РПЛ отбросили на десять лет назад. "Зенит" и "Краснодар" – единственные клубы с большой поддержкой
А московские команды играют на полупустых аренах.
Посещаемость в РПЛ обнулили
Объективным фактором падения показателей живой аудитории на матчах высшего дивизиона является пандемия. Были логичные запреты на посещения арен, что привело к обрушению среднего показателя. Эффект коронавируса сказывался три сезона, были ограничения на заполняемость ключевых арен, где можно поднять среднее значение за игру во всей лиге. С 2014-го по 2019 год живая аудитория в РПЛ росла. Чемпионат мира мог создать правило ходить на футбол. Но любой человек, который начинает «новую жизнь с понедельника», пытаясь сформировать полезную привычку, прекрасно знает, что достаточно пропустить пару дней, чтобы вернуться в отправную точку.
Здесь произошло ровно это. Средняя посещаемость одного матча нового сезона всего 10 665 зрителей в стране на сто сорок с гаком миллионов человек и с огромной столицей, где базируются четыре клуба РПЛ из шестнадцати. Отставание от лидеров по посещаемости в Европе почти в четыре раза. Всего в туре РПЛ восемь поединков, на них продают в среднем 85 тысяч билетов, что объясняет практически нулевые доходы футбольных клубов. А могли оттолкнуться ото дна в 2022-м, когда весной зафиксировали минимальную посещаемость на уровне 7.4 тысячи зрителей. Но придумали СИБ – систему идентификации болельщиков, знаменитая «Карта болельщика», Fan ID.
Поддержка осталась у двух клубов
Многие фанаты отказались от посещения арен из принципа. Нельзя придумывать «паспорт болельщика», не спрашивая мнения этих самых зрителей. Теперь достойная поддержка осталась в РПЛ у двух клубов. Ходят на «Зенит», у них рекорд Восточной Европы, и на «Краснодар». Даже «Спартак» играет в непривычной тишине. «Ростов» и «Факел» собирают большую среднюю аудиторию, чем остальные московские клубы. Ужасный показатель у «Крыльев Советов». Команда, которая выдала лучшие полгода за много десятилетий, собирала по 8 тысяч зрителей на большой арене в Самаре, хотя выходили на 19 тысяч до пандемии. Замыкают таблицу посещаемости «Ахмат», «Оренбург» и «Сочи», им нечем похвастаться. В Англии 4-5 тысяч можно собрать на матче чуть ли не любительских клубов.
Удивляет число выданных пропусков
Официально зафиксировали невероятный успех «Карты болельщика». Её оформили 1 миллион 588 тысяч человек. Но есть одно «но». Эти люди не ходят на футбол в РПЛ и низших лигах. Целых 275 тысяч детей оформили себе документы. Каждый девяностый житель страны с паспортом для похода на футбол. Но суммарная посещаемость всех 18 туров меньше, чем выданных карт – 1 535 000 походов на футбол. А это количество билетов, не разных людей. Если человек увидел все домашние матчи «Ростова», то учтен многократно.
На футбол в высшей лиге ходит менее 0.1 % взрослых мужчин страны, менее одного из тысячи. У несовершеннолетних и женщин статистика, разумеется, намного скромнее. Для клубов это большая неудача во всех смыслах. Но если дыры в регламенте РПЛ заметили спустя десяток лет, как они проявились, и все обсудили каждую кривую статью после скандалов, то о быстром анализе низкой посещаемости можно не просить. Не будет отмены бессмысленной «Карты болельщика». Напомним, на аренах есть охранники, полицейские и камеры, пропуск сам по себе не остановит хулигана. И не будет завлечения новых людей на стадионы. Дело даже не в ценах на билеты.
Нет желания у тех, кто принимает решения, получить настоящую футбольную атмосферу на стадионах. Праздник отменяется. Когда на одних выходных «Зенит» и «Краснодар» играют дома, то 59 % всех живых зрителей тура на двух стадионах. Не нужно получать премию по математике, чтобы понять: если шесть из десяти зрителей на двух аренах, то остальные стадионы пустые. Даже у «Спартака» две трети арены простаивают. А московский стадион стоил 14.5 миллиардов рублей по старому курсу.