Статьи
 

Три пары глаз

09.02.2011, 00:00

Снятие очков с команды за проявление болельщиками расизма? Без вариантов, не решение проблемы. «Соккер.ру» акцентирует внимание на тех, кто может и должен контролировать негативные тенденции. 

Кто виноват в развитии расизма в футболе (не путать с обществом в целом, там корни глубже)? Виноваты РФС, являющиеся организаторами футбольных матчей (органы правопорядка), и родители (семьи «героев-расистов»). Не в порядке спадания ответственности, просто это те три пары глаз, способных помочь, если выбросят розовые очки. Шесть очков штрафа для клубов за проявление расизма на трибунах – это не превентивная мера. Это игра в действия, перекладывание ответственности по схеме ФИФА, УЕФА – РФС – РФПЛ — клубы. Поскольку в прошлом сезоне у нас половина команд должна была получить штраф. Таблица интересная получилась бы. А расизм здесь при чем? 

В угрозах нельзя упоминать то, что не можешь исполнить. РФС не сможет штрафовать клубы на шесть очков при систематических проявлениях расизма на российских стадионах. Если попытается – наш футбол превратится в фарс. Провокации болельщиков клубов-врагов – мелочь. Представьте, какой инструмент появится в руках проигравшей команды. Снимаешь на камеру скандирование или баннер: с лицами, отличным звуком. Проиграл 0:4, а потом накатал заявление в РФС. И пошли скандалы за скандалами. Да и сам РФС может без проблем отправить клуб восвояси из зоны ЛЕ или даже с первого места. Достаточно привязать условному «Зениту» болельщиков-расистов из Шлиссельбурга и штрафовать, штрафовать. И попробуй потом доказать нелепость закона.

Расизм на стадионах связан с футбольными хулиганами. Приятно лишь, что у российского так называемого «хулиганизма» есть одна природная особенность. Многие, очень многие «хулиганы» уходят из «мобов», когда обрастают мозгами, обязанностями, семьями. Находят постоянную работу, уезжают в другой город на учёбу, в армию. Так что борьба против расизма около футбола должна направляться на самых юных парней, не способных принимать взрослые решения. Детей проще всего вербовать и собирать в организованные группы. У юнцов хватает свободного времени на собрания и махачи. Промыть мозги на тему «чистоты белой расы» сможет каждый второй взрослый с подвешенным языком. Есть опыт общения с хулиганами из разных стран. Взрослые – лидеры, да и просто идеологи, в заметном меньшинстве. Да, есть бывшие профессиональные спортсмены, которые развлекаются. Выплескивают агрессию, как и болельщики на секторах. Только кулаками вместо глоток. Но им зачастую плевать на расизм, нацизм, фашизм и любой другой «-изм».

Родители молодых «хулиганов» способны влиять на ситуацию. Понимаю, что семейный человек тратит время на создание материального комфорта для своего чада в ущерб воспитанию личности. Но если взрослым плевать, почему сын приходит домой с разбитым лицом, то не стоит удивляться количеству неприятных инцидентов. Зачастую родители не замечают, что у «их милого мальчика» на рабочем столе компьютера кадр из фильма «Американская история Х». А потом хлопают глазами в отделениях милиции, смотря на заявление избитого гражданина Нигерии. Надо также понимать, что самые убежденные нацисты и расисты не связаны с футболом. У нас сложно найти заметный клуб без чернокожего игрока в истории. Убежденный расист будет критиковать футбол и страну, а не поддерживать клубы и ходить на стадион. Поэтому «профилактика» со стороны родителей может сработать. Правда, в мобах полно детей из неблагополучных семей вперемешку с «мажорами», родители которых откупаются от отпрысков деньгами. В обоих случаях взрослым плевать на ребенка (подростка).

Клубы влияют на ситуацию? Даже меньше родителей и семей. Футболисты «Зенита» ходили на встречу со своими болельщиками. Чем закончилось? Если фанаты не слушают игроков в таком простом вопросе, как «предательство» Быстрова, то Бруно Алвеша с его антирасистскими заявлениями многие пошлют прямиком к темнокожему отцу. Болельщикам в погоне за личными интересами плевать на интересы клуба. Даже с обоснованными претензиями молодые люди иногда идут не по адресу – вспомните Жилину.

Резонансным убийством занялись из-за движений в России, а не выступления в Словакии. Впрочем, здесь не надо искать «правых» и «неправых». Когда кавказские болельщики бросали камнями в автобусы приезжих команд, напевали не о белогривых лошадках. А ведь это тоже расизм. Упоминания нелицеприятных отношений с животными в ответ – уверенные «минус шесть» для всех некавказских клубов. Расизм — понятие размытое, включает и расу, и цвет кожи, и национальность, и этнос. Расисты есть всюду. 

Кто там остался? Организаторы футбольных матчей и стражи правопорядка. В России проблему расизма на стадионах побороть легче, чем в Англии. Хотя бы потому, что у нас футбол не такой популярный, а игроков других рас на порядок меньше. Как и чернокожих людей на улицах. У нас не гибли одновременно десятки болельщиков, но время тратят впустую несостоятельными законами. Обидно, что важные изменения тонут в волне после громких слухов, как о «минус шесть».

Почему-то Фурсенко знает каждый, а Мейтина – единицы. А ведь безопасность на стадионах зависит от опыта и действий Александра Аркадьевича и его коллег. Почему реформу затеяли только сейчас, после вереницы горьких событий? Российский расклад: пока гром не грянет, а государь не прикажет. Сейчас даже не распределена ответственность за ошибки в организации безопасности. Например, если какой-то глупый офицер дал приказ посчитать ребра болельщикам, и по голове получит ваша девушка, потом никого не накажут. Писать в милицию заявления на их же сотрудника? Вы верите в подобное? В футбол играем давным-давно, проблемы расизма и поведения из года в год, а специального закона нет.

Создать базу пойманных на публичном расизме болельщиков – шаг, о котором пока можно только мечтать. А ведь несложно, половину работы можно проделать с помощью социальных сетей, где школьники выдают всю информацию на блюдечке. Есть и сайты с фото, и видео полно. Можно обойтись без шпионских штучек: внедрения агентов, полноценной разведки — как давным-давно делают в Британии. Главные элементы — камеры на стадионах, картотека лидеров групп и плотная работа с ними в рамках закона.

В статье 282-й Уголовного кодекса РФ оговорена не только возможность изъятия у расиста 300 тысяч рублей. Допускается лишение права заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет. То есть запрет посещать стадионы. Причем судить можно любого, кто дожил до 16 лет. При повторном нарушении закона – привет, два года за решеткой. В Англии многие расисты решили не рисковать свободой. Остальные отсидели, и на стадион им вход закрыт.

Богатый западный опыт управления толпой надо перенимать нашей в скором времени переименованной милиции. Господа будущие полицейские признаются, что заметно отстали от коллег. Нет у нас практики применения передовых методик работы на футбольных матчах. Посмотрим, как справятся украинские правоохранители на Евро-2012. Наши должны учитывать их ошибки и перенимать полезный опыт. Не уверен, что у ФСБ есть время на плотную работу с футбольными хулиганами или расистами. Страна большая, проблем немало. Но англичане начали чистку с картотеки в стиле Холмса, перед Евро наступили на хвост украинским хулиганам представители Службы Безопасности Украины. Понимаю, что полиции и ФСБ плевать на массовые драки на пустырях, пока нет заявлений и жертв. Но болезнь иногда полезно предупреждать. Чтобы потом Манежные площади не убирать. Отделить расизм от футбола в России можно. Путем действий, а не странными штрафами.

Комментарии
Только авторизированные пользователи могут оставлять комментарии. Если у Вас уже есть аккаунт - авторизуйтесь
Рейтинг БК
Перейти на сайт
Pari
Pari
Перейти на сайт
Перейти на сайт