Статьи
 

Наступили на горло

08.11.2012, 13:30
«Спартак» проиграл третий из четырех матчей группового турнира Лиги Чемпионов, донельзя усложнив себе задачу попадания в весеннюю стадию еврокубков. «Соккер.ру» говорит о глобальных проблемах «красно-белых» и частностях, помешавших в поединке с «Бенфикой».

«Спартак» проиграл – не опозорился, не провалился по всем статьям, просто проиграл сопернику, который был сильнее и мудрее в этот вечер. Конкретно вчера. Ведь две недели назад эти самые «орлы» уехали из Москвы с «баранкой». В домашней встрече португальцы сыграли мощнее, пройдясь по мозолям российского клуба, которые тот обнажил по доброй воле. Матч насколько простой, настолько и интересный для анализа, ведь основные проблемы лежат на поверхности не первый месяц, но с другой стороны есть масса спорных стратегических решений, несомненно, повлиявших на результат. Считаю, объективно рассматривать недочеты спартаковской игры в комплексе, не сваливая всю вину только на Макеева, Пареху или Эмери.

К примеру, откровенно слабые фланги обороны – это не новость, а константа в уравнении. Макеев разве в первый раз совершает результативные ошибки? Отнюдь – это обычное дело, Евгения уже сложно оценивать, как коллег по позиции. Его выступления – это мысленный эксперимент по типу кота Шредингера, ведь никогда не знаешь, как защитник сыграет в конкретном эпизоде. Возможно – нормально или даже вдохновенно, а может быть – допустит детскую ошибку. Заранее просчитать невозможно, тут речь не о
высоких материях, а о крохотных, но судьбоносных решениях в рамках одной секунды. Поэтому оценивать Макеева всегда сложно, ведь отношение «бездарных» моментов к «хорошим» часто 50 на 50. Но если отталкиваться от того, что ведем речь о защитнике, чьи ляпы чаще всего приводят к опасности у своих ворот, а то и вовсе – к голам, то такой подход недопустим.

В оправдание можно сказать, что Женю не воспитывали для игры в обороне – до попадания в первую команду «Спартака» он был крайним полузащитником, поэтому привитых с детства кардинальных навыков игры на этой позиции просто нет. Как и у Кирилла Комбарова – он не фулбек, а фланговый хавбек в классической схеме. Не отменяя ошибок этих игроков, есть вопросы к комплектации команды – на уровне Лиги Чемпионов такое не прощают. С парой центральных та же беда, и если Кирилла с Евгением еще можно оправдать лимитом, от которого никуда не денешься, то аргентинские защитники выбирались не по национальному признаку – из моря кандидатов, хороших и разных. Вот наблюдаю сейчас за
игрой Мартина Йиранека в «Тереке» и его тезки Штранцля в менхенгладбахской «Боруссии» — и не вижу, чтобы их преемники были на порядок сильнее.

Из всей обоймы меньше всего претензий к Мареку Сухи – он моложе, постепенно прогрессируют, но вряд ли такие старшие товарищи научат хорошему. Пареха, который может быть царем и богом в Самаре, самоликвидируется, когда соперник начинает играть и соображать хотя бы на среднеевропейских скоростях. Инсаурральде дрожит всем телом при виде Кардосо, теряет игроков в штрафной и боится начать атаку – посчитайте количество его пасов на вратаря, в том числе не самых удобных. А вместе они – защита «Спартака», которую умом не понять, аршином не измерить, но верить в особенную стать, конечно, не запретишь. И Унаи Эмери поверил, чтобы в очередной раз наступить на грабли многоразового использования.

Ответственность с тренера снимать нельзя, и хотя баск поступил, казалось бы, верно по логике, он забыл об откровенной патогенности своей предпоследней
линии. Вернее, не так – Унаи, конечно, знал обо всем, но выбрал неправильный вариант устранения проблемы. А было их два, первый – осторожный, при котором редуты получали дополнительную поддержку от средней линии, и второй – открытый с возможностью прикрыть слабости собственными сильными сторонами. Не буду обвинять Эмери в трусости за использование компактной модели – на самом деле, многие тренеры на его месте поступили бы так же в тяжелом выездом матче, где ничья приемлема. Тем более, «Спартак» не был абсолютно беспомощен в контригре – реализуй москвичи свои шансы, сейчас был бы похожий по смыслу разговор, но с совершенно иным настроением. Другое дело, что решение тренера не выглядит верным именно на данном этапе.

 Вступаем на путь довольно жестких условий и условностей, на котором находится «Спартак». Во-первых, оборона – упомянули, во-вторых, баскский наставник пока не сделал из своей команды послушный конструктор, каждая фигура которого жизнеспособна. Мне непонятно желание Эмери использовать в столь важном поединке совершенно не обкатанную на практике схему. Кручу-верчу, запутать хочу – его любимая игра, только теряются не соперники, а футболисты и командная игра. Дмитрий Комбаров не просто заменил Жано в средней линии, он, как и Билялетдинов, работал над зонами между опорными хавбеками и крайними защитниками. То есть это отказ от заработавшей было 4-2-3-1 и переход, по сути, на 4-4-1-1. Восемь человек действуют с оглядкой на оборону, и только двое освобождены от деструктивной работы, но у них толком ничего не выходит – именно потому, что их только двое.

Баланс изначально был нарушен, «красно-белые» в черных футболках организовывали контратаки только через тяжелые выходы из глубины через короткий пас сквозь гущу игроков «Бенфики» – впереди не находилось готовых адресатов. Все, что мог сделать Ари – попытаться зацепиться за мяч на линии офсайда, в который чаще всего и попадал. Но ведь в тех редких случаях, когда получалось пойти на ворота «орлов» широким фронтом или, по крайне мере, с
численным преимуществом на отдельном участке поля — приходили моменты. Очевидно, что в атаке у «Спартака» могло быть больше шансов, и повторюсь – следовало цепляться за единственную работающую на данный момент модель. Не исключаю, что тоже проиграли бы – может, 2:3 или крупнее, но это ведь больше вписывается философию Эмери и нам понятней, правда?     

В Лиссабоне же получилось, что наступили на горло собственной песне, не предприняв попыток попутно перекрыть кислород «Бенфике». Противники орлами кружили над флангами спартаковской обороны, откуда и пришли их голы, а москвичи в ответ даже не попытались надавить на болевые точки соперников. К примеру, вражеская опорная зона так и осталась без должного внимания – гости успокоились на том, что не проиграли центр, который у них не слишком пытались отнять, хотя плацдарм нужно было выигрывать и давить туда при любой возможности. А как действовали крайние защитники? Обычно при Эмери было так: как только следует отбор мяча на своей половине поля – они уже на центральной линии предлагают себя, а здесь атаку не поддерживали намеренно,
хотя это был единственный способ искупить свои же ошибки в обороне результативными действиями у чужих ворот. Включились поздно, Унаи перетянул с выходом Жано – реагировать следовало не на гол, а на появление Оскара Кардосо, это был сигнал к тому, что пора отодвигать игру со своей половины поля.

Даже если первый тайм с натяжкой можно занести в актив, хотя не исключаю, что с Жано в качестве плеймейкера и с братом Дмитрием в защите можно было голами подготовиться к выходу Кардосо, то уж после перерыва Эмери точно на время потерял нить игры, а когда подхватил – было поздно. Недоработали все, из этого сложился результат. Неуместно говорить, что в этой «Бенфике» нет ничего особенного, команда обученная, игра не распадается даже без лидеров, но обмен победами говорит о том, что имеем сопоставимых по силам оппонентов. Обозленная положением в группе «Бенфика» могла выиграть у «Спартака» при разных обстоятельствах, но получилось так, что «красно-белые» выбрали ту реальность, где многие инструменты для успеха вложили в когти «орлов» сами. Это досадно, особенно с учетом того, что российские клубы так чаще всего и поступают, отказываясь учиться на ошибках.
Комментарии
Только авторизированные пользователи могут оставлять комментарии. Если у Вас уже есть аккаунт - авторизуйтесь
Рейтинг БК
Перейти на сайт
Pari
Pari
Перейти на сайт
Перейти на сайт