Статьи
 

Британский легион

09.05.2010, 14:00
В такой день можно вспомнить и тех футболистов и тренеров, который воевали на западной части фронта. Выделялись британские солдаты, среди которых хватало известных футболистов. «Соккер.ру» вспоминает о британских ветеранах!

Война, как все помнят, дело молодых. И в худшем случае – лекарство против морщин. Но даже в смутные времена находились возможности, чтобы отвлекаться от бомбежек, военных операций и бесконечного потока трагедий. Футбол в таком случае – одно из лучших лекарств. Особенно, если говорить о британцах, ведь в войне участвовали игроки с родины футбола. Усилия западной части сопротивления не стоит недооценивать, здесь тоже есть свои ветераны-футболисты.

Показательный случай из жизни военнопленных британцев. Обжившись в лагере, они решили поиграть в знакомую и любимую игру. Слово очевидцу:

«Я стоял на воротах, когда немецкий майор, который следил за матчем, оттолкнул меня и занял место между штанг. Ребята подумали, что это смешно и начали бить по воротам.

После серии неплохих ударов майор достал револьвер и, направив его в толпу, заявил: „Следующий, кто попытается забить – получит пулю в лоб“. Улыбка исчезла с наших лиц, мы ведь не знали, что это шутки такие, немецкие».

Кстати, о лагерных. На этот раз о пленных немцах. Нельзя не упомянуть самого известного немца английского футбола. Берт Траутманн, оказавшись в плену, остался в Англии. Когда его подписывал «Манчестер Сити» в 1949 году, против прихода «фашиста» протестовали 20 000 болельщиков, не говоря уже о евреях-болельщиках Великобритании.

А когда Берт уходил из футбола, то его величали самым храбрым игроком острова. Играть со сломанной шеей может не только бывший десантник люфтваффе, но и просто смелый человек. Таких мужчин сейчас почти не делают.

«Когда тебе семнадцать лет, ты воспринимаешь войну, как приключение. Затем, когда попадаешь в бой, видишь ужасные вещи, смерть, тела убитых. И тогда не можешь контролировать себя, всё тело дрожит и хочется наложить в штаны».

Траутманн замечает еще одну важную вещь:

«Я не вынес из войны ничего. И нет у меня больше „Железного креста“.

Сказалась разница между тем, что ему вбивали в голову в Германии и тем, чем потом промывали мозги в английском плену. Немцам ведь показывали будоражащие хроники из концлагерей. Берт помнит, как блевали бравые десантники при виде кадров кинохроники.

Но единицы оставались в чужих краях, большинство возвращалось домой. Например, в последствии легендарный капитан „бундестим“ Фриц Вальтер. Под конец войны он оказался в советском лагере в Румынии. Однажды наблюдал за тем, как в футбол играют охранники и не удержался – вырезал передачу на полполя, на ход нападающему. Тут же был замечен и опрошен.

Крупно повезло Фрицу, его брату и всему немецкому футболу. Начальник лагеря оказался болельщиком — несколько раз выводил братьев Вальтеров из списка тех, кого отправляли на Урал и в Сибирь. А потом и вовсе отпустил домой.

Кроме Вальтера, воевал также чемпион мира Турек. Под Орлом ему пробило осколком каску, но Антон выжил, чтобы позже принести Германии победу, позволившую начать возвращение страны. Не надо недооценивать Бернское чудо. С футбольной победы начался процесс „перезагрузки“ ФРГ.

Но вернемся от немцев к британцам. Поскольку количество населения было заметно меньше, нежели в СССР, то играть выставочные матчи, поднимая моральный дух населения, как велел Черчилль, могли себе позволить единицы – самые молодые. Остальные шли на фронт.

Список воевавших футболистов впечатляет.
Начиная с сентября 1939-го, на фронте побывало — 91 человек из „Вулверхэмптона“ (настоящие „волки“), 76 – из „Ливерпуля“, 65 – „Хаддерсфилда“, 63 – „Лестера“, 62 – „Чарльтона“, 55 – „Престон Норт Энд“, 52 – „Бернли“, 50 – „Шеффилд Уэнсдей“, 44 – из „Челси“, по 41 – из „Брентфорда“, „Саутгемптона“, „Сандерленда“ и „Вест Хэма“. Более семи сотен солдат пришли в британскую армию из футбола. Это не считая игроков других клубов. 

„Болтон“ воевал в полном составе! В 1930 году в команду пришел Гарри Гослин, а уже через девять лет он агитировал за вступления в армию. 32 из 35 человек надели форму и отправились на фронт. И только троих „забраковали“ — один работал в шахте, двое — на военных заводах и в полиции.

„Странники“ воевали во Франции, Африке, а также в Италии. К сожалению, именно на Апеннинах получил ранение и скончался сам Гослин. Во время войны лейтенант принял участие в уничтожении четырех немецких танков, не говоря уже о количестве убитых врагов.

„Ливерпулю“ повезло больше. Из 76 человек был убит только один – капитан Том Купер. Нелепая смерть – врезался на мотоцикле в автобус. После расследования постановили всем надевать шлемы при езде, беспечный Том был без защиты.

Есть еще более неприятные истории. Молодой валлиец, игрок „Арсенала“ Бобби Даниэл служил пулеметчиком в авиации. В одной из атак Берлина его самолет сбили. Экипаж до сих пор считается пропавшим без вести.

Его коллегу Лесли Лэка вообще расстреляли свои же солдаты – „дружественным огнем“, не разобравшись. Еще один летчик – Джо Коэн, игравший в „Лутоне“, разбился на самолете во время учений в летной школе.

Кстати, массовость солдат „Вулвз“ легко объясняется. Их тренером был майор Фрэнк Бакли, то есть — настоящий офицер настоящей армии. Он призвал своих игроков защищать Родину, сам рвался на фронт, но его не пустили. 56 лет было человеку, свое отвоевал уже. Зато он остался в клубе и готовил новую команду, которая выстрелит через несколько лет и станет лучшим клубом Англии.

Во время войны случались и трагикомические случаи. Поскольку игроков старше 18 лет забирали в армию, то в основу попадали совсем юные футболисты. Например, в 1941-м году у „Вулверхэмптона“ была команда, средний возраст которой был — семнадцать лет! „Ветераном“ в шутку называли Дерека Эштона, которому исполнилось девятнадцать. Примерно тогда же в основе дебютировал 14-летний игрок – рекорд клуба.

Правда, даже те, кто остались на острове, не были в безопасности. Бомбардировки заставали многих игроков в родных городах, особенно промышленных. Джо Руни из „Вулвз“ был убит во время бомбежки Белфаста в июне 1941 года.

Доставалось изрядно и стадионам. Например, главную трибуну „Олд Траффорд“ разбомбили, повредив заодно и газон легендарного стадиона. В результате „Манчестер Юнайтед“ на время перебрался на стадион „Манчестер Сити“. Война сближает даже заклятых врагов!

„Арсенал“ играл на „Уайт Харт Лейн“, но о назначении одной из трибун даже говорить не хочется, там был временный морг. Поле арены „Чарльтона“ использовали с умом – люди собирались на трибунах, чтобы было удобнее наблюдать за небом. В случае появления вражеских самолетов сразу следовало предупреждение населению города.

Главный стадион страны оберегали, как могли. Хотя в 1944 на поле „Уэмбли“ упала бомба, но было повреждено только поле. Правда, до этого на нем успели сыграть американские солдаты в… бейсбол. Еще раньше на арене квартировали французских и бельгийских беженцев, а в 1945 году здесь состоялся молебен в честь завершения войны. Столько общечеловеческого символизма, спрятанного в футбольных вещах.

И еще один символ, на этот раз приятный. Будущая легенда „Ливерпуля“ Боб Пейсли покорял Рим дважды. Сначала на танке – в 1944 году, а потом — когда его клуб выиграл Кубок Чемпионов в Вечном городе. Оба раза Боб утверждает, что был вторым трезвым человеком в городе после Папы Римского. Хотел запомнить каждый миг триумфа.

Стэн Мортенсен – великолепный центральный нападающий, единственный пока автор хет-трика в финалах Кубка Англии, во время войны был стрелком на самолете. Он мог умереть, его экипаж разбился. Но Мортенсен с черепно-мозговой травмой выбрался из самолета вместе со штурманом, который потерял ногу. Стэн после травмы головы славился игрой на втором этаже! Были же люди.

Кстати, о волевых парнях. Для футболиста получить ранение – это все равно, что поставить крест на карьере. Поэтому когда во время отступления во Франции Джеки Марки из „Дерби“ сказали, что он в футбол больше играть не будет, солдат не поверил врачам. И оказался прав — после войны даже за сборную Англии выступал!

Еще один раненый – Рой Уайт, позже бегал за „Тоттенхэм“. Это еще более удивительно, ведь после ранения он ослеп. Но потом прозрел и вернулся в футбол.

Логично, что из многих бывших солдат вырастали жесткие защитники, неудержимые хавы или форварды, которым удары по ногам были, что укус комара. Невозможно даже представить, как некоторые нынешние игроки воюют, не в обиду их маникюру. Хотя Руни представить с автоматом можно запросто.

Но вернемся к ветеранам Второй мировой. Такие игроки и тренеры, как Мортенсен, Финни – Том воевал в Северной Африке, Лофтхаус – 18-летний Нэт всю войну работал шахтером, Пейсли и многие другие определили лицо английского футбола. Того самого, который с завидной периодичностью можно величать самым сильным в мире.

В статье упоминались:
Категория:
Комментарии
Только авторизированные пользователи могут оставлять комментарии. Если у Вас уже есть аккаунт - авторизуйтесь
Рейтинг БК
Перейти на сайт
Pari
Pari
Перейти на сайт
Перейти на сайт