 19-летний брат Жордан обладают недюжинным талантом и грозят раскрыться в звездных футболистов. Ну, что тут такого, скажете вы. Братья Березуцкие, Комбаровы, к примеру, тоже есть.

Да вот только отец братьев Айю – известный в прошлом ганский футболист Абеди «Пеле» Айю, который дал жизнь и еще одному футболисту – Абдул Рахиму, выступающему за египетский «Замалек». Согласитесь, для обычной ганской семьи слишком много футболистов. А трое из них, включая отца, могут выйти на мировой уровень. С родоначальника семейства и начнем свой рассказ. Не все, наверное, его помнят. А частичка «Пеле» в его имени неспроста появилась. У него было два брата — Кваме и Тратта. Угадайте, чем они занимались? Верно – играли в футбол. Уже впечатляет сие семейство. А Пеле стал самым звездным из них, первопроходцем.

Родился Абеди в ноябре 1964-го года в деревеньке под столицей Ганы — Аккрой — и мечтал играть в Европе. Тогда для находившейся на пути к независимости, получавшей футбольную культуру, Африки эта мечта казалась запредельной. Но талант Пеле был достаточно ярок, чтобы пробить себе дорогу к вершинам. Транзитом через серию африканских клубов он смог попасть на карандаш французскому «Ньону» благодаря яркому выступлению за сборную Ганы на Кубках африканских наций.

Всего в сборной Пеле отметился 33-мя голами в 73-х матчах, став самым известным ее футболистом. Закрепился во Франции он уже в «Мюлузе», показал во втором дивизионе впечатляющую игру на позиции атакующего полузащитника (кстати, все футбольные члены семьи выступают на этой позиции «полунападающего», что тоже примечательно).

Там его заметили скауты самого «Марселя» — великого титана того времени. Закрепиться сходу на таком уровне не получилось. Абеди продали в «Лилль», о чем скоро пожалели. «Доги» предоставили футболисту игровое время, и тот отплатил классной игрой. В «Олимпике» поняли свою ошибку и выкупили Айю обратно – занятный ход, показавший, как велик его талант.

Начало 1990-х в составе «Марселя» — период славы клуба и футболиста. Он выиграл четыре чемпионата Франции, Кубок страны, Лигу чемпионов, наконец. Но еще больше поражает список его индивидуальных достижений. Судите сами: член списка «ФИФА-100» (125-ти лучших футболистов всех времен из ныне живущих), трехкратный «Футболист года в Африке», 9-й в гонке за званием «Футболист года» по версии ФИФА, 5-й в списке 30-ти лучший африканских футболистов в истории, лучший иностранный игрок года в Италии, Лучший игрок Кубка африканских наций-1992.

В общем, он блистал своим талантом, по-настоящему блистал и ослеплял. После «Марселя» был «Лион», затем «Торино» и «Мюнхен-1860» — впечатляющая европейская карьера с добротным списком трофеев и прицепившимся прозвищем «Пеле». Согласитесь, не каждого известного игрока будут чуть ли не официально так называть. И как оказалось, энергии его хватило на то, чтобы создать себе подобных в прямом смысле слова. Его дети унаследовали от отца многие футбольные таланты.

Папа организовал им плодородную почву, на которой их способности должны были развиваться. Им не нужно было выбиваться в люди из глухой деревни, как отцу. Родились Жордан и Андре во Франции. Андре появился на свет в пригороде Лилля во время выступления отца за одноименную команду. Жордан годом позже уже в Марселе, так как Абеди перебрался в этот клуб к тому времени.

Начинали карьеру парни по-разному. Андре пришлось обучаться азам и развивать свой футбольный дар на родине отца, в Гане. В аккрском клубе «Нанья» парень провел шесть лет и явно выделялся среди партнеров по команде своими недюжинными способностями, своей высочайшей обучаемостью и прогрессом. Не обошлось и без помощи отца, который, кстати, является тренером и президентом этой ганской команды.

Он ненавязчиво указал руководству «Марселя», с которым сохранил отношения, на то, что в его дружине появился талантливейший паренек, стоящий просмотра.
Нетрудно догадаться, что этот парень – сын Андре. В «Олимпике» не слишком-то верили в наследственность футбольную, но, наверное, их убедило то, что братья Абеди тоже футболисты, значит, это у фамилии Айю семейное. И провансальцы не прогадали.

Сперва осторожно они подписали с юным футболистом стажерский контракт, включили в состав юношеской секции, в которой Андре тут же принялся показывать чудеса техники и выучки, значительно выпячиваясь из-за спин сверстников. Как алмаз среди гранитных камней. В «Марселе» поняли, какую рыбу выловили, и тут же подписали с ним нормальный полноценный договор. Своевременно.

Потому что про юношу уже разнюхал главный любитель обзавестись во Франции перспективной молодежью — Арсен Венгер. «Арсенал» уже в 2007-м году предложил около 5-ти миллионов за Андре. Но «Марсель» отказал. 5 миллионов за 17-летнего мальца от «Арсенала» — чувствуете неслабый запах таланта? К тому времени, обрадованные провансальцы уже сходу подписали трехлетнее соглашение и с младшим братом Андре – Жорданом, который начинал карьеру тут же во Франции. В любительском клубе «Лион Дюшер», который дал дорогу в люди, между прочим, Эрику Абидалю.

Братья воссоединились. Кстати, любопытно, что Андре – левша, а Жордан – правша. Опять генетика пошутила? Уже тогда было заметно, что Андре превосходит по футбольным показателям Жордана, который не смог так быстро пробиться из юношеской системы клуба во взрослую. Да и в сборную Ганы он попал только после того, как его брат стал одной из ведущих звезд команды. 2007-й год «Марсель» потратил на то, что рассматривал Андре, выпуская того периодически, давая возможности набраться опыта.

Как и отец, этот парень тяготел к позиции атакующего полузащитника, но не центрального, а ближе к бровке – скоростные качества помогали ему работать даже вингером. Но в 2008-м году «Олимпик» пополнился солидным количеством более именитых игроков на позицию Айю. Талант же губить на скамейке и в резерве не хотелось. Решили отдать в аренду. Выбрали «Лорьян».

В команде талантливого тренера Кристиана Гуркюффа, тоже, кстати, склонного к футбольной преемственности (вспомним сына Йоанна), Андре обычно выходил на замену, но делал это регулярно. Год спустя
в «Марселе» решили, что их футболисту еще стоит понабраться опыта постоянной борьбы и подобрали команду для аренды попроще — «Арль-Авиньон».

Там Айю расцвел по полной, став главной заводной силой скромного коллектива Лиги 2. К этому же моменту он добился ошеломительного прогресса со сборной Ганы, выиграв молодежный чемпионат Африки, победив на ЧМ U-20 и став одним из лучших игроков Кубка Африки-2010 уже со взрослой сборной своей страны. Взрослой сполна ее не назовешь.

Мы уже рассказывали, что сейчас в ганском футболе пассионарный взрыв – достигает футбольной зрелости молодое поколение начала 90-х, взращенное на детских фанатских впечатлениях от игры великого Абеди Пеле. Это похоже на феномен осетинского футбола в России, когда успех «Алании» опосредованно поспособствовал росту талантов в этой республике. В Гане это носило более глобальный характер, конечно. Безумно талантливые и очень перспективные ребята появились. Впрочем, этими своими достижениями и выступлением на ЧМ-2010 они многое доказали. А сколько еще впереди.

В авангарде молодежного футбола взрослой Ганы находится как раз Андре Айю. Он же попутно вывел свой «Арль-Авиньон» в Лигу 1, вернувшись с чувством исполненного долга в «Марсель». А из него как раз перед этим сезоном ушли Коне, Ньянг, Бен Арфа.
То есть клуб получил готового мастера, а мастер – готовое место в составе чемпиона Франции для себя. Ну, чем не идиллия?

Тут же и Жордан подтянулся, который дебютировал в основной команде «Марселя» в декабре 2009-го года. Да как – сразу забил победный гол в ворота «Лорьяна». Ему еще 19 лет, напомним. Теперь оба брата в обойме клуба. Конечно, младший уступает Андре, потому и в состав реже проходит, но он – в ближайшем резерве.

Биография их еще коротка, но, поверьте, большая часть пустых страниц в ней в ближайшее время заполнится славными предложениями, абзацами. Фамилия Айю снова выплывет на слух всему миру. Еще одного Пеле мы не увидим, да и не нужно. Неужели семейство это не удостоилось того, чтобы на их фамилию равнялись? Хотя бы мальчишки в Африке.

Кваме, Тратта, Абеди – три брата-футболиста, один из которых стал легендой в Африке и блеснул в Европе. Теперь Абдул Рахим, Жордан и Андре. История повторяется? Тут тоже вряд ли вся троица добьется успеха глобального. Даже не вряд ли, а точно все не добьются. Но в Андре я уверен.

Давайте посмотрим на его футбол. Каков он? Сейчас рискую нарваться на кучу гневных комментариев, но попробую сравнить стиль работы с мячом, игровую манеру Айю с Криштиану Роналду. Разумеется, «версия сырая», но именно почерк, я о нем говорю, штрихи общие. До португальца Андре еще очень далеко, но разве Роналду сразу стал собой нынешним, собой прошлогодним, позапрошлогодним?

Играет Айю, как уже говорилось, атакующего полузащитника. Некоторые называют его нападающим (Жордан, кстати, более выраженный форвард), другие – вингером или просто полузащитником. В «Марселе» за ним закреплена левая сторона поля. Айю выполняет большой объем работы, закрывая, можно сказать, четверть поля территориально.

Если разделить поляну на четыре равные части по центральным осям продольной и поперечной, то за Андре останется левая атакующая доля. Его мы часто можем увидеть и в центральном круге, куда он опускается за мячом, и на острие, куда смещается ситуативно. Молодецкой энергии и задора хватает для того, чтобы быть всюду. Иногда это чревато не самыми добрыми последствиями – травмы соперников, фолы ненужные. Но парень «горит на работе», старается, из кожи вон лезет.

Даже если у команды что-то не получается, если у самого игра не идет, все равно по движению Айю в числе лидеров на поле. Возможно, не хватает мудрости, которая помогла бы ему грамотнее распоряжаться своей силой, ведь иногда беготни слишком много, из-за чего теряется его собственная позиция. Как и физически, технически он оснащен великолепно: дриблинг, контроль мяча, ведение его на скорости, богатый арсенал финтов – все при нем, за его игрой приятно смотреть, ей нужно наслаждаться, она искрит и привлекает.

В «Марселе» мало кто может с ним сравниться по уровню обращения с мячом. Складывается ощущение, что Айю родился для футбола, родился на футбольном поле. А еще у парня крепкий боевитый характер, лидерские качества, воспитанные на юношеском уровне, привитые в том же «Арль-Авиньоне». Как тут не поверить в мистику и в ведущую роль генетики?

Мы уже сказали, что недостаток его заключается в излишней суетливости. Он не один. Если уж взялись ориентироваться на высочайшую планку – на Роналду, то отметим еще одно главное их различие в пользу португальца. Это удар. Айю не славится своим поставленным дальним ударом и до пушки Криштиану ему уж точно не дотянуться (хотя англичанам на молодежном первенстве красавца положил метров с 20-ти).

Андре в большей степени дриблер, чем диспетчер, чем страйкер. Роналду же умеет все. Ну, мы же пока и не замахиваемся на Вильяма нашего Шекспира. Пример Айю уникален. И не только принадлежностью к большой талантливой футбольной семье африканского происхождения. Он показывает, как правильно и органично должны взаимодействовать клуб и футболист, как последовательно, как грамотно воспитать и развить талант.

Это ведь целая система, требующая воспитания самого подхода, если можно так выразиться. Сколько факторов должны сложиться для успеха. Их нужно бережно, тщательно складывать, системно. То, как «Марсель» вел Айю – идеальный пример развития. Сделали лидером юношеской секции, год подводили к основе, на сезон отдали на практику в средненькую команду, где ему давали поиграть все больше. Затем сдали в аренду в скромную команду лигой ниже, где он уже ощутил всю полноту борьбы мужской, втянулся, окреп, возмужал, научился быть лидером и развил лучшие качества в бою, а потом вернули сразу в основу «Марселя», где уже под него само собой расчистилось местечко. А теперь прикиньте такой расклад для России? Возможен он? Эх…

Мы говорили несколько месяцев назад об открытии уникальной школы в Гане, которая уже подготовила много известных футболистов. Мы говорим о колоссальном влиянии того прорыва, что совершил Абеди Пеле в начале 90-хх. Он доказал африканцам, чего можно добиться на недосягаемой доселе «Большой земле цивилизации». Там еще и успех камерунской сборной кстати пришелся. И последовал взрыв.

Люди в Африке потянулись к футболу. Этот момент здорово прочувствовали в Гане с этой школой, подтолкнули ребятишек, направили их деятельность в футбольное русло, призвали французских специалистов, не постеснялись. Тот же Абеди Пеле взял под свою опеку клуб в Аккре и тоже занимается воспитанием талантов. Вот и сына Андре уже воспитал для «Марселя».

И это в Гане, которая обладает минимальными возможностями по сравнению с Россией, просто мизерными в сравнении с нашей страной. Это касается всех сфер. Но как они бережно относятся к своим шансам. Не все получается, но ради блеска на Кубке Африки, на ЧМ, на молодежных Мундиалях, ради поставки своих звезд в Европу, ради существования вот такой уникальной фамилии Айю следует всем этим заниматься, и успех придет. А придет ли он, если накачивать деньгами все заинтересованные кошельки чиновничьи? Увидим еще. Увидим скоро, году эдак в 2018-м… как обещали.
Источник: Soccer.Ru | Автор: | Фото: uefa.com, fck.dk