Профессор Рябов: «Через пять лет наших студентов будет учить Хиддинк»

07 мая 2009, 13:05
Современные футбольные реалии жестоки: нет хорошего бюджета — нет больших побед и достижений. Отдельные прорывы вроде прошлогодней четвертой строки «Амкара» — исключение, лишь подтверждающее правило. Пытаясь хоть немного исправить эту ситуацию, «Соккер.ру» представляет новую рубрику под названием «Эффектика».

В этой рубрике мы постараемся с помощью специальной формулы (в дальнейшем — система Мемова) делать «другую» таблицу чемпионата, в которой будут учитываться не только заработанные командами Премьер-лиги очки, но и бюджеты клубов. А чтобы подтвердить правильность системы расчетов, мы решили заручиться поддержкой человека, для которого занятия математикой — не развлечение, а профессия. Это заведующий кафедрой вычислительной математики Санкт-Петербургского Государственного Университета, профессор Виктор Михайлович Рябов.

В процессе консультаций выяснилось, что профессор не только любит и смотрит футбол, но и является очень интересным собеседником, а потому обсуждение системы Мемова плавно перетекло в полноценный разговор о футболе и не только о нем. Итак, что общего между футболом и математикой? Может ли профессор математики во время футбольного матча выкинуть в окно стул? Каких футболистов вспомнит профессор, если его проглотит акула? Об этом и многом другом — в эксклюзивном интервью профессора Рябова на «Соккер.ру».

- Обычные болельщики часто во время матча ведут себя очень эмоционально: бьют посуду, стучат кулаком по столу, ломают пульт. А как выплёскивает свои эмоции профессор математики?
- Нет, у меня этого нет. Всё давно прошло лет 50 назад. Сейчас на футбол я смотрю спокойно, посуда целая.

- А может ли профессор математики во время футбольного поединка сломать стул или выкинуть в окно тарелку?
- Нет, я не могу.

Профессор Рябов: «Через пять лет наших студентов будет учить Хиддинк»- В российской Премьер-лиге бюджет «Зенита» почти в десять раз больше бюджета «Химок». Это справедливо?
- Конечно, несправедливо. Во времена СССР футбол был зрелищем, но тогда не было таких огромных денег. Сейчас же мы сидим на газовой трубе, «Зениту» повезло, а остальным — нет. А что касается справедливости вообще, то её всё равно нет, и с этим ничего нельзя поделать. Я спокойно отношусь к этой ситуации, потому что у меня другие интересы, и лично меня распределение бюджетов не затрагивает.

- Что чаще видит профессор математики во сне: футбол или уравнения?
- Ни то, ни другое. Пожалуй, чаще конечно уравнения, потому что если думаешь о какой-то задаче, то она «вылезает» во сне. Футбол не «вылезает».

- За какую команду болеете и кто ваш любимый игрок?
- Конечно, территориально мне ближе «Зенит», но когда в клубе не могут сосчитать до шести и выставляют семь легионеров — это хулиганство, и это раздражает. Причём здесь ленинградская, российская команда? Дурдом. Дурят нашего брата.

- Вы бы хотели видеть больше «доморощенных» игроков?
- Безусловно, а иначе лучше сменить название.

- А как вы относитесь к идее выпускать на поле несколько воспитанников своего клуба?
- Я считаю, это необходимое условие. На поле должны выходить шесть-семь воспитанников клуба, а иначе нет никакого приоритета месторасположения клуба. А сейчас имеем то, что имеем – вместо наших игроков на поле выходит дяденька Сэм.

- Есть ли у футбола цель? Для чего он существует?
- Во-первых, футбол — просто игра, и ничего за ним не стоит. Конечно, в нём много денег но даже деньги не могут дать футболу цель или смысл. Мне футбол не даёт никакой пользы. Я сторонник той точки зрения, что российского футбола вообще никогда не было на мировом уровне. Был Яшин, но так, чтобы у нас был постоянно высокий уровень — этого никогда не было. А футбол – просто игра, и у неё лишь одна задача – давать зрителям удовольствие, попутно решая свои меркантильные вопросы. И ничего более. 

Профессор Рябов: «Через пять лет наших студентов будет учить Хиддинк»- Однако в последние годы российский футбол быстро развивается, пусть даже за счет денежных и прочих ресурсов. А как сейчас дела в российской математике? Она движется вниз или вверх по сравнению с мировыми стандартами?
- В России всегда была очень сильная математическая школа. Правда, сейчас мы пытаемся её сломать, причем не только математическую, но и всю высшую школу, и это всё очень плохо кончится – я говорю о ЕГЭ и прочих вещах. Но пока уровень наших математиков довольно высок, не зря россияне бегут «туда», и там хорошо устраиваются. Значит, есть у них что-то в головах и за душой, раз их принимают и оставляют у себя. Конечно, наших людей легко купить, потому что профессор математики в России абсолютно нищий и голый, и это очевидно всем, в том числе и «наверху», просто они не хотят этого видеть.

Сейчас средний возраст в высшей школе, грубо говоря, выше 70 лет. Кто через пять лет будет учить, я вообще не знаю. Вот, наверное, Дик Адвокат или Гуус Хиддинк. В России всё повернуто вверх ногами.Но о математическом кризисе говорить рано, дела у нас пока идут неплохо, и пока мы не отстаём. Разумеется, есть области, где нужна хорошая, суперсовременная техника, но даже там мы показываем хорошие результаты. Например, недавно проходила всемирная математическая олимпиада по программированию в Стокгольме, и две наши питерские команды завоевали золотые медали. Поэтому тут у нас всё не так плохо, а вот высшую и среднюю школы мы во многом уже сейчас просто «гробим».

- В НХЛ стараются уравновесить команды, предоставляя самым слабым право первого выбора на драфте. Не следует ли придумать какие-то пути, которые бы уравновесили команды в России?
- А как на это посмотрит «Газпром»? Решает-то он, а не клуб. Клуб вообще ничего не решает, поэтому предложение может быть в чём-то и разумно, но окончательное решение выносит совсем другой дяденька. Как говорится, кто танцует девушку, тот и заказывает музыку. Но у меня всё никак не укладывается в голове, как «Зенит» мог выпустить на поле семь легионеров.

Есть и начальник в клубе, и пятое-десятое... Неужели они все не умеют считать до семи? Себе что ли «поросёнка» подкладывают? Сколько там прихлебателей и тренеров сидит на скамейке, и тем не менее, такие ляпы. Я понимаю, что можно не уследить за заменой в хоккее, но в футболе, когда о замене объявляют заранее, когда такой запас времени – это непостижимо. Поэтому понять, как сейчас работает клуб, совершенно невозможно.

Профессор Рябов: «Через пять лет наших студентов будет учить Хиддинк»- Как вы относитесь к инциденту в Казани, когда болельщики «Спартака» подняли нацистский баннер?
- Это делают болельщики, а кто такие болельщики? Часть нашего общества. Причём некоторые фанаты необразованны, невоспитанны, их никто ничему не научил. Поэтому им и кажется, что поднять баннер, посвященный Гитлеру – это хорошо. Отсутствие ума и ничего более. А вообще это не дело, и за такое надо бить по головам. Помните недавний баннер Яшину? И то, и другое — одного поля ягоды. Некоторые болельщики маются от безделья – вот и выдумывают всякую ерунду. Но главная проблема – незнание истории, того, что из себя представляет государство, да и многих других основополагающих моментов. Но, безусловно, это не оправдание, за такое надо наказывать.

- А кого надо наказать? Милицию, фанатов, стадион "Рубина»?
- Милиция у нас сейчас ничего не решает, её в корне надо перестраивать. А то, что болельщиков надо наказывать — это безусловно. Причем всех, так или иначе причастных к ситуации.

- При каких условиях задачи по математике волновали бы людей больше, чем футбол?
- Это невозможно, потому что футбол можно начинать смотреть с нуля, а математикой на достаточном уровне можно заняться только через несколько десятков лет. Если ты прозанимался математикой 20-30 лет, то ты профессионал, и у тебя что-то уже может получаться. Но таких людей мало, по существу — единицы.

- Что Вас больше всего привлекает в футболе?
- Красота, техника. Особенно привлекают матчи на высоком уровне, а многие рядовые игры совсем неинтересны. Например, мне не очень интересны многие рядовые матчи «Зенита», и это конечно плохо, но с другой стороны — всё вокруг быть на уровне выше среднего не может, поэтому хороших игр мало. Результат тоже важен, но не следует забывать о зрелищности, о красоте, а для этого голова нужна, причем не только для того, чтобы по ней мячиком колотить.

Профессор Рябов: «Через пять лет наших студентов будет учить Хиддинк»- Какие бы новые правила в футбол вы внесли, чтобы сделать его интереснее и зрелищнее?
- 3апретил бы всякое хамство, хватания, опрокидывания, удары локтями по зубам и так далее. Вот за такие проступки нужно сразу удалять, и тогда футбол будет намного зрелищнее. Если же тебя нахально держат за штаны или футболку, то какая же это игра? Скажем, был Марадона — великий игрок и хулиган. Мог и в пузо заехать, и рукой забить. Но каким бы он не был великим, а за такие поступки нужно сразу удалять.

- Допустим, вас проглотила акула и, допустим, она готова вас выпустить, если вы назовёте имена трёх футболистов. Какие имена придут в голову в первую очередь?
- Естественно, питерские. Теперь уже наш бывший Аршавин, а также Малафеев, Анюков. Но не иностранцы. Достаточно назвать имена любых трёх российских футболистов.

- «Соккер.ру» собирается создать «эффективную» таблицу, которая будет учитывать не только очки, но и бюджеты команд. С помощью такой таблицы мы бы могли не только узнать, кто лучше всех расходует деньги в футбольном мире, но и выявить самого эффективного президента клуба, или тренера. Как вы относитесь к формуле — «очки поделить на десятичный логарифм от бюджета»?  
- А какой у нас самый маленький и самый большой бюджеты?

- Самый маленький у «Химок» — чуть больше 10 миллионов, а самый большой у «Зенита», чуть меньше 100 миллионов долларов.
- Тогда десятичный логарифм от 10 миллионов – это единица, а от 100 – двойка. Получается, мы делим очки на коэффициент от единицы до двойки. Это не идеальный путь, но один из возможных, чтобы измерить «эффективность» футбольной команды. Да, я совершенно не против «системы Мемова». (В ближайшие дни на форуме нашего сайта откроется отдельная тема, в которой автор рубрики и самой системы будет давать самые подробные разъяснения относительно расчетов и отвечать на все возникающие вопросы — прим. редакции).

- В футболе идут постоянные споры, что важнее: труд или талант. А что важнее для математика?
- Холшевников говорил так: «Если ты хочешь чего-то достичь, то нужно работать, но если что-то получается, то значит, надо ещё больше работать» Так что здесь важны обе стороны. А что есть талант? Для меня это непонятно. Это врождённое качество или воспитанное? Понимаете, если он есть и ничего при этом не делать, то он погибнет. Нужно и то, и другое — и талант, и труд. Как говорится, без труда не выловишь и рыбку из пруда.

- Скажите, а если футболист Премьер-лиги, закончивший карьеру футболиста, захочет стать профессором математики, сможет ли он достичь своей цели при очень сильном желании?
- Я думаю, будет уже поздно. После футбола пойти и сесть вспоминать математику, если игрок, конечно, только бегал по полю, невероятно сложно, к тому же он всё начисто забыл. И поверить, что бывший футболист будет несколько лет безотрывно работать над своими математическими способностями, я не могу. Значит, это либо по меньшей мере Ломоносов, либо что-то другое, не менее редкое. Но скорее всего, мы лишь выдаём желаемое за действительность.

- Даже если с футболистом будут заниматься лучшие психологи и математики, то эффекта всё равно не будет?
- Конечно нет, потому что здесь нужны не только первые толчки, но и большой багаж знаний, а такого багажа у футболиста нет и скорее всего, никогда не будет. Желание сидеть и решать задачи вырабатывается долгими годами.

(Первый выпуск «Эффектики» ждите уже в ближайшие дни — прим. редакции)
Все комментарии
Гость
Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий
Отправить