Легенда «Локомотива» и «Спартака»
"Соккер.ру" вспоминает замечательного вратаря и комментатора, которому 5 марта исполнилось бы 84 года.
Выдающийся вратарь, замечательный комментатор, прекрасный человек. Владимир Маслаченко вправе считаться легендой сразу двух клубов – «Локомотива» и «Спартака». Но по собственному признанию, Владимир Никитович всё время мечтал играть в «Спартаке» и считал себя именно спартаковцем. И став популярным комментатором, он никогда не забывал о команде, ставшей ему родной.
Криворожский школьник Володя Маслаченко мечтал стать врачом и готовился поступать в медицинский институт. Но спорт занимал в его жизни далеко не последнее место, – увлекался баскетболом, волейболом, лёгкой атлетикой. И про футбол не забывал. Причём одинаково хорошо играл не только в воротах, но и в нападении.
Выбор в пользу вратарской позиции помог осуществить приезд в Кривой Рог команды ВВС. Увидев бросок голкипера лётчиков Михаила Пираева, Володя решил, что его место только в воротах. В 17 лет Маслаченко дебютировал в воротах криворожского «Спартака», а вскоре Владимира позвали в днепропетровский «Металлург». Звали в Киев, но душа к киевскому «Динамо» не лежала.
В Днепропетровске Владимир вскоре стал основным голкипером. Совмещать игру и учебу в медицинском институте было сложно, пришлось сделать выбор. Маслаченко выбрал футбол. Мечту играть в «Спартаке» пришлось отложить, ворота красно-белых были заняты Владиславом Тучкусом. Но в 1956 году Владимир Никитович перебрался в другой московский клуб – «Локомотив». Помог Николай Петрович Морозов, начальник «Локомотива», хорошо знакомый с Маслаченко по совместной работе в «Металлурге». А тренировал «Локомотив» знаменитый Борис Андреевич Аркадьев.
Будучи очень подвижным и прыгучим от природы (недаром в школе Володя носил прозвище Козёл), Маслаченко оказался ещё и очень способным учеником. Он впитывал в себя самое лучшее, что видел у других вратарей. И довольно быстро Владимир Никитович стал одним из сильнейших голкиперов нашего чемпионата.
В 1957 году «Локомотив» взял Кубок СССР. В финале «железнодорожникам» противостоял «Спартак». 21-летний Маслаченко провёл эту встречу блестяще, сохранив свои ворота в неприкосновенности. Словно доказывая «красно-белым», что ошиблись, не взяв парня с Украины.
После этого финала Владимир Никитович получил приглашение… из «Гамбурга». Клуб немецкой Бундеслиги всерьёз рассматривал кандидатуру вратаря молодёжной сборной. Но несложно догадаться, что переход в клуб ФРГ, даже в клуб ГДР, в середине пятидесятых был невозможен. Да и особого желания играть за границей у молодого футболиста не было.
В том же 1958 году Маслаченко стал игроком первой сборной СССР. Ездил на чемпионат мира в Швецию, а два года спустя стал чемпионом Европы. Но основным вратарём сборной был Лев Яшин.
Владимир Никитович, признанный в 1961 году лучшим вратарём страны, был включён в состав советской сборной на ЧМ-62. При этом он блестяще провёл товарищеский матч с аргентинцами и смотрелся предпочтительней Льва Яшина, испытывавшего в тот период проблемы со здоровьем – обострение язвы желудка. Но за десять дней до начала турнира в Чили он получил серьёзную травму – перелом челюсти. Мечта сыграть на первенстве мира так и осталась несбыточной. В том же 1962 году Маслаченко решился на переход в «Спартак».
Владимир отыграл в «Локомотиве» шесть сезонов. Выиграл Кубок СССР и серебряные медали. В то время подобный результат был потолком столичного клуба. Но «Локомотив» и его могущественный покровитель министр путей и сообщений Борис Бещев не желали расставаться с голкипером. А тут ещё вспомнил о Маслаченко его давний знакомый по Днепропетровску Владимир Щербицкий. Первый секретарь Днепропетровского обкома пошёл на повышение — стал руководителем Советской Украины. Щербицкий очень хотел видеть Маслаченко в составе киевского «Динамо», но Владимир Никитович наотрез отказался. Даром что условия ему предлагали сказочные.
Добро на переход в «Спартак» дали не сразу. Сначала Маслаченко, восстановившемуся после тяжёлой травмы, разрешили тренироваться в составе красно-белых, а потом осенью 1962 года Владимир дебютировал в составе своего любимого клуба. Маслаченко провёл концовку чемпионата 1962 года и помог «Спартаку» занять первое место.
«Ты принёс нам счастье», – сказал вратарю Николай Петрович Старостин после заключительной игры в Киеве, а много позже известный московский динамовец Валерий Маслов публично заявил: «Володя выиграл «Спартаку» тот чемпионат».
Тем не менее, золотую медаль для Маслаченко пришлось выбивать. Ведь он не сыграл положенной половины матчей. Но награду всё же вручили.
Владимир Никитович отыграл в воротах «Спартака» шесть с половиной сезонов. Чемпионом больше не ставился, но два Кубка выиграл. С Маслаченко в воротах красно-белые дебютировали в европейских кубках. Почти все сезоны были удачными. Был период, когда «Спартак» хотел усилить последний рубеж, приглашая Владимира Лисицына, но Маслаченко сохранил за собой первый номер. Сезон-68 Владимир Маслаченко считал одним из лучших в своей карьере, несмотря на пять мячей от «Торпедо», которые повлекли за собой потерю места в основном составе. «Спартак» взял серебро, отстав от киевлян на пять очков. В сборную Владимира Никитовича не вызывали, но при этом он оставался одним из лучших вратарей Союза. Снова последовало приглашение из зарубежного клуба, на этот раз от итальянской «Болоньи». И снова Владимир ответил нет, иного ответа в те годы и быть не могло.
Отрывок из автобиографической книги Владимира Маслаченко, написанной в соавторстве с Вадимом Лейбовским:
В Москве, на вечере, посвященном итогам чемпионата страны и награждению спартаковцев серебряными медалями, председатель Моссовета В. Ф. Промыслов, вручая вратарю серебряную медаль и подарок, бросил в его адрес фразу: «Что-то вы стали много пропускать» Маслаченко не сослался на реальную футбольную статистику, не посоветовал московскому мэру проконсультироваться со специалистами. Он быстро сообразил, что кто-то из «специалистов» уже своё нашептал. Вратарь лишь улыбнулся и сказал: «Я никогда не пропускаю. Это мне иногда забивают!
А через несколько недель Владимир Никитович узнал, что "Спартак" пригласил торпедовского вратаря Анзора Кавазашвили, а стало быть в услугах Маслаченко не очень то и нуждается. И хотя предложений было достаточно, – не обязательно идти в "Болонью", много хороших команд и в Союзе, Маслаченко завершил карьеру в 32 года, явно не отыграв свое. Выступать не в "Спартаке", а где-то ещё он не хотел.
Почему же ушли Маслаченко? Может, дело в том, что Владимир Никитович всегда слыл вольнодумцем и не боялся высказывать свою точку зрения. А может, это императива Николая Старостина, что вратарь хорош до 32 лет. Или всё же не стоит искать чёрную кошку в тёмной комнате, всё равно не найдём через сорок лет. Маслаченко ушёл, оставив о себе хорошую память у спартаковских болельщиков.
Владимир Никитович несколько лет играл за ветеранов, потом уехал работать в Чад, а в конце семидесятых стал спортивным комментатором на центральном телевидении. Вряд ли в нашей стране найдётся человек, не слышавший его репортажей. Маслаченко был специалистом своего дела. Мало того что он комментировал футбол как профессионал, так он ещё делал это интересно, с его фирменным маслаченковским юмором.
Источник: footballhd.ru