Без нерыночных трансферов и с продажами лидеров. У «Локомотива» новая стратегия, которая не сработает
Цорн защищает идеи Совета директоров.
«Локомотив» редко переплачивал за игроков
Спортивный директор «железнодорожников» Цорн рассказал, что включает новая стратегия, утвержденная акционерами клуба из РЖД. «Многомиллионных зарплат» и «нерыночных сумм на трансферы» больше не будет. По первому пункту нет вопросов. Зарплаты были огромными. Чорлука может содержать родную боснийскую деревню пару десятилетий на деньги, полученные в «Локомотиве». Щедро платили десяткам игроков.
Но вице-чемпион мира Чорлука принес клубу победы в РПЛ и кубке. Смогут ли так молодые игроки, на которых сделают ставку сейчас? Также удивляет словосочетание «нерыночные суммы на трансферы». Во-первых, самые дорогие сделки «Локомотива» были давно. Буссуфа, Диарра, Одемвингие, Павлюченко, Алиев, Кайседо и Чорлука уже ветераны или вообще завершили карьеру. Были свежие подписания Крыховяка за 12 млн евро, Смолова за 9, но это не завышенные суммы.
Очевидно переплатили, пожалуй, лишь за Марадишвили. Контракт хавбека оценили в 7 млн евро, такую сумму одобрил как раз Совет директоров. Все трансферы согласовывались, поэтому Цорн фактически критикует тех, кто теперь поменял вектор развития клуба на сто восемьдесят градусов. «Локомотив» был по деньгам вторым-третьим в РПЛ, а теперь планируют стать «Севильей» из РПЛ, чтобы и спортивный результат был, и деньги от продаж водились.
У «железнодорожников» мало крутых продаж
Лишь парочка. Умар Ниасс пришел за 5.5 млн евро, а уехал в «Эвертон» за 17.9. Миранчук – воспитанник клуба, но отдали Алексея на скамейку Гасперини за 14.5 млн евро. Иванович, Билялетдинов, даже Алиев, когда возвращался в киевское «Динамо», приносили в казну клуба деньги. Глушаков за 8 млн евро – финансово выгодная продажа. С другой стороны, количественно дорогих сделок мало, это разовые успехи за десятилетие.
«Локомотив» много тратил на содержание первой команды. Подписывал игроков в качестве свободных агентов, а это «подъемные». Рисковал, отдавая за таких игроков, как Хенти, по 5 млн евро. Так и набирались десятки миллиардов рублей, необходимых на содержание клуба. А компенсировать потери удачными продажами клуб никогда не умел. Представленные выше сделки не окупали содержание «Локомотива».
Пару лет назад Рыбуса могли отдать за деньги, а сейчас ушел просто так. Крыховяк пришел за приличную сумму, а ушел в «Краснодар» за 4 млн евро. За Пабло получили скромную компенсацию. Мухина отдали в ЦСКА за 170 тысяч, а Смолова в «Динамо» за 120 тысяч евро. Зе Луиш ушел как свободный агент. Кверквелию давным-давно звали в АПЛ, но Соломон не принес клубу пару миллионов евро. Фарфан, Хеведес и Мануэл Фернандеш ушли просто так, в эту игру можно играть долго.
Состав не подразумевает эффективность «Бенфики»
Чтобы клуб жил от продаж, нужно соединить несколько ингредиентов. Во-первых, важна невероятная академия. У «Локомотива» не худшая школа в стране, но сами заплатили большие деньги за Тикнизяна и Марадишвили, себе народу не хватает. Во-вторых, нужны великие скауты. Нашли Изидора, Камано, Кухту и Бека-Бека – явно не худшие игроки, хотя в каждом случае есть вопрос о классе и стабильности.
В-третьих, нужен великолепный спортивный директор. А Цорн пока лишь мастер «зачистки». В «Спартаке» разогнал старый состав, когда поступил такой приказ. Но немец слишком сильно ориентирован на деньги, ведь честно признается, что если Баринова позовут в «Зенит» за 8 млн евро, а в Ла Лигу за 5 миллионов, то клуб выберет деньги, а не интересы футболиста. И вот тут подходим к ключевому пункту.
Клубу, если хочет зарабатывать на футболистах, нужно иметь футбольный вкус. Он есть у Мончи из «Севильи», есть у Руя Кошты из «Бенфики». Поэтому Диаш, Бернарду и Эдерсон играют за МС. А беды Фелиша в «Атлетико» не связаны с выбором клуба, просто молодой форвард пытается зацепиться за статус суперзвезды, а это всегда сложно, особенно если нависает тень ценника, целых 127.2 млн евро.
Витселя, Хименеса, Семеду, Линделефа, Санчеша, Ди Марию, Коэнтрау и Родриго не посылали в клуб, где у них не было перспектив. «Приговорили», пожалуй, лишь Гедеша с ПСЖ, но там могло вмешаться личное желание игрока. А вот «Локомотив» в лице Цорна не настраивается найти Изидору правильный клуб, хотят выжать из удачной сделки максимум, а потом продать контракт форварда тому, кто заплатит больше.
В составе «Локомотива» не так много ценных игроков. Рынок выделит Баринова, но у него контракт до следующего лета. У Жемалетдинова особый стиль. Керк не наиграл на резкий скачок стоимости. Камано отдают, но там не будет сказочной наценки. Кухта, Едвай и Бека-Бека не принесут десятки миллионов евро, а расходы у «Локомотива» огромные. Около 130 млн евро на год, как говорит официальный отчет РФС, в котором также указаны кредитные обязательства на 140 млн евро.
Спонсор хочет отбить часть безумных вложений
Понятно, откуда взялась новая стратегия. Но раз так, то фанатам стоит мысленно прощаться со стадионом клуба. Земля под ним выгоднее, чем сама арена. Также надо быть готовым к продажам лидеров и самых ярких игроков. Рыночная стоимость Мампасси, Тикнизяна или Марадишвили низкая, вряд ли сильно подскочит. Значит, со временем уйдут Изидор, Баринов, попробуют найти новый клуб Антону Миранчуку.
Помечтают, чтобы Кухта забил много мячей – стоимость форварда поднять проще всего. Но даже если представить успехи, то распродажа вернет клуб к разбитому корыту. Нужно параллельно найти новичков за копейки, а сейчас это сделать сложнее. Также важно, чтобы гениально работал Комппер. Немец заявил, что остался ради молодых игроков из разных стран. Но достаточного ли класса тренер для реализации сложной стратегии?
Много заработать на трансферах практически нереально, что знаем даже по великим клубам. Почти все гранды в жестком минусе, у всех бывали крупные проколы. За красивыми словами о больших заработках без потери спортивных показателей может прятаться банальное резкое сокращение финансирования. Тогда Изидор и Кухта уедут, поскольку им не смогут платить столько, как обещали. А Баринов с января сможет сам выбрать клуб, бесплатно уйти следующим летом.
У многих контракты длительные, но это сразу обязательства. Если Мампасси, за которого отстегнули минимум три миллиона евро, потеряется, то на шее у клуба останется его зарплата. И таких сделок хватало. Прямо сейчас рыночная стоимость состава в два раза ниже, чем долги клуба. Не нужно быть гением трансферного бизнеса, чтобы понять – даже если распустить весь клуб, то перейти от убытков к прибыли не получится.
Даже если «Локомотив» начнет тратить на клуб в два раза меньше, то не сможет себя прокормить трансферами. А ведь еще надо в футбол играть, постоянно теряя тех, чья цена взлетела после успехов на поле. На словах все красиво, как с желанием оставить Лоськова и Пашинина, а практика жестче.