ПЕРСОНАльная опека

В поисках свободы

24.01.2011, 17:00

Вчера, 23 января, 27 лет исполнилось одному очень талантливому футболисту, но до жути травматичному. «Соккер.ру», в честь знаменательного события, рассказывает об Арьене Роббене.

В футболе частенько можно наблюдать тотальную зависимость команды от одной её составляющей частички. И стоит её лишь вычеркнуть из списка стартовых одиннадцати,  выдернуть из тактических построений тренера, как вся игровая модель команды летит коту под хвост, а очки так и норовят убежать от тебя куда подальше, приблизительно, в копилку соперника. Зато иногда получается обратный эффект, и возвращение лидера настолько вдохновляет команду, что она способна на все мыслимые и немыслимые подвиги. К примеру, «птенцы Ферги» стали потрясать общественность своей игрой только после появление в составе Эрика Кантона, отбывшего длиннющую дисквалификацию за опробованные приёмы каратэ на болельщике.

Но чтобы изучать этот феномен сейчас, достаточно просмотра матчей всего-навсего одной команды – мюнхенская «Бавария» уже второй сезон живёт по принципу «без Роббена и жизнь не сладка». То, насколько красочно, вдохновенно и просто-напросто захватывающе играют подопечные Ван Гааля с Арьеном в составе, и то, как сухо, беззубо и неоднократно без дивидендов действуют в атаке без него – поражает. И ладно бы Арьен был железный, как персонаж Роберта Дауни младшего в одной из экранизаций комиксов Marvel, так нет же – более «хрустального» голландца сыскать на свете — задача проблематичная.

Хотя игрок Арьен огромного таланта, что ни раз доказывал. Но травмы, травмы, травмы… Они всегда ставили бедному футболисту палки в колёса, час от часу делая жизнь всё тяжелее и тяжелее.  Шутка ли, но по подсчетам испанских журналистов, во времена выступлений за мадридский «Реал» Роббен получал повреждение каждые пять дней. «Завидный» график, ничего не скажешь. Другой бы на месте Арьена давно сломался психологически, послал бы всё ко всем чертям и со спокойной душой ушёл на покой. Но Арьен каждый раз вновь возвращается на поле, вновь и вновь без доли страха и сомнений в глазах идёт встык, в единоборства, хотя наверняка в голове прокручивает, что даже малейший контакт может отправить его на месяц другой на больничную койку. Такая самоотверженность удивляет, заставляет собой восхищаться.

Но давайте поближе познакомимся с «хрустальным человеком», а заодно и попытаемся найти переломный во всех смыслах этого слова момент в карьере Арьена, на веки обрекший нашего героя на реноме завсегдатая немецких клиник. Родилась будущая звезда «Челси», «Реала» и «Баварии» в скоромном городке Бедум в провинции Гронингем. Тяга к футболу проявилась довольно быстро, а феноменальная скорость малыша подталкивала родителей ещё и на лёгкую атлетику. Но после поступления в местный одноимённый клуб «Бедум» все сомнения развеялись – мальчишка настолько виртуозно обращался с мячом, за что его сразу заприметили и пригласили в главную команду региона – в «Гронинген».

Правда, как быстро заприметили, также быстро чуть и не выгнали – молодой парнишка, хоть и играл с ребятами постарше, совершенно отказывался раздавать передачи, предпочитая сольные проходы, постоянно подчёркивающие его превосходство над партнёрами. Тренеры, по началу, списывали всё на желание показать себя во всей красе, на стартовый энтузиазм, но время шло, а Арьен всё продолжал корчить из себя Марадону. В конце концов, терпение наставников лопнуло, и перед нашим героем маячил ультиматум – либо ты, наконец, начинаешь замечать партнёров, либо отправляешься восвояси. Дважды повторять парню не пришлось, но задатки единоличника у него до сих пор остались.

Но они ему не помешали уже в возрасте 16-ти лет дебютировать в основе своего коллектива. Дело было в 2000-м году, в декабре, а в противниках значился не менее скромный «Валвейк». И, хотя на поле наш герой провёл всего около десяти минут, этого оказалось достаточно, дабы молодой парнишка полностью распробовал вкус взрослой игры, и, впоследствии, сумел завоевать место в основе команды и стать игроком года в «Гронингене». Для семнадцатилетнего парнишки весьма недурно, и неудивительно, что в кровопролитной битве за него вцепились три кита Эредивизии – «Аякс», ПСВ и «Фейеноорд». Но Арьен решил последовать знаменитой русской мудрости «от добра добро не ищут» и остался в родном коллективе ещё на один год.
 
И не прогадал, ведь сезон 2001-2002 стал настоящим билетом для нашего героя в большой мир высококлассного футбола. Роббен, мало того, что безболезненно для себя избежал синдром «второго сезона», так ещё и сумел сделать качественный скачок в своём мастерстве, мяч стал прилипать к его ногам. Но, помимо всего прочего, в этом сезоне случился и один неприятный эпизод, в цвета которого позднее окрасится вся карьера «хрустального» -  Арьен получил первую травму в карьере. Мелкую, несерьёзную и восстановление не продлилось и месяца, но, сколько таких микротравм сбивало его с игрового тонуса впредь? Не сосчитать…. Впрочем, мы немного отвлеклись от заданного повествования.

По окончании чемпионата стало понятно, что скромная провинциальная команда попросту неспособна удержать в своих рядах восходящую звезду футбола, чем и воспользовались ценители талантов из Эйндховена. Эквивалентом молодому дарованию стали 4 млн евро, смехотворная сумма для ПСВ Гууса Хиддинка, которая, на удивление, устроила руководство «Гронингена». Ну а тренерский штаб на предсезонках нарадоваться не мог на парня.

Однако, первый сезон в составе ПСВ превзошёл все ожидания болельщиков. Арьен быстро адаптировался к скоростному футболу Хиддинка, стал его олицетворением и лидером. Особенно внушала страх соперникам его связка с сербом Матея Кежманом (помните, в «Зените» такой бегал), взаимопонимание с которым наладилось невероятно быстро. Команда летала по полю, разила противников своими необычайно стремительными варварскими набегами, среагировать на которые, за редким исключением, не удавалось ни одной обороне чемпионата.

В том сезоне Арьен впервые облачил себя в звание чемпиона страны, попутно собрав и многочисленные индивидуальные награды – от лучшего молодого игрока года до премии Йохана Кройффа. Звезда Роббена разгоралась всё более ярко, и её сияние постепенно затмевало некоторых звёзд европейского футбола. Было понятно, что долго сидеть в стенах Эредивизии парень не будет, и игра в топ-клубе не за горами. Уже тогда на связь с нашим героем выходил мадридский «Реал», но переговоры были заморожены, даже не начавшись – в детстве Арьен тайком поддерживал «Барселону».

Следующий сезон, последний для Роббена в футболке ПСВ, начался несколько скомкано. Парень не показывал и половины своей прошлогодней игры, а команду лихорадило и бросало из стороны в сторону. В прессе же поговаривали о «звёздной болезни», о зарывании в землю недюжинного таланта. Но второй круг поставил всё на свои места, заставил умолкнуть надоедливых скептиков и обратить на себя внимание тренерский штаб сборной. Арьен был чертовски хорош, но чего-то в его вдохновенной игре не хватало, что-то сковывало и не давало показывать тот искренний футбол, за который его и полюбила публика «Гронингена». Возможно, это и стало причиной упущенного чемпионства.

Летом Арьен отправился покорять поля Португалии в составе своей сборной. С молодым пареньком болельщики связывали большие надежды, видели в нём игрока, способного привести их любимую команду к победе на европейском форуме. К сожалению, мечты «оранжевых» не сбылись, зато Арьен отметился несколькими значимыми достижениями. К примеру, именно после его забитого пенальти против Швеции «тюльпаны» впервые в своей истории добились победы в послематчевых одиннадцатиметровых ударах.

После первенства Европы за Арьеном началась настоящая охота. Ближе всех к подписанию был английский «Манчестер Юнайтед», Роббен даже в прессе успел кинуть слова о желании выступать именно под началом Алекса Фергюсона. Но на предложенные манкунианцами 7 млн фунтов последовал довольно резкий ответ со стороны ПСВ – «за такие копейки можете получить только футболку с автографом Арьена». И пока «красные дьяволы» обдумывали возможность приобретения именной одежды, ситуацией воспользовался Абрамович, с лёгкой подачи предложивший эйндховенцам 18 млн фунтов. Долго торговаться не пришлось, и уже через неделю Арьен красовался на фотосессии с футболкой «Челси» в руках.

Не сказать, что вояж в Англию получился для Роббена неудачным. Два чемпионства и заработанная любовь болельщиков – аспекты, заставляющие называть английский период жизни Роббена как минимум хорошим. Но в то же время Арьен не совсем уютно чувствовал себя в тактических исхищрениях Моуриньо, немного выпадал из гармоничной машиноподобной игры «аристократов». Ещё и многочисленные травмы сделали своё дело, не давая игроку даже мало-мальски набрать игровой тонус, не говоря уже и об оптимальных кондициях. Ему не нравилось отрабатывать в обороне, не нравилось ограничение свободы действий в атаке. Нет, конфликтов с Моуриньо не происходило, даже наоборот – португалец всегда в ласковых тонах отзывался о голландце. Но было видно, что друг другу они не подходили, по-разному смотрели на футбольный мир.

Хотя первые два сезона получились на редкость фееричными для Роббена, хоть и несколько неполными. Арьен рвал и метал на своём излюбленном фланге, добавлял в чересчур академичную и организованную игру «аристократов» частичку романтики, эстетики, наполнял её всеми цветами радуги. В трудные для команды ситуации было достаточно отдать пас набегающему Роббену, который порой творил чудеса. Чаще всего это были сольные проходы, завершавшиеся если и не голами, то, как минимум, угловыми.

Но с приходом медлительного, но до жути работоспособного и харизматичного Баллака, мсье Жозе поменял тактический рисунок, насытив центр поля до упада, в жертву принеся фланговых хавбеков. И если Джо Коул сумел адаптироваться к новым условиям, то для Роббена это было подобно утопии. Арьен всё чаще оставался в запасе, а его роль в игре команды уменьшалась семимильными шагами. Перспектива расставания зрела, хотя всё проходило мирно и тихо. В конце концов, на авансцену вышел мадридский «Реал» со своим райским предложением в 36 млн евро. «Пенсионеры» предложение приняли, несмотря на протесты болельщиков, и Арьен отправился покорять лучезарную Испанию, навсегда оставшись в сердцах любителей футбола, как самый яркий футболист эпохи Моуриньо в «Челси».

Но между обыденными сложностями Арьена в Англии незаметно втиснулся и немецкий Чемпионат Мира, на который Арьен ехал уже в ранге безоговорочного лидера команды. И в первых двух поединках, против сербов (1:0) и ивуарийцев (2:1), наш герой показывал завораживающий футбол, действовал ярко и размашисто. Но, как это частенько бывает с футболистами из АПЛ, большая насыщенность сезона сказалось на функциональном состоянии  Роббена, и в последующих двух матчах с Аргентиной (0:0) и Португалией (0:1) Арьен напоминал выжитый лимон.

Но вернёмся к делам клубным. А там, после года «сидения» на «банке», Роббен сменил дождливую Англию на лучезарную Испанию. Первоначально, предполагалось, что именно вокруг фигуры голландца будет строиться игра команды, что именно он возглавит поход за золотом, повторив прошлогодний успех команды Капелло. Но вместо фееричной игры и безоговорочного места в основе «хрустального человека» ждала собственная больничная койка и тренировки по индивидуальной программе раз в пять дней. Мягко сказать, Арьен больше мучился, нежели играл в столице Испании. И если Бернд Шустер верил в голландца, то сменивший его Хуанде Рамос не желал подпускать  Арьена и близко к основе. Дела нашего героя в Мадриде совсем не ладились, а апогеем всего стало возвращение на президентский пост «Реала» Флорентино Переса, открытым текстом заявившего о желании распрощаться с Роббеном.

Долго ждать нового клуба нашему герою не пришлось, посему в августе он уже был представлен публике в ранге нового футболиста мюнхенской «Баварии». В услугах нашего героя был лично заинтересован Луи Ван Гаал,  уверивший Арьена в его необходимости. В новом клубе Роббен сходу стал лидером, наколотив 23 гола и отдав с десяток голевых передач, показывая просто феноменальную игру! Да что вам рассказывать, вы и сами всё видели!  Мы с вами лицезрели лучший сезон Арьена в карьере, его пик.

В чём же причина такого феноменального сезона? А всё просто. Луи Ван Гаал дал Роббену то необходимое для виртуозной игры, что так не доставало в английском и испанском клубах – он даровал ему свободу, иммунитет к оборонительным действиям, Арьен был волен делать то, чего душенька желает. Он исполнял роль свободного художника, держащего в своих ногах все ниточки игры, он действовал по всему фронту атаки, что ставило в тупик оборону противника. Безусловно, минувший сезон стал лучшим для Арьена в карьере, и если бы он реализовал, хоть один из тех выходов с глазу на глаз с Касильясом в финале ЧМ, быть Арьену лучшим футболистом планеты. Но что произошло, того не вернуть. Арьен на Мундиале усугубил свою травму, пропустил всю первую половину сезона нынешнего. Правда, как и в прошлом, восстановление прошло необыкновенно быстро, и уже во втором своём матче Роббен отличился голом.

Что хочется сказать напоследок? Во-первых, мы с вами наблюдаем карьеру, возможно, одного из ярчайших футболистов этой эпохи. А во-вторых, хочется пожелать ему, наконец-то, крепких костей и богатырского здоровья. С днём рожденья, Арьен!

Источник: Soccer.Ru | Автор:
В статье упоминались:
Категория: ПЕРСОНАльная опекa
Комментарии
Только авторизированные пользователи могут оставлять комментарии. Если у Вас уже есть аккаунт - авторизуйтесь
Рейтинг БК
Перейти на сайт
Pari
Pari
Перейти на сайт
Перейти на сайт