Денежный расклад. Сколько можно заработать в Лиге чемпионов и Лиге Европы?
Сегодня определятся составы групп ЛЧ и участники основной сетки ЛЕ. «Соккер.ру» считает, что самое время напомнить, за что борются клубы, кроме престижа.
3.25 миллиарда евро — в такую сумму оценивается валовый доход от Лиги чемпионов 2019/20, Лиги Европы 2019/20 и матча за Суперкубка УЕФА 2019, который уже состоялся в Стамбуле.
295 миллионов евро — всевозможные расходы на организацию соревнований. Вычитаем эту сумму из валового дохода.
227.5 млн евро или 7% от валового дохода составят солидарные выплаты различным клубам и организациям, не принимающим непосредственного участия в соревнованиях УЕФА, но заслуживающих знаков внимания в твердой валюте.
Оставшиеся 2.73 млрд евро будут разделены на две неравные доли: 6.5% (177 млн евро) будут зарезервированы в фонде развития европейского футбола и останутся в УЕФА, а 93.5% (2.55 млрд евро) будут распределены между участниками Лиги чемпионов, Лиги Европы и Суперкубка УЕФА.
2.55 млрд евро распределяются, конечно же, неравномерно. Участникам Лиги чемпионов и матча за Суперкубок УЕФА причитается 80% (2.04 млрд евро), в то время как клубы из Лиги Европы получат всего лишь 20% (510 млн евро). Это соотношение — 80% на 20% или 4 к 1 является ярчайшей демонстрацией разницы между Лигой чемпионов и Лигой Европы.
Но Лига чемпионов всячески поддерживает «младшую сестрицу», поэтому из лигочемпионской будут сделаны такие безвозмездные выплаты: 50 миллионов евро на долю участников основного турнира Лиги Европы + 10 миллионов евро клубам, вылетевшим в квалификационных раундах ЛЧ и ЛЕ. От щедрот, так сказать.
Лига чемпионов vs Лига Европы
Подчеркну, что все приведенные цифры — это прогноз УЕФА, впрочем, во всех последних сезонах итоговые заработки превосходили прогнозируемые, и клубы получали даже чуть больше, чем было обещано, так что можно смело ориентироваться на указанные суммы, кроме того, часть из них — фиксированные. Ниже пройдемся по всем статьям заработка, заодно проведем параллели между Лигой чемпионов и Лигой Европы.
- в схему распределения доходов Лиги чемпионов заложены специальные выплаты проигравшим в раунде плей-офф командам: 30 миллионов евро на всех. Так как проигравших было шестеро, каждый получит по 5 млн евро. Это ответ на вопрос: «Что толку в победе «Краснодара» над «Порту», если в матчах с «Олимпиакосом» так опозорились?» Толк равен 5 миллионам евро, которые можно потратить, например, на Егора Сорокина, не боясь нарушить правила финансового фейр-плей.
- в Лиге Европы специальные «парашюты» вылетевшим в раунде плей-офф клубам не предусмотрены.
Выплаты участникам основных сеток турниров (от групповых раундов до финалов)
### |
Лига чемпионов |
Лига Европы |
Прогнозируемая сумма |
1.95 млрд евро |
560 млн евро |
- первоначальные выплаты |
25% — 488 млн |
25% — 140 млн |
- фикс выплаты за результаты |
30% — 585 млн |
30% — 168 млн |
- выплаты на основе рейтинга |
30% — 585 млн |
15% — 84 млн |
- маркетинговый пул |
15% — 292 млн |
30% — 168 млн |
Первоначальные выплаты. 488 млн (ЛЧ) vs 140 млн (ЛЕ)
В Лиге чемпионов каждый из 32 клубов, пробившихся в основную сетку турнира, получает премию в размере 15.25 млн евро. В Лиге Европы эта выплата значительно скромнее — по 2.92 млн евро каждому из 48 участников основной сетки, то есть в пять раз меньше, чем в ЛЧ.
Фиксированные выплаты. 585 млн (ЛЧ) vs 168 млн (ЛЕ)
Давайте сравним, как распределяются эти деньги в двух турнирах под эгидой УЕФА.
### |
Лига чемпионов |
Лига Европы |
Победа на групповой стадии |
2.7 млн евро |
0.57 млн евро |
Ничья на групповой стадии |
0.9 млн |
0.19 млн* |
Выход в 1/16** |
- |
0.5 млн** |
Выход в 1/8 |
9.5 млн |
1.1 млн |
Выход в 1/4 |
10.5 млн |
1.5 млн |
Выход в 1/2 |
12.5 млн |
2.4 млн |
Финалист |
15 млн |
4.5 млн |
Победитель |
19 млн |
8.5 млн |
*неиспользованные средства с каждого ничейного результата (0.9 млн евро в ЛЧ; 190 тысяч в ЛЕ) суммируются и распределяются среди участников группового раунда в зависимости от количества побед.
**каждый победитель группы в Лиге Европы дополнительно получает 1 миллион евро, занявшая второе место команда — 0.5 млн.
Выплаты на основе рейтинга. 585 млн (ЛЧ) vs 84 млн (ЛЕ)
А эта статья помогает богатым и успешным оставаться богатыми и успешными. Согласно рейтингу, введенному в прошлом году, учитываются выступления клубов в турнирах под эгидой УЕФА за последние 10 лет. Предусмотрены дополнительные бонусы за победы в Лиге чемпионов, Лиге Европы и Суперкубке УЕФА. Общие суммы разбиты на «доли коэффициентов», в ЛЧ одна доля составляет 1.108 млн евро, в ЛЕ — 71430 евро.
Дальше все просто, обращаемся к рейтингу и раздаем деньги в зависимости от занимаемых мест: из участников Лиги чемпионов худший рейтинг у «Славии», значит, чехи получат одну долю — 1.108 млн евро. Вторая с конца «Црвена Звезда», ей причитается две доли — 2.216 млн. И так далее. В итоге, дойдем до «Реала», у которого самый высокий рейтинг благодаря недавней серии побед в Лиге чемпионов, и отдадим ему 32 доли (35.456 млн евро). Аналогичная история в Лиге Европы, только деньги куда более скромные. Клуб с худшим коэффициентом получит одну долю, равную 71430 евро, а лучший, мы уже знаем, что это «Манчестер Юнайтед», заберет 48 долей, что равняется 3.42 млн евро.
Маркетинговый пул. 292 млн (ЛЧ) vs 168 млн (ЛЕ)
Категория, в которой выплаты Лиги чемпионов и Лиги Европы наиболее близки друг к другу. Все потому, что в ЛЧ на маркетинговый пул пускаются 15% доходов, в то время как в ЛЕ — 30%. Эта сумма распределяется в зависимости от удельного веса телевизионного рынка каждой страны, которая представлена на групповых этапах еврокубков. Половина обозначенных сумм в прописанных пропорциях делятся между клубами-соотечественниками в зависимости от их результатов в предыдущем национальном чемпионате, вторая половина распределяется в зависимости от ценности каждого рынка и количества сыгранных в том или ином турнире матчей. Выплаты из маркетингового пула осуществляются только после подписания всех контрактов с вещателями и не раньше окончания Лиги чемпионов и Лиги Европы.
Схема распределения денег из маркетингового пула в Лиге чемпионов между представителями одной национальной ассоциации
### |
4 клуба |
3 клуба |
2 клуба |
1 клуб |
Чемпион |
40% |
45% |
55% |
100% |
Второе место |
30% |
35% |
45% |
- |
Третье место |
20% |
20% |
- |
- |
Четвертое место |
10% |
- |
- |
- |
Схема распределения денег из маркетингового пула в Лиге чемпионов между представителями одной национальной ассоциации
### |
5 клубов |
4 клуба |
3 клуба |
2 клуба |
1 клуб |
Обладатель кубка |
30% |
40% |
40% |
60% |
100% |
Команда 2*** |
17.5% |
20% |
30% |
40% |
- |
Команда 3 |
17.5% |
20% |
30% |
- |
- |
Команда 4 |
17.5% |
20% |
- |
- |
- |
Команда 5 |
17.5% |
- |
- |
- |
- |
***в зависимости от места в предыдущем розыгрыше национального чемпионата.
У России в Лиге чемпионов задействована схема с двумя клубами (55% из маркетингового пула достанутся «Зениту», 45% — «Локомотиву»). В Лиге Европы либо «Краснодар» и ЦСКА поделят доходы из этой категории в соотношении 60% на 40% в пользу «быков», либо к ним присоединится «Спартак» и тогда будет 40% — 30% — 30%.