«Футбол словно лишают души». «Аякс» пошёл против тренда, порадовали болельщиков клуба
Отметили юбилей возвращением классики.
За последние десятилетия многие клубы отказались от старых эмблем. Минимализм, порой токсичный, победил в мире айдентики. Но футбольные логотипы прошлого были намного душевнее многих поделок нового века. Нельзя лишать игру душевности, пусть даже немножко наивной. Некоторые фанаты великих клубов больше любили старые эмблемы. А поскольку на пике мода на ретро в одежде, то легко увидеть юных фанатов «Реала», «Аякса» или «Манчестер Юнайтед» в винтажных футболках с барахолок. А там старые логотипы. В Амстердаме учли тренд и вернули старый логотип.
Согласимся с тем, что написали на странице клуба: «Без истории нет будущего». Но люди часто забывают уроки прошлого. Впрочем, в этом случае меняли хорошее на хорошее. Новый логотип «Аякса» крутой, один из лучших в мире. Но его не приняли ортодоксальные фанаты клуба. Герой Аякс, нарисованный толстыми линиями – один из самых узнаваемых футбольных знаков мира. Но старое изображение тоже классное. Детальный профиль древнегреческого героя кривой и одновременно симпатичный. «Аякс» будет праздновать 125-летие, вернули старую эмблему. Однако сомневаемся, что навсегда. Можно продать футболки со старым логотипом, а затем вернуть минималистический знак. И снова фанаты приобретут форму клуба. Красивый жест под юбилей, но рядом коммерция в чистом виде. И желание подлизаться к фанатам после серии поражений и скандалов.
Чемпион Англии давно изменил старый логотип. В начале нового века многие привыкли к грозному орлу, который смотрит налево, но нынешний логотип «Манчестер Сити» это возвращение к истокам. Впервые знак, похожий на современную эмблему, появился в 1960-х годах. А когда клуб назывался иначе, то гербом был белый крест на чёрном фоне. Сейчас это круг со щитом, кораблем – Манчестер портовый город, и цветком. Плохо лишь, что начали клепать похожие эмблемы для других проектов корпорации. Настоящая безвкусица.
Идею перекрещенных букв придумали в начале 20-го века. На время с логотипа «Реала» исчезала корона, но с 1947-го был привычный всем знак, как слева. Затем решили его обновить. Делали это дважды, но оставляли классику. Упрощение сработало. Сохранили буквы, корону и общее впечатление. Разве что отказались от сиренево-фиолетовой полоски, выбрали королевский синий цвет.
Ребрендинг был важен и нужен. «Баварии» на заре становления не нарисовали красивый логотип. Тот, что слева, ещё ничего, были намного хуже. Сейчас дошли до того, что проводят ребрендинг цветов, сделали это недавно. Торговый знак «Баварии» монолитный, узнаваемый, традиционный для Бундеслиги – там много крайне простых эмблем. Работает, это хороший логотип.
Есть пафосный вариант и упрощенный. Не стоит забывать, что на эмблемы компаний повлиял интернет. Минимализм выгоден, когда изображение логотипа клуба маленькое на сайтах или во время телевизионных трансляций. Знак «Ливерпуля» слева нельзя рассмотреть на футболках и на экранах ваших гаджетов. А вот птица лайвер – символ Ливерпуля, знакома миллионам людей.
У «Челси» было много попыток найти красивый логотип, поскольку эмблемы клуба разных лет одна страшнее другой. Не знаем, кто их рисовал, но почти всегда была клякса, которая изображала льва, и четко нарисованные буквы. Между собой эти изображения не дружили совсем. Когда решили изменить логотип, то получили знак с отсылкой к геральдике и чистую красивую эмблему.
У итальянцев был вкус. Старый логотип миланцев минималистический и крутой. Не было смысла упрощать и без того классный знак «Интера». Но новые владельцы, как обычно, влезли с ребрендингом. Потратили деньги, получили вариант для дешевой китайской компании. Читается как «OIM» вместо правильного набора букв. «Интернационале» этот дешевый знак очень обезличил.
«Милан» пошел против тренда, ведь добавили на минималистический знак деталей. У миланских клубов давно нет отсылок к змеям у «Интера» и дьяволам у «Милана». Зато есть овальный щит, который все в мире знают с конца восьмидесятых годов. Но знак слева плохо работал, поскольку толщина черных и красных полос не совпадала с толщиной обводки. А вот справа всё по уму.
Было хуже, ведь раньше гербы двух клубов из Манчестера были похожи сильнее из-за корабля и щита. Но теперь «Манчестер Юнайтед» знают благодаря существу на эмблеме. Это дьявол, которого символом клуба сделали с подачи тренера Басби в начале 60-х. На эмблеме черт появился намного позже. Ему добавили оружие в руки с отсылкой к Посейдону, богу морей.
Знак устарел, после ребрендинга стало лучше. Единственная претензия к минималистическому и привычному многим логотипу «Барселоны» — украли два зуба снизу. Если бы сохранили три засечки, то лого смотрелся бы симметрично и органично. Сейчас тоже неплохо, люди привыкли, но верх перевешивает низ, даже винтажный мячик не спасает. Надо внести правки.
Был классический герб, подходящий для чего угодно – древнего оружейного завода, эмблемы полка Его Величества. Сделали современный знак, оставив пушку, но изменили направления, куда она смотрит. Теперь стреляют на восток. «Арсенал» спокойно мог жить со старой эмблемой, но хотелось получить новую прибыль и оказаться в тренде. Современный знак так себе.
А вот здесь самый скандальный случай с заменой эмблемы великого клуба. Фанаты «Ювентуса» привыкли к овалу и быку, хотя знак слева это тоже обновленная версия старой эмблемы клуба. Но Аньелли решил, что если в фокус-группе азиатов голосуют за упрощение, то надо убрать привычного туринского быка с логотипа. Поставили перевернутый кран и заставили смириться.
Проблема в том, что люди ко всему привыкают. Даже безвкусные перемены срабатывают, поскольку фанаты сначала возмущаются, а потом адаптируются. Чаще всего красивые старые эмблемы правильнее перерисовывать, как делали в «Реале» и «Барселоне», а не полностью менять, как сделали «Арсенал» и «Ювентус». Осовременив классику, ей продлевают жизнь. А новое не всегда лучше старого. Например, фанатам «Астон Виллы» так не понравился новый логотип, что они заставили вернуть старый знак.