Владислав Игнатьев считает, у Андрея Аршавина и Романа Павлюченко есть шанс вернуться в сборную, но «Соккер.ру» уверен, что самим футболистам это неинтересно. Почему многие российские игроки, перешагнувшие тридцатилетний рубеж, кажутся дремучими стариками?
Игнатьев тепло отзывает о своих знаменитых партнерах по «Кубани», но Владислав привел плохой пример, когда, отвечая на вопрос о возвращении Аршавина и Павлюченко в сборную России, вспомнил Кузьмина. Защитник «Рубина» впервые попал в национальную команду в 34 года, а его карьера выгодно отличается стабильностью – пусть Олег никогда не был большой звездой даже по меркам чемпионата России, но он больше десятилетия поддерживал свой уровень, конвертируя в прогресс приобретенный опыт. Многие ли в наших широтах способны на такое? Можно вспомнить армейских защитников и Акинфеева, Самедов и Жирков с определенными оговорками подходят под описание, у Широкова была бурная молодость, но потом он вышел на высокий уровень. Однако число тех, кто преждевременно погас, ярко вспыхнув, перевесит в разы, и Аршавин с Павлюченко – ярчайшие примеры.
Они точно были классными игроками – то есть не просто продукты футбольного воспитания, а реально талантливые люди, которые могли стать заметными персонами в мировых масштабах, будь профессионализм на уровне одаренности. Павлюченко с молодости отличался склонностью к лени: в одном матче форвард мог рвать и метать, но в другой раз представал преступно медлительным, неуверенным в себе и равнодушным. Такая сумасшедшая амплитуда футбольных воплощений – ненормальное явление, и очень метко Гус Хиддинк называл Романа «Спящим Гигантом». Голландец сумел пробудить форварда на несколько лет, оказавшихся лучшими в карьере Павлюченко, но уже в «Тоттенхэме» началась обратная реакция, а в «Локомотив» приехал широко зевающий «Гигант» с налитыми свинцом веками. Что касается Аршавина, он на протяжении трех-четырех лет играл на потрясающем уровне, которого было достаточно для выступлений в составе практически любого клуба Европы, но, опять же, после 30-ти лет Андрея как будто отключили от источника питания. И важно разобраться, почему так происходит, чтобы молодые игроки смогли научиться на чужих ошибках.
Вот Павлюченко, к примеру, все понимает – и о праведности злости болельщиков «Кубани» на него с Аршавиным, и о необходимости быть в полной функциональной готовности. На словах все просто, но почему же теории расходятся с практикой? Павлюченко оправдывает свою и Аршавина травмы, полученные в Краснодаре, отсутствием предсезонной подготовки и неготовностью к нагрузкам. Но о каком же тогда профессионализме речь, если два бронзовых призера чемпионата Европы, собиравшиеся летом продолжать игровые карьеры, не смогли содержать свои организмы в должном физическом состоянии? Пусть они находились вне команд, могли растерять игровой тонус, но основы функциональной подготовки можно заложить и самостоятельно, было бы желание. И о каком вызове в сборную говорит Игнатьев, если ветераны не пекутся даже о собственном здоровье, ведь, по сути, получили травмы из-за расхлябанности на этапе подготовки, банально «подставились» под повреждения по причине неготовности. Не хочется верить, что это часть плана – когда солдат в лазарете, служба все равно идет и зарплата «капает», однако Павлюченко и Аршавин «включили дембель» не в Краснодаре, а гораздо раньше.
Запомнилась история с Романом, который забивал по большим праздникам и в основном протирал амуницию на скамейке «Локомотива», но при этом не согласился на понижение оклада, когда поступило предложение продлить контракт на ухудшенных условиях. Андрей честно высидел до победного конца свое соглашение с «Зенитом», не порываясь уйти ради получения игровой практики и комфортно чувствуя себя в оскорбительно глубоком запасе. Откуда у российских игроков такая пресыщенность футболом к закату карьеры и полное отсутствие желания уйти на мажорной ноте? Павлюченко и Аршавин считают, что они многого добились в футболе, и с них уже хватит. Пусть молодые доказывают, а они свой футбольный век как-нибудь дотянут на звучности имени и мастерстве, вот только их пример – плохая наука для подрастающего поколения, воспитанного на ложных ценностях. Если смотреть со стороны, то в футболе теперь главное не победы, не честолюбие, не стремление к вершинам. Важно просто не быть дурачком и выжать из своего положения максимум при минимуме затрат.
Получается обыкновенный бизнес, зачастую малый, но если сильно повезет, то вполне прибыльный. Вся футбольная вертикаль в России сейчас такова: в большинстве случаев не обойтись без стартового капитала родителей, ведь занятия футболом – удовольствие не из дешевых. Потом важно найти хорошего агента и подписать контракт с каким-нибудь клубом, чтобы попасть под защиту лимита. Повзрослев и пережив испытания медными трубами, можно немного поиграть в футбол, чтобы оказаться в теплом местечке на склоне карьеры, а там можно снова расслабиться. Павлюченко и Аршавин – продукты порочной системы на поздней стадии, причем они не худшие образцы, пусть и наиболее показательные. Все-таки эти товарищи успели поиграть на очень высоком уровне, приносили пользу национальной сборной и съездили за рубеж. Но если даже такие известные люди, пробовавшие на вкус футбол высшего качества, скатились в унылость, перейдя тридцатилетний рубеж, что говорить о среднестатистическом российском игроке, который и достойных спортивных задач не решал никогда, заботясь только о собственном благосостоянии? Игнатьев сначала изрядно повеселил, говоря о возвращении Аршавина и Павлюченко в сборную, но, вдумавшись в тему чуть глубже, получаем грустную историю.
Или войдите через
Придется отвоевывать места на скамейке запасных.
Придется отвоевывать места на скамейке запасных.