«Пусть выпьют пива или вина». Черчесов и его правила
Главный тренер сборной болеет за «Спартак», любит четкость формулировок и не против, если его футболисты снимут стресс пивом или вином. «Соккер.ру» прислушивается к Черчесову.
Вступительная речь в день назначения главным тренером сборной России: «Буду краток — надо больше работать, чем разговаривать. Я буду делать свою работу с достоинством и улыбкой. Без особого настроения ничего не бывает. Надо, чтобы ответственность не давила, а радость не зашкаливала. Не надо плакаться и недооценивать себя. Надо вернуть достоинство и уважение, надо реально себя оценивать».
О карательных мерах: «Шампанское — не худший вариант. Нам тоже было по 25 лет. Все совершали неправильные вещи в жизни. Вопрос с Кокориным и Мамаевым надо решать спокойно, без эмоций».
О контактах сборной России с внешним миром: «Обстановка в сборной будет зависеть от того, насколько мы открыты, а вы, журналисты, — информированы. „Дом-2“ мы не будем устраивать, но будем делиться информацией».
О статусе матчей: «Подчеркну: товарищеских матчей во время подготовки к ЧМ-2018 года у нас не будет. Только контрольные, тестовые, но никак не товарищеские. Почувствуйте разницу».
О своих предпочтениях в последнем финале Лиги чемпионов: «Болеть буду за «Ювентус» и Буффона, которому желаю не только победы в финале, но и получить «Золотой мяч» в конце года».
О том, зачем нужно приезжать в сборную: «В сборную нужно приезжать не играть, а выигрывать. Кто хочет выигрывать и будет приезжать с таким настроением – тех и буду вызывать».
О своих клубных пристрастиях: «Слукавлю, если скажу, что для меня все клубы равны. Я болею только за «Спартак», потому что я спартаковец».
Позиция главного тренера сборной по лимиту на легионеров в РФПЛ: «Меня бы порадовал лимит «10+15» в заявке. Это значит, что в клубах РФПЛ будет 160 легионеров и точка, 161-й не разрешается. Лимит «6+5» на поле гораздо хуже, потому что это не мешает клубам иметь по 20 иностранцев на контрактах».
О базе для сборной России: «Я не большой любитель гостинец. Считаю, у сборной России должна быть постоянная база, где будут созданы все комфортные условия, а футболисты не почувствуют себя в заточении. И такая база нужна не только перед чемпионатом мира, но и после него».
О натурализации легионеров: «Никого просить и умолять мы не станем. Это изначально неправильно. Но я не говорю, что легионерам нужно отказать в выдаче паспорта гражданина РФ. Если футболист женат на россиянке или играет у нас пять лет, то имеет полное право. А когда он становится гражданином, то автоматически попадает в список кандидатов в сборную. Моя принципиальная позиция – исключить искусственное внедрение, должна быть конкурентная среда».
Об олимпийском принципе: «Олимпийский лозунг о том, что главное не победа, а участие – точно не для меня!»
О футболисте, который приехал в сборную с лишним весом: «У нас в команде появился беременный. Плюс полтора килограмма».
О своём тренерском кредо: «Не надо называть меня жёстким тренером. Я тренер конкретный, потому что игроки любят конкретику. Требовательный — да, но не жёсткий».
О поддержке сборной: «Нужно сделать так, чтобы каждый болельщик сказал: „За эту команду я хочу болеть“. И ребята знают, что надо делать».
О тактической схеме: «Мы остановились на схеме с тремя центральными защитниками и будем её наигрывать. Не будем шарахаться. Она еще принесёт свои плоды, не сомневаюсь».
UPD: «Мы и дальше будем играть в пять защитников – 5-3-2 или 5-4-1, эта система прижилась».
О самокритике: «Всегда есть вопросы не только к футболистам, но и к себе».
Об ориентирах в тренерской профессии: «Нет специалистов, на которых я равняюсь. Если бы мне было 15 лет, то я бы начал кого-то называть. Но мне повезло, я тренировался у лучших специалистов: Константин Бесков, Олег Романцев, Анатолий Бышовец, Валерий Лобановский, Юрий Семин. Стараюсь брать лучшее от всех понемногу».
О выходных в сборной: «Выходные бывают у грузчиков. А у футболистов – день отдыха».
Об отдыхе после матчей: «После матча с Кореей я всех отправил по домам. Я видел, что они очень устали. Мне было всё равно, пусть они выпьют пива или вина. Зачем мне их везти на базу, если они так устали? Это впервые в истории сборной, когда после матча отпустили домой. На следующий день мы встретились на базе, все приехали вовремя и в нормальном состоянии».
О допинге: «Могу сказать про футболистов, о которых написали. Мы к этому отношения не имеем, потому что на каждом сборе к нам приезжают допинг-офицеры: они делают это, когда хотят, во сколько хотят, берут пробы у тех, у кого хотят. В Краснодаре вообще у всех взяли. Поэтому мы открыты, никаких нареканий к нам не было».
О возрасте сборной: «Мы омолодили команду. Сборная России стала на 2-3 года моложе по среднему возрасту, чем в 2016 году».
О непреложных правилах: «Каждый футболист сборной об этом знает: он представляет национальную команду не только на футбольном поле, но и за его пределами. Это большая ответственность, но репутация у игрока сборной должна быть безупречной».
О системе видеоповторов: «Если это позволяет сделать игру честнее – отлично, но слишком много нюансов. Система нуждается в доработке – какие эпизоды рассматривать, а что оставлять на усмотрение арбитра. Кроме того, такие вещи должны элементарно прижиться».
О задаче на ЧМ-2018: «Лично я никогда не говорил о выходе в финал. Такого не было. Нужно здраво, но без самоуничижения оценивать свои силы. Понятно, что речь идет о выходе из группы. Это подразумевается. Надо выходить в плей-офф и играть достойно – вот наша задача».
«У России толстокожая команда». Испанские СМИ – о матче в Петербурге
Футболисты сборной – о тренере Черчесове
Алан Дзагоев: «Я горжусь тем, что главный тренер сборной России — уроженец моей республики, Северной Осетии».
Александр Самедов: «Ощущаем поддержку Черчесова. Он говорит нам, что мы самые лучшие. Он нам это говорит постоянно и поддерживает нас. Приятно, когда так тренер говорит. Вместе со Станиславом Черчесовым я готов тренироваться 24 часа в сутки».
Магомед Оздоев: «Станислав Саламович много работал в России, мы все его знаем и говорим с ним на одном языке. Каждый игрок понимает то, что хочет тренер. Это дает ему больше плюсов».
Илья Кутепов: «У Черчесова свой специфический подход, отличимый от работы нашего главного тренера Массимо Карреры, но в подробности вдаваться не буду».
Андрей Семёнов: «Черчесов вселил в игроков уверенность. Он говорит о целях, которых всем хочется достичь. Тренер объединил общей идеей».
Георгий Джикия: «Черчесов – хороший тренер, я понимаю его и готов делать всё, что нужно. Мне нравятся тренировки, его подход. То, как ведёт себя Станислав Саламович, мне близко. Он очень чётко говорит, что и как надо сделать, и я стараюсь это выполнять. Нет никакого недопонимания. Наверное, поэтому и сложились такие взаимоотношения. Сила Черчесова в том, что человек знает, что делает. Старается максимально нам помочь, и мы идём к своей цели».
Роман Шишкин: «С 2008 года Черчесов не изменился в человеческом плане. Разве что стал мудрее с годами. Станислав Саламович ни на кого не похож, у него своя философия. Думаю, под его руководством мы идем правильным путем».
Денис Глушаков: «Черчесов — не очень строгий тренер. Он сам играл и поэтому понимает, где футболистам надо дать поблажку. Мы его не боимся, а уважаем, как старшего товарища, как тренера. Прислушиваемся к его идеям и мыслям. Поэтому ничего такого угрожающего в нём вовсе нет».
Руслан Камболов: «Черчесов – очень требовательный тренер».
Антон Миранчук: «Семин до сих пор путает нас с братом, а вот Черчесов с самой первой тренировки понимал, кто из нас кто».
Маринато Гильерме: «Черчесов очень хорош в тактике. Хорошо читает игру. Поэтому помогает исправить какие-то ошибки сразу по ходу матча. На одной из тренировок Черчесов спросил меня: „Гиля, ты бразилец или индус?“. Я в простой ситуации неточно отдал пас. Вот он и пошутил. На тренировках такое бывает. Для атмосферы в команде это хорошо».
Сборная России. Пятая стадия неизбежного