Яшин и все постеры ЧМ в истории. Выбирайте лучший!

29.11.2017, 20:30

Утвержден официальный плакат ЧМ-18 с замечательной идеей – символом выбрали Льва Яшина. «Соккер.ру» вспоминает все футбольные афиши.

Чемпионаты до Второй мировой войны

Трижды успели провести чемпионаты мира до нападения Гитлера на Европу и мир. Первый чемпионат навсегда останется особенным, ведь реализовали замечательную идею. Но все было по-семейному. Сыграли те, кто смог добраться до далекого Уругвая, победили в итоге хозяева – лучшая сборная того времени.

Первый постер – душевный, шрифт невероятный. Оценили оригинал в 20 тысяч фунтов и продали позже с аукциона «Кристис». Плакат с Яшиным, оказывается, обыгрывает первый в истории – там тоже вратарь, только играет двумя руками, а не одной, как любил Лев Иванович.

А вот к следующим афишам есть вопросы. В первом  случае у футболиста непропорционально большие ноги и никак не обыграно великое итальянское искусство. И нет, речь не об искусстве запугивать арбитров – Италия дома стала чемпионом после серии скандалов. Кстати, плакат ЧМ-34 рисковал фашист Джино Боккасиле, который известен также рядом расистских постеров.

Да и постер французского ЧМ-38 какой-то воинственный, словно чувствовали войну. Почти весь красный (кстати, оригинал уругвайского тоже рисовали красным, поскольку художнику зажали денег на краску), нога стоит на мяче, который придавил земной шар. Нарисовано в стиле плакатов тех лет, и вышло символично – на турнире снова выиграла Италия, красный стал коричневым.

От «Мараканасо» до побед Пеле

Пережив войну, мир отдышался, футбол вернулся в жизнь. Но Европа не была готова веселиться, а вот Бразилия с радостью приняла чемпионат мира в 1950 году. Прогадали – в финале сенсационно проиграли Уругваю, хотя даже газетные заголовки о победе успели напечатать.

Бразильский плакат мультяшный и милый, все буквы большие, хорошо читаемый шрифт, на гетрах изображены флаги участников – смотрится интересно. А как дела обстояли с плакатами в оставшихся чемпионатах пятидесятых? Замечательно, ведь швейцарцы подошли к делу серьезно – нарисована целая картина.

Через четыре года шведы поступили проще – они приветствовали рождение короля Пеле плакатом, который попросту перенял идеи художника постеров фильмов Альфреда Хичкока Сола Басса. Плюс силуэт воротника делает лицо черной фигуры в тени мяча похожим на лицо из «Симпсонов»:

Шестидесятые – мода на минимализм

В Чили плакат выбрали на конкурсе из трехсот работ, победил Габарино Понсе. Он обыграл мяч и Луну, нарисовал землю и подчеркнул на ней свою родину. Также долго не мучился дизайнер плаката к турниру 1966-го года – нарисовал символ турнира Льва Вилли и мяч. Через четыре года в Мексике вообще использовали официальный знак турнира, а шрифт с повторением линий родом из логотипа Олимпиады-68 в Мехико.

Футбол становится тотальным

Даже по постерам понятно, что футбол изменился. Импрессионизм в ФРГ от художника Хорста Шеффера – футболист стал похожим на инопланетянина, совпал с явлением «заводного апельсина» из Голландии.

Плакат из Аргентины тоже очень красивый – точки и намек на форварда Луке, но рисовала его группа художников, работавших на местную хунту. А вот каталонский художник Жоан Миро не работал на диктаторов. Его сюрреалистичный плакат отдает Испанией.

Жаль, Дали не решил нарисовать эту картину, но изображение до сих пор радует глаз – каждый увидит свое. И мало кто станет спорить, что с тех пор многие переняли идею с черными толстыми линиями и яркой мозаикой, ведь перенесение витражных мотивов на бумагу и экраны работает.

Человечество изобретает фотографию

В конце восьмидесятых и в начале девяностых решили, что надо использовать детальные изображения. Известный американский фотограф Энни Лейбовиц стала единственной в истории, кому доверили найти символ чемпионата мира с фотоаппаратом в руках. Энни взяла за основу камни Ацтеков, получилось интересно из-за тени и мяча.

Ее коллеги из Италии и США рисовали, но деталей стало больше. Первый плакат художника Альберто Бурри обыгрывает символ Италии Колизей, хотя плохо, что так неряшливо сочетают фотографический рисунок и цветное поле с флагами стран-участниц. А вот в США Питер Макс, который рисовал плакаты для Супербоула (финал сезона в американском футболе), связал бисиклету и полет в космос.

Хотя именно сложная картина была символом, на сайте ФИФА считают, что официальным плакатом ЧМ-94 надо считать работу с воздушными шариками, которые формируют цифры и связаны с картой США. Тоже неплохо, хотя не так красиво, как представленные выше работы:

Худшие плакаты в истории мундиалей

Французский постер от студентки Натали ле Галь еще куда ни шел – хотя бы работа сложная и художественная. А вот Бун Чу Сук из Южной Кореи и Харано Соджен из Японии опозорили славные великие культуры своих стран. Ничего не постере из Азии нет азиатского. Мужики два дня потратили, рисуя мазки, а потом сфотографировали «самые красивые». А венцом безвкусия и падения жанра является плакат ЧМ-06 – идея с мячом на небосводе реализована криво. Самый безвкусный постер в истории, особенно плохо смотрится с официальными символами турнира.

Новейшее десятилетие – стильные идеи

Добрались до самых новых плакатов. Отличная тройка, во всех случаях заложены понятные идеи. В ЮАР подчеркнули, что это первый чемпионат мира в Африке – карту континента превратили в голову. Один из лучших постеров в истории ЧМ. Бразильцы тоже постарались, ведь между узором, ногами и мячом видите их карту.

А теперь представили новый официальный символ – российского чемпионата. У постера с Яшиным есть однозначные плюсы. Символы выбрали достойные, как и личность. Стиль мечтали применить запоминающийся. Но есть и минус – реализация идеи. Когда работаешь «под ретро», то нужно уметь это делать. Есть ряд очевидных минусов на этапе реализации:

- кажется, что ноги и остальное тело от двух людей, которые прыгнули в разных плоскостях, или Яшин согнут в пояснице и умудрился вытянуть ноги в сторону от плаката;

- сделано так, словно голова далеко за мячом — крошечная, а для правой руки перспективу не учли, конечность огромная;

- на плакате левая нога примерно равна правой, хотя если бы Яшин летел в сторону мяча, словно из глубины плаката – они казались бы разными по величине;

- слово «cup» и цифры «2018» можно было написать шрифтом большего размера, тогда надпись казалась бы цельной;

- изображение перевешено на левую сторону, ведь справа на картинке ничего не происходит;

- на правой руке фигуры издали будут явно видны три пальца. Как такое не заметить на этапе ревизии плаката?

Вот и получается, что была и остается шикарная идея – космическая тема, Земля, полет ввысь, Лев Яшин. Но ретро-постер не получился грамотным. Ни с точки зрения конструктивизма – так говорят художники в своих рецензиях на работу, ни с точки зрения уважения к светлому символу вратаря Яшина.

Плакат получился не идеальным по исполнению, что огорчает. Согласитесь, профессиональный дизайнер мог нарисовать лучше. Согласно перспективе и правилам компоновки официального плаката турнира с ценой в миллиарды рублей. А идея замечательная, как и в случае со многими плакатами футбольных чемпионатов мира.

Красивые символы у мундиалей, много стильных картин. Это во многих случаях именно картины. Так что всегда хочется, чтобы реализация хорошей идеи была такой четкой, как в случае со швейцарскими дизайнерами, которые нарисовали плакат к ЧМ-10 в ЮАР.  

Источник: Soccer.Ru | Автор: | Фото: fifa.com