На клубы РПЛ свалилось 28.6 миллиарда рублей. Новый ТВ-контракт в четыре раза выше предыдущего

06.10.2021, 20:30

Лично вы – причина аномальных изменений.

Новый ТВ-контракт взяли с потолка

Четыре сезона «Матч ТВ» платил РПЛ за право транслировать матчи примерно по 1.7 миллиарда рублей в год. Вернее, как платил. Зрители платили. А выручка компании — данными делятся официально, в прошлом году составляла 14.9 миллиардов рублей. Причем повторили в пандемию результат 2019 года, что подозрительно.

Трудно угадать, сколько реально заработали, а сколько передали через владельца ООО «Национальный спортивный телеканал». В любом случае полно денег, чтобы показывать спорт. Только на зарплаты работникам «Матч ТВ» тратил 3 миллиарда рублей в год, больше, чем на клубы РПЛ.

Черданцев называл свой оклад «до смешного низким», но речь минимум о 500 тысячах рублей в месяц. Его коллеги зарабатывают по 400 тысяч. И менеджеров вроде Тины Канделаки не обижали. Пошла на повышение, теперь заместитель гендиректора холдинга «Газпром-медиа».

Речь о 36 млн евро на зарплату работникам, но лишь 20 млн евро на 16 клубов РПЛ. Денег им выделяли с запасом, всегда говорили о чистой прибыли. Понятно, что зарабатывали на ЧМ-18 и других видах, не только на футболе. Но ТВ-контракт РПЛ был лишь на 18-м месте в Европе, мизерным.

Теперь подписали новое соглашение, поднимут выплаты до 6.6 миллиарда в 2022-м и 2023-м. А потом до 7.7 на следующие два года. И это уже 9-е место в Европе. Представитель «Матч ТВ» успел вяло опровергнуть суммы, вот только Бабаев уже проговорился.

В год клубы получат больше 100 млн долларов. Как раз около 7 миллиардов. Клубам после ухода Прядкина и выбора Хачатурянца временным главой РПЛ подарили контракт, который в 4.2 раза больше предыдущего. Без бизнес-планов, без расчетов, как отбить. У вас 15 рублей, а вы купили за 7 то, что можете продать лишь за 2-3.

Рынка точно не было, и не планируется

Не будем обманываться. Ни о каком реальном тендере не думали, а только говорили. Ведь решает не Прядкин. Но клубы должны поблагодарить Германа Грефа. Именно вмешательство компании «Окко», которая первой повысила предложение, вынудило «Газпром» ответить «Сбербанку».

Один карман казны не захотел уступать другому. Маленькая война Санкт-Петербурга и Москвы с победой севера. Но победой ли? Ставка в размере 7.15 миллиарда в среднем является случайной. «Газпром» готов тратить, ведь в ударе. Давят на Европу, вынуждают запустить «Северный поток 2».

Газ не отправляют, штучный дефицит накануне отопительного сезона подбросил цену на время до 1 900 евро за тысячу кубометров, хотя и 350 – много. Рядом идут разговоры о новой Олимпиаде и чемпионате мира по футболу в России. Клубам запретили убрать лимит, а взамен подбросили денег?

Вот только есть и плохие новости. Где гарантии, что это не перекладывание из одного кармана в другой? Представители «Матч ТВ» жаловались, что не хватает подписчиков, чтобы окупить старый мизерный контракт. Теперь нужен оборот свыше 20 миллиардов в год, чтобы выйти в ноль.

Вероятно, сократят подпитку из казны

Причина нового контракта – лично вы. А если точнее, то мнение народа о государственном финансировании футбола. История «Тамбова» дошла до тех, кто принимает решения. Заводят дела о мошенничестве. Помним слова Генича и Уткина. По их информации, руководство усопшего клуба РПЛ получало откаты от игроков.

Якобы завышали зарплаты, а потом забирали себе долю. Вот так государственные деньги и исчезали? Схем с выплатой агентам или трансферами тоже много, особенно если деньги контролируют чиновники. У «Матч ТВ» среди болельщиков футбола так себе репутация, но у «Газпром-медиа» бывают успешные проекты.

Именно они клепают сериалы и передачи, которые россияне массово смотрят. Да и «Ютуб» наводнили их плодами. Осталось найти специалистов по спортивному ТВ. Судя по бегству комментаторов, толковых менеджеров не хватает. А пора делать деньги, ведь с оборотом в 15 миллиардов отдавать 7.7 за права на показ РПЛ – безумие.

С другой стороны, так прозрачнее и безопаснее для репутации, чем вкачивать деньги в футболе через регионы, где каждый чиновник – хитрый жук. Возможно, параллельно с новым контрактом увидим сокращение расходов из казны на местах. Тут явно большая политика. И футбол фанатам предоставить не через онлай-сервисы, а через ТВ-каналы.

И прикроются новым контрактом, чтобы смелее урезать финансирование клубов в регионах. Газизов полностью прав. И хорошо бы для разнообразия в этот раз контролировать расходы клубов РПЛ, ведь история «Тамбова» явно не уникальная.

Теперь РПЛ обойдет чемпионат Бельгии

До португальского и турецкого не добрались, но для такого рывка надо, чтобы Эрдоган лично высмеял ТВ-контракт РПЛ. На второй день добавят в три раза больше денег. А если без шуток, то хотя бы румынское ТВ обошли. Для середняков речь о 300-450 миллионах рублей.

В ближайшем будущем денежная разница между 14-м и 8-м местом заметно вырастет, и это хорошо, ведь появится спортивная мотивация бороться за место на два пункта выше. Еще продадут права на название, смогут заполучить около 2 миллиардов.

Для «Спартака» или «Зенита» суммы от ТВ будут смешными даже в случае чемпионства – около 7 млн евро. Но остальные точно рады, 28.6 миллиарда за четыре года – приятный бонус. Вот только качество продукта не всегда зависит от финансирования.

Плюс планируют вытащить деньги из карманов фанатов. «Матч ТВ» на данный момент банально не имеет 7.7 миллиарда для РПЛ, хотя сами подписали договор. Продавать российский футбол не умеют. Надо ставить на массовость и низкую стоимость, доступную всем.

Матчи РПЛ не крутили из каждого утюга и телефона в стране после ЧМ-2018. Вот это — огромная ошибка, не набили аудиторию. Только если собрать несколько миллионов зрителей, которые посчитают стоимость годовой подписки смешной, то можно заработать.

Уходя от массового зрителя, лишь потеряют. Все иные формы продажи, кроме ставки на широкую аудиторию, учитывая бедность народа, не сработают. Футбол не сегмент яхт или частных самолетов, когда хватит одного клиента. «Газпром-медиа» понял это на уровне глупеньких шоу, а футбол пока продает хуже.

С другой стороны, у них серьезный папа. Хотя чистая прибыль «Газпрома» в прошлом году упала в девять раз, речь о компании, которая привыкла считать рубли триллионами, а не миллиардами. 7.7 миллиарда для них это копейки, поэтому так легко пошли на увеличение предложения.

Да и важнее, как клубы распорядятся миллиардами. Так напирали на ТВ-контракт, будто у ведущих команд не было сотен миллионов евро за последние десять лет. И где результаты? Новый ТВ-контракт лишь форма дотации, которую не все в РПЛ заслужили.