Статьи
 

Полтора человека

08.03.2010, 18:00
Самые однозначные и чаще всего гневные отзывы последних дней получила новость о том, что существует вероятность показа на общедоступном канале только одного матча тура РПЛ-2010. «Соккер.ру» робко вступает в дискуссию.

Сложная тема. Чаще всего спорящие стороны остаются при своем. Но в очередной раз попытаюсь донести очевидные утверждения, на которые почему-то не принято обращать внимание. Итак, футбол не покупают общедоступные каналы потому, что он – не рейтинговый продукт. Денег хватает, поэтому цена — не главное, куда важнее тот самый рейтинг.

Сначала нужно разобраться в терминологии, у нас до сих пор путают при оценках понятия «рейтинг» и «доля». Если просто, то рейтинг любого телевизионного продукта – это процентное соотношение телевизоров, по которым смотрели конкретную передачу, от всего количества телевизоров. Доля – тоже самое, только от количества включенных телевизоров. Понятно, что доля всегда выше или равна рейтингу.

И если, пользуясь такой формулировкой, нам говорят (данные газеты «Советский Спорт»), что самый рейтинговый матч прошлого сезона имел рейтинг 4,2 %, а показатели обычных матчей – ниже 2 % и даже ниже – жалкие 1,5 %, то это означает, что футбол в стране смотрит полтора человека из каждой сотни. И самое страшное, что речь идет о «доле», то есть показателе часто большем, нежели «рейтинг». А мы здесь собрались и рассказываем, что люди чахнут без футбола на общедоступных каналах. Так почему не смотрят даже то, что бесплатно?

Еще более важный вопрос – почему не ходят на стадионы? В европейских клубах доходы от продажи билетов и прочих отчислений от болельщиков уверенно подбираются к доходам от продажи прав на трансляции. Значит, от количества зрителей на стадионе зависит финансовое состояние клуба.

В России до этого далеко, но с полного стадиона начинается ажиотаж вокруг клуба, «болеть» начинают в целом городе и популярность футбола растет. У нас ходят смотреть на победы и в этом большая беда. К примеру, «Бавария» в прошлом сезоне не победила в чемпионате, а посещаемость трех последних лет – 100 %. В Германии почти у всех команд посещаемость за 90 %. Что мешает нашим болельщикам ходить на стадионы? Понятно, что проще сидеть на диване и требовать бесплатного показа по ТВ.

Пару слов о «монополии». Может кто-то не в курсе, но в Италии, Франции, Германии футбол – платный продукт и стоит заметно дороже, чем у нас. Полностью платный товар, только два матча открытия кругов немцы видят на общедоступном канале. И это всё — футбольные страны, там молодых игроков хватает, там стадионы полные, о чем уже было сказано.

Вы будете биться в истерике от очевидности, но футбол – не хлеб и вода, без него жить можно. Футбол даже не потребность, а развлечение. А за любой вид развлечения вы платите. То есть говорить, что футбол должен быть бесплатным – ума хватает. А признать, что платный показ игры на ТВ – это в ваших интересах — нет.

Отбросьте попытки ерничать или жалеть себя. Без футбола вы проживете, никто вам не должен предоставлять подарки на блюдечке с голубой каемочкой. Звучит резко, но это правда.

Все обвиняют один из телевизионных каналов в алчности, но не задаются при этом простыми вопросами. А может быть, они просто не зарабатывают столько, сколько с них требуют отдельные клубы? Если вы думаете, что в России футболисты и руководители клубов беднее телевизионщиков – я смеюсь вам в лицо. Нет, клубы жадные и деньги лучше считают, чем мы с вами. 

И при всё этом показать Максима Галкина куда проще и прибыльней любого футбольного матча чемпионата России! Никаких «камер-пауков» за полмиллиона евро не надо, достаточно студию десять на десять метров. И если сделать шоу с участием Максима Галкина, то оно по рейтингу обойдет любой матч РПЛ. В силу показа на общедоступном канале – любой матч чемпионата России.

Но разве футбольные каналы виноваты в том, что население страны хочет видеть Галкина, а не смотреть футбол? Футбол не настолько популярен, чтобы приносить адекватные затратам прибыли. А болельщики требуют бесплатного сыра без мышеловки.

Если бы мне предлагали бесплатно матчи чемпионата России – я бы огорчился. Почему? Да потому, что любой условно бесплатный товар – низкокачественный. Хочется нам роста уровня показа матчей? Хочется, чтобы было как у лучших в этом деле – у немцев тех же? Тогда надо засучить рукава самим и не мешать работать другим.

Футбольные клубы, к слову, тоже не помогают, а скорее, мешают показывать матчи РПЛ. Они уже – здесь и сейчас, требуют от телекомпаний больше денег. Вопрос – а за что? Сборная России не попала на ЧМ, клубы не проходят стройными рядами в финалы Лиг Чемпионов и Европы. Да и популярность наших клубов в Китае не сравнить с популярностью МЮ или «Реала». Спортивные результаты на первом этапе развития футбольного телевидения важны, очень важны. А их, к сожалению, нет. 

Не буду спорить, но есть твердое убеждение – рейтинг передачи «Человек и закон» не ниже, чем рейтинг рядового матча чемпионата России. И даже выше. А трансляция футбольного матча, плата клубам за права, перевоз телевизионной станции за 1000 километров и тому подобное – всё это стоит очень дорого.

В передаче «Человек и закон» надо заплатить журналистам, барменам, выставить две камеры и один мобильный телефон. А для трансляции матча – тем же журналистам, клубам, профессиональным операторам, оплатить обслуживание техники, разобраться с целым ворохом проблем. А потом еще и прочитать о своей работе – «плохо футбол показали». Огорчу, поскольку смотрю не только центральные матчи тура – играют в России в целом заметно хуже, чем показывают и комментируют.

Самое смешное, что связывают проблемы с трансляциями и развитие футбола. Футбол – это игра на траве, а не на диване! Дети не играют в футбол из-за телевизоров и компьютеров, а не наоборот. Если родители не оплатили скоростной Интернет – идите, играйте в футбол, а не рассказывайте, что развитие спорта закончится вместе с бесплатными трансляциями.

Выключите свет на один месяц летом – получите трех Аршавинов на один Санкт-Петербург. В Уругвае было 10 млн. населения, когда они стали чемпионами мира. Но у них не было соблазна не идти на стадион, был интерес к спорту. Не в доступности футбола дело, система «болельщики — футбол» состоит из двух составляющих. И одна сторона не виновата, что вторая привыкла и требует и в дальнейшем сплошной «халявы».  

В таких странах, как Англия, Германия и Италия футбол – телевизионный продукт из раздела «десерты». У нас это проходит в разделе «манная каша». Вроде популярное блюдо, как и футбол, но детей ею пичкать не так полезно, как говорят.

Хочется надеяться, что рано или поздно футбол начнет приносить адекватные прибыли, но сейчас мечтать о том, что нам должны бесплатно выкладывать любые матчи чемпионата России, не стоит. Лучше вспомнить, с чего начинается популярность футбола в любой стране.

Не с трансляций матчей, это второстепенно. Начинается всё с посещения стадиона. У нас на Суперкубке страны в многомиллионном городе на две успешные в еврокубках команды пришло двадцать тысяч зрителей. Точная цифра не нужна, делим на 10 миллионов людей, которые умеют включать телевизор в Москве – получаем приблизительный «рейтинг». И это только столица, не выходим на просторы необъятной! Боюсь даже учитывать приехавших с Казани.

Получится, что Суперкубок заинтересовал в столице лишь двух из каждой тысячи жителей. Вот вам и весь интерес к футболу. Успешность и доступность «игры номер один» начинается с вас лично. Подорвитесь с дивана и болейте за любимую команду на стадионе – у многих есть такая возможность, но лень. И только потом уже требуйте чего-то в ответ.

Большие надежды связываю с этим чемпионатом России. Пусть чемпионат мира без сборной России снова станет самым рейтинговым и экономически привлекательным в году, но в кои веки внутри страны ожидается невероятный бой за призовые места. Еще напряженней, чем в прошлом году. Надеюсь, что клубы будут играть в классный футбол так же часто, как мы – смотреть их матчи.

В статье упоминались:
Категория: Россия: события
Комментарии
Только авторизированные пользователи могут оставлять комментарии. Если у Вас уже есть аккаунт - авторизуйтесь
Рейтинг БК
Перейти на сайт
Pari
Pari
Перейти на сайт
Перейти на сайт