Бензема, Вальверде и Педри можно купить за 1 миллиард евро. Самые высокие клаусулы в испанском футболе
Финансовая «астрономия» футбола.
Клаусула. И с чем ее едят
Многие из вас знакомы с этим термином, для новичков проведем короткий ликбез. Клаусула — это термин, который пришел к нам из Испании (в оригинале — «cláusula de revision»), на русский язык его можно перевести как «пункт об отступных». Во второй половине XX века в испанском спорте остро встал вопрос о статусе профессиональных спортсменов и их ответственности перед работодателями: богатые клубы зачастую бесплатно переманивали игроков из команд попроще, то есть безнаказанно «снимали сливки» только благодаря тому, что могли привлечь игроков титулами и высокой зарплатой.
С 26 июня 1985 года включение пункта об отступных в контракты профессиональных спортсменов стало обязательным для всех в Испании. Фактически клаусула — это сумма отступных, которую положено заплатить за односторонний разрыв контракта. Допустим, если «cláusula de revision» для футболиста составляет 100 миллионов евро, после передачи этой суммы работодателю он может полностью освободить себя от исполнения трудового договора. И у клуба не будет никаких юридических рычагов, чтобы удержать ценного игрока.
Клаусула работает в обе стороны. Ее размер не всегда был безлимитным
В то же время, клаусула защищает и права футболистов: для клуба тоже прописана определенная сумма компенсации, которую положено заплатить спортсмену за одностороннее расторжение контракта. Испанское нововведение получило распространение по всему миру, но только в качестве дополнительной опции, которая включается в контракт в случае обоюдного согласия сторон. В России, например, «пункты об отступных» встречаются сплошь и рядом.
Но у нас и в других странах это всего лишь дополнительный инструмент регуляции отношений между игроком и клубом, а в Испании наличие клаусулы — юридический закон. Поначалу формула расчета тоже была прописана, а компенсация за одностороннее расторжение трудового договора была одинаковой для клуба и футболиста. Клаусула была равна общей сумме обязательных выплат по действующему контракту игрока.
С ростом футбольного рынка такой подход утратил дееспособность. Теперь общая стоимость контракта является минимальной допустимой границей клаусулы, в то время как «потолка» вообще нет. До какого-то момента испанские клубы включали в «пункты об отступных» суммы на уровне блестящих или даже слегка сумасшедших предложений, но переход Неймара из «Барселоны» в ПСЖ открыл новую главу в истории клаусул.
Трансфер Неймара все изменил и стал наукой для испанских грандов
На самом деле, у той же «Барселоны» были предпосылки, чтобы изменить подход и раньше. В 2000 году Луиш Фигу перешел в «Реал», потому что Флорентино Перес сначала поймал на крючок футболиста, а потом активировал в контракте португальца с «Барсой» пункт о выкупе в размере рекордных на тот момент 60 миллионов евро. Каталонцы были бессильны помешать уходу своего лидера и капитана в стан принципиального противника.
Однако точкой отсчета новой эпохи стал трансфер Неймара в ПСЖ. Парижский клуб дал бразильцу 222 миллиона евро на выкуп своего контракта у «Барселоны» по опции. Четыре года назад никто в офисе «Барсы» не верил, что такое возможно, но щедрость ПСЖ оказалась сигналом не только для каталонцев, но и для других испанских клубов, в частности, «Реала».
Появились футболисты за 1 миллиард евро
Теперь в контрактах футболистов часто фигурируют астрономические суммы, которые призваны защитить интересы клубов. Клаусула окончательно перестала отражать реальную или даже желаемую стоимость того или иного футболиста, пункты об отступных в размере 700 миллионов евро или даже 1 миллиарда нужны для того, чтобы избежать ситуаций абсолютного бессилия, как у «Барселоны» в историях с трансферами Фигу и Неймара.
По сути, столь минимальная компенсация такого порядка — это добровольная передача футболистом заботы о своей судьбе клубу. Если кто-то захочет приобрести того или иного игрока с астрономической клаусулой, то вынужден будет обратиться в клуб, который сможет вести переговоры о продаже с позиции силы. Плачевный опыт «Барселоны» подсказывает, что в эпоху роста клубов, фактически поддерживаемым целыми государствами — ПСЖ (Катар), а теперь и «Ньюкасл» (Саудовская Аравия), суперклаусулы нужды для сохранения контроля.
Педри присоединился к «миллиардникам» из Мадрида
18-летний полузащитник Педри, сенсация прошлого сезона, подписал новый контракт с «Барселоной» до 2026 года. Пункт об отступных подразумевает компенсацию в размере 1 миллиарда евро за досрочное расторжение контракта в одностороннем порядке. Педри не первый футболист с десятизначной клаусулой, он повторил рекорды Карима Бензема и Федерико Вальверде. А вот так выглядит десятка футболистов с самыми большими клаусулами. Все они представляют «Реал» и «Барселону».
8-10 место. Тибо Куртуа («Реал») — 700 млн евро
8-10 место. Марко Асенсио («Реал») — 700 млн евро
8-10 место. Винисиус Жуниор («Реал») — 700 млн евро
6-8 место. Браим Диас («Реал»; в аренде в «Милане») — 750 млн евро
6-8 место. Лука Модрич («Реал») — 750 млн евро
5 место. Антуан Гризманн («Барселона»; в аренде в «Атлетико») — 800 млн евро
4 место. Давид Алаба («Реал») — 850 млн евро
1-3 место. Педри («Барселона») — 1 млрд евро
1-3 место. Федерико Вальверде («Реал») — 1 млрд евро
1-3 место. Карим Бензема («Реал») — 1 млрд евро
Между прочим, грядут продления контрактов Карима Бензема и Ансу Фати. Не исключено, что Флорентино Перес и Жоан Лапорта захотят поставить новый рекорд по размеру клаусулы, чтобы подчеркнуть значимость этих футболистов и потешить свое самолюбие.