Одинокая звезда
Физически нелегко играть в футбол, когда хребет и ноги кривые, а правая конечность на шесть сантиметров короче левой. А стать с такими ногами лучшим игроком и двукратным чемпионом мира еще труднее. Манэ Гарринча сумел, он сделал для Бразилии больше, чем тысячи других блистательных игроков. Он подарил стране Радость!
Артистизм у него в крови, как и какое-то дикое спокойствие, именно дикое. Бразилец с индейскими корнями только на вид был скромным, улыбчивым парнем. Но даже манера разговаривать выдавала в нем отменного актера, выдавала наличие «второго лица». Мастерские паузы, мимика, вкрадчивая, какая-то детская манера излагать мысли. Такой человек определенно не любил общий шум и суету, он видел жизнь и нищету. Он помнит насмешки, но чувства юмора и наглости хватило, чтобы суметь найти свою дорогу в жизни. Он обожал возиться со своими любимыми птичками, и, быть может, дожил бы до глубокой старости в ласкающих тенях небывалой футбольной славы.
Но у великого Гарринчи была другая сторона. К сожалению, Манэ был большим ребенком. Он дарил радость другим, а сам никогда счастливым до конца не был. У него были деньги, но их потратили. У него была слава, но слава угасла. Его любили женщины, но даже у самых терпеливых не было сил спасти его. Осталось спиртное, которое погубило маленького бразильца. Хорошо только, что футбольную память об игроке смыть не так просто, как опустошить очередной стакан. О таких футболистах всегда сложно писать, ведь надо либо книгу, либо сказку. Они были магами, персонажами своего рода вымышленными. Футбольные легенды часто далеки от правды. Но все хорошее, что вы слышали о футболисте по имени Гарринча – чистая правда.
И пожалеть, что такие игроки являются на свет очень редко. С другой стороны, порадоваться, что Манэ был. И
Сам Манэ не переставал пить. В 1982-м году, пока Италия побеждала Бразилию и становилась чемпионом мира, Гарринча восемь раз попадал в больницу. Печень подкачала, и уже через год его не стало. На последний матч легенды собралось свыше 130 000 человек, а на похороны пришли не все. Зато живым стадион он собирал всегда! И когда побеждал со своей командой в чемпионатах штата, и когда представлял сборную Бразилии. Такими бутсами, на таких полях и с такими неприспособленными для «танцев» мячами творить футбольную магию было сложнее, чем сейчас! 16-й, 7-й или 11-й номера на спине, правый фланг, традиционные раскачивания, неожиданные финты. Вот таким его запомнили в желтой футболке лучшей сборной мира. Странно даже, но при росте 169 сантиметров он умудрялся частенько забивать головой! Не говоря уже о таких голах, как мячи с угловых. Не так много игроков мира могут похвастаться тремя голами после подач с угла поля за карьеру!
На чемпионате мира в Чили в 1962-м Гарринча играл, пожалуй, в лучший свой футбол. Пока Пеле лечили, Манэ забивал и пасовал. После победы над Англией, любящие «завернуть» комплимент англичане написали:
После полуфинала с чилийцами и победы (два мяча Гарринча) тамошняя пресса писала: «С какой планеты этот Гарринча»? В финале он играл с температурой, но даже в таком состоянии Манэ помог команде взять второй подряд титул чемпионов мира. О Пеле на время забыли, в мире существовал только один игрок нереального уровня. По имени Мануэль Франсиску душ Сантуш, и с кличкой Гарринча. Так в Бразилии величали не только людей с внешними дефектами. Ведь Гарринча также – это маленькая птичка, которая, согласно поверью, приносит людям счастье. Не удивительно, что Манэ до сих пор называют «Радость народа».