Редко футболисты выступали одновременно за «Зенит», «Спартак» и ЦСКА, как Широков, но не только Карпин успел побыть армейцем, став потом спартаковцем. «Соккер.ру» вспоминает известных футболистов, которые побыли по обе стороны баррикад.
Москва – город маленький, поэтому ЦСКА и «Спартак» связывают многие известные футболисты и тренеры. Хотя нужно учитывать, что до новой эры в истории российского футбола данное дерби не шло первым в списке, конечно же, поскольку игры с московским «Динамо» — классика жанра, а киевское «Динамо» и «Зенит» для «красно-белых» не меньший раздражитель. Но при этом свыше шести десятков футболистов, начиная с середины тридцатых годов, когда Владимир Егоров после «Спартака» поиграл в ЦДКА, успели примерить футболку клубов, которым сегодня играть в дерби. Причем некоторые случаи не всем известные!
Даже легенда из легенд Всеволод Бобров успел и тут, и там проявить себя. А ведь это «Шаляпин русского футбола, Гагарин шайбы на Руси». Именно так Евгений Евтушенко описал Боброва, игру которого по понятным причинам видели лишь люди, которым сейчас под восемьдесят или даже больше. Однако о Боброве помнят, поскольку речь о выдающемся футболисте и хоккеисте – один из уникальных исторических примеров успешности в двух разных видах спорта. Спартаковцем прирожденный армеец стал в конце футбольной карьеры, а довершил переодевание в красно-белую форму уже в составе хоккейной команды «Спартак» — тренировал их и выигрывал чемпионат СССР.
А вот вратарь Валентин Ивакин наоборот не смог закрепиться в основе ЦСКА, тогда как стал своим в «Спартаке», ведь не только провел немало матчей в основе, выигрывал титулы, потом уступил место знаменитому и мастеровитому Маслаченко. По завершении карьеры работал Ивакин в академии клуба и повстречал будущих участников нынешней встречи – Дмитрия Комбарова и Сергея Паршивлюка. А у еще одного спартаковца Глушакова хоть и нет игр за ЦСКА, на семейных праздниках могут быть дискуссии о месте «Спартака» в современном российском футболе, ведь Валерий Глушаков – дядя Дениса, играл за оба клуба.
Пускай не стал главным человеком в истории «Спартака» своего времени, зато выступал за команду после вылета из элиты советского футбола. Потом вернулся на короткое время, но снова не закрепился и в итоге оказался в ЦСКА, с которым его связывали более удачные годы по количеству сыгранных в основе матчей. Так что у Валерия Глушакова сегодня куда больше причин болеть за ЦСКА, в который переходил трижды в карьере, чем обязательно за клуб племянника. Впрочем, Денис, пришедший в «Спартак» за трофеями, не стал первым, в отличие от дяди, ведь Валерий Николаевич выступал полсезона за «красно-белых» в чемпионском году.
А вот Хидиятуллин в «Спартаке» играл много лет, хотя с перерывом. Во времена, когда защитник начинал, можно было обвинить игрока в намеренной сдаче матча – так случилось с Вагизом после игры с «Карпатами», и тот в ответ ушел, хлопнув дверью, по собственному желанию служить в армию, то есть оказывался в цепких лапах ЦСКА. Потом, правда, оказался в львовской области – армейцы оригинально отреагировали на просьбу защитника вернуться в «Спартак», и лишь затем отправился в родную команду, за которую выступал до отъезда во Францию. Карьера получилась пестрой, даже за московское «Динамо» немножко побегал перед уходом из футбола.
А вот Валерий Карпин завершил карьеру в Испании, зато тоже в списке армейских спартаковцев и наоборот – спартаковских армейцев. Значимость этой фигуры в современной истории «Спартака» очевидная, но вряд ли будет с ностальгией вспоминать время, проведенное в ЦСКА, поскольку попал в московский клуб из таллиннского «Спорта» и выступал по большей части за дубль, сыграв лишь парочку матчей за основу. Поэтому пошел в «Факел», где и приглянулся спартаковцам. Причем во втором по счету московском клубе дебютировал против ЦСКА и стал одним из героев сумасшедшего дерби, завершившегося со счетом 5:4! Может, у Широкова так получится?
Кроме Валерия и Романа, за оба клуба играл и Александр Мостовой – мастер ценных замечаний. Воспитанник армейцев, в которого в ЦСКА до конца не поверили, оказавшись в «Спартаке», здорово разозлил боссов его родной команды. А вот новоиспеченному комментатору Руслану Нигматуллину не пришлось никого злить, хотя надо было найти возможность перейти в «Динамо» — тогда собрал бы полную коллекцию знаменитых московских клубов, за исключением «Торпедо». Но и так вратарь, удачно игравший за «Локомотив», нередко перемещался из одного московского клуба в другой. Первым по счету был «Спартак», потом и в ЦСКА зашел на время.
Голкиперов в переплетениях истории клубов было несколько, причем у Тяпушкина тоже «хет-трик» из московских клубов, только не «Локомотив» спасал, а «Динамо». Причем в составе «бело-голубых» был успешнее, чем в «Спартаке» и ЦСКА, где встречал непростых конкурентов, хотя за армейцев играл наскоками целых два раза. Тогда как Джанаев в основу родного клуба не пробился – герой субботы выступал за молодежку ЦСКА и основу «Спартака», хотя считать его сильным вратарем скорее начнут под крылом у Бердыева в «Ростове», чем по итогу московских приключений. В отличие от Владимира Федотова – сын легендарного отца был успешен в футболке ЦСКА и пару раз возглавлял «Спартак» в качестве тренера.
При желании можно целую книгу написать о спартаковцах в ЦСКА, ведь из шести десятков трансферов половина прямые, не как у Широкова. Анатолий Крутиков провел много лет в «Спартаке», куда пришел из ЦСКА, как раньше Константин Малинин, как позже Вячеслав Амбарцумян, Виктор Папаев, Сергей Ольшанский, Владимир Букиевский. А вот известный Георгий Ярцев поиграл за тех и других с перерывом в пару лет и считает, что Широкова зря отпустили из «Спартака». Показательно, что многие, как Букиевский, Сорокин, Кузнецов, Шмаров и Самохин, провели за «Спартак» больше игр, чем за ЦСКА. Даже у Широкова пока матчей за «красно-белых» больше, чем за родную команду. Бушманов, Массалитин, Самохин тоже выступали за обе команды – есть кого вспомнить.
А вот у единственного легионера, который объединяет ЦСКА и «Спартак» на пару матчей в армейском составе больше, поскольку бразилец Леандро Самарони, не закрепившись в составе армейцев, потом оказался в «Торпедо» и «Спартаке». И хотя в Туле, Самаре и Казани играл чаще, чем в столице, история такая же закрученная, как у Широкова. Роман может сожалеть, что не оказался в ЦСКА раньше, но зато он, как и Сергей Дмитриев с Игорем Козловым, играл за «Зенит» и эти два московских клуба – редкая комбинация, причем только Широков может считать себя всюду основным. Теперь осталось доказать, что Роман нужен армейцам не только в Кубке России, но и в невероятно важном матче чемпионата не меньше, чем ЦСКА нужен спартаковец Онопко в тренерской команде Слуцкого. Соседских параллелей более чем достаточно даже без уроков истории!
Или войдите через
Дмитрия Градиленко тоже.
И Валентина Ивакина Иванкиным почему-то назвали.
А Мостовой за ЦСКА не играл, только за футбольную школу.
Дмитрия Градиленко тоже.
И Валентина Ивакина Иванкиным почему-то назвали.
А Мостовой за ЦСКА не играл, только за футбольную школу.