Максименко — худший вратарь РПЛ. Всего лишь 50% отбитых ударов и 17 пропущенных голов при 11.62 xGA
Вратарская катастрофа «Спартака».
Максименко проводит ужасный сезон
В новой кампании не только полевые футболисты «Спартака» играют ниже уровня своих возможностей, продемонстрированных в прошлом сезоне под руководством Доменико Тедеско, когда «красно-белые» сумели занять второе место в РПЛ. Сейчас от той команды остались только имена и хорошие воспоминания, а вратарь Максименко наравне с форвардами Ларссоном и Соболевым является одним из главных символов стремительной деградации «Спартака».
Болельщики недовольны действиями Александра и требуют, чтобы Руй Витория произвел рокировку в воротах, нашел на скамейке Селихова, который был в большом порядке до серии тяжелых травм. Недовольство Максименко сложно назвать спонтанным или вызванным эмоциями на фоне непростительного поражения 1:7 в Санкт-Петербурге. Голкипер вошел в море критики с берега и постепенно продвигался на глубину. Если его не остановят, спасать будет уже некого.
Статистика подтверждает: Максименко не выручает «Спартак»
Рассмотрим несколько аспектов вратарской деятельности, которые в сумме помогут составить полную картину о выступлениях Александра Максименко в сезоне-2021/22.
1. Количество сэйвов
Сначала оценим количество вратарских сэйвов без привязки к пропущенным голам. Этот показатель даст понимание о количестве работы, которая выпадает на долю того или иного вратаря. И представьте себе, у Максименко самый скромный показатель среди всех 29 вратарей, игравших в текущем сезоне РПЛ — всего лишь 1.4 сэйва в среднем за игру. У Юрия Дюпина, который, как и Максименко, отыграл от звонка до звонка во всех 12 турах чемпионата, 4.9 сэйва за матч, то есть в три с половиной раза больше.
В общей сложности у Юрия Дюпина 59 сэйвов, а у Максименко — 17. Станислав Крицюк совершил столько же за 6 матчей в воротах «Зенита», у Михаила Кержакова на одно спасение меньше за те же 6 встреч. Понятно, что играет роль общее количество созданных соперниками моментов, ведь невозможно спасать, если нет ударов. «Спартак» до поры был лидером РПЛ по допущенным ударам и моментам, и это отразилось на статистике Максименко. Структура его 17 сэйвов такова: отбил 3 удара из вратарской площади, 9 из штрафной и 5 из-за пределов штрафной площадки.
2. Процент отраженных ударов
Процент отраженных ударов — наверное, самый понятный статистический инструмент оценки вратаря на продолжительной дистанции. Конечно, в отдельно взятом матче соперники могут дважды закатить в пустые ворота после двух попаданий в створ, но когда речь идет о десятках матчей, коэффициент надежности выравнивается за счет простых и сложных спасений, а также суперсэйвов. Чем сильнее вратарь — тем больше в его арсенале возможностей выручить команду. Тем выше в конечном счете коэффициент отраженных ударов. Александр Максименко в текущем сезоне отбил 17 из 34 попаданий в створ своих ворот, то есть у него 50% сэйвов.
Конечно же, это очень мало. Получается, каждый второй удар в створ ворот «Спартака» приводит к голу. У Максименко худший показатель среди 29 вратарей, выходивших на поле в РПЛ-2021/22. А теперь сравните его скромные циферки с лидерами: Юрий Дюпин («Рубин») — 83.1% отраженных ударов, Матвей Сафонов («Краснодар») — 83%, Игорь Акинфеев (ЦСКА) — 82.2%, Маринато Гильерме («Локомотив») — 82.1%. У четырех вратарей больше 80% сэйвов, это мастера из другой лиги по сравнению с Максименко в его нынешней форме.
3. Ожидания против реальности
Система ожидаемых голов — еще один инструмент оценки надежности вратаря. Алгоритм позволяет оценить суммарную опасность ударов соперников, причем здесь считаются не только попадания в створ. Так вот в 12 турах противники «Спартака» совместными усилиями создали 11.62 xGA, в то время как реальное количество голов равняется 17.
Минусовая разница — 5.38, это «излишек» пропущенных голов относительно «нормального», по мнению системы, количества. К примеру, в ЦСКА, «Урале» и «Рубине» вратари делают положительную разницу, пропуская меньше, чем вроде бы должны, а Максименко уводит «Спартак» в минус по голам и очкам, повышая своей ненадежностью опасность вражеских ударов. Еще один аргумент не в пользу голкипера.
Вывод: Максименко пора отдохнуть
Максименко всего лишь 23 года, а у него уже около 150 матчей в профессиональной карьере за «Спартак», «Спартак-2» и молодежную сборную России. Александр не мог столько наиграть у разных тренеров, если бы всегда был плох. Но сейчас у Максименко крайне неудачный отрезок карьеры, и в команде должны принять меры.
Есть ощущение, что Руй Витория затянул с вратарской рокировкой, но после 1:7 в Питере произвести ее необходимо хотя бы ради самого Максименко, которому не нужны новые психологические удары. Опять же, учитывая, что многие в команде стали действовать менее эффективно, чем при предыдущем тренерском штабе, вратарский сбой, скорее всего, является частью общего упадка в «Спартаке».