Статьи
 

Загадки и тайны судейского двора

12.10.2013, 12:30
Судейство всегда будет неотъемлемой составляющей футбола, частью великой игры, вокруг которой день за днем и год за годом будут ломаться копья. Можно ли что-то изменить к лучшему? Блогер «Соккер.ру» Ганнибал Лектор пускается в рассуждения на вечную тему.

«...У судейской комнаты в этот момент стоял офицер по безопасности Премьер-Лиги Максим Щербаков. Спустя минуту после того, как дверь за арбитрами закрылась (посторонние туда не проникли), в футбольный отсек, к раздевалкам, спустился некий господин, имевший, по свидетельствам очевидцев, депутатский значок. Охрана без предисловий отодвинула офицера по безопасности Щербакова, и мистер Х вошел к судьям...»

«Не знаю, кто это был. Он оказал психологическое давление на судейскую бригаду. Матом не ругался… Как объяснить… „Что ты судишь? Все видят, и я вижу… А ты не видишь? Да мы тебя достанем! Не здесь, так у тебя дома…“ И далее в том же духе», — рассказал о происшедшем Александр Гвардис.


Errare humanum est — Человеку свойственно ошибаться

Иногда их называют дополнительной командой чемпионата, иногда просто – люди со свистком. Доброго времени суток, читатель. Далее речь пойдет о футбольных арбитрах, которых по праву можно назвать одним из важнейших элементов современного футбола.

С некоторым для себя удивлением я заметил одну деталь: за последние года два-три я все чаще стал запоминать имена арбитров. Почти всегда, всматриваясь в стартовые составы встречающихся команд, я обращаю внимание на фамилию судьи, обслуживающего встречу. Да-да, именно обслуживающего. Хотя некоторые граждане с флажками и свистком порой выдают такие спектакли, что становится неясно: кто прима концерта, а кто – массовка? Но разве это нормально? Разве есть среди футбольных болельщиков те, кто, покупая билет на стадион или включая телевизор, жаждет увидеть нашпигованное спецэффектами и невероятными развязками выступление бригады арбитров? Надеюсь, среди нас таких нет. Напротив, я склонен считать, что чем незаметнее работа арбитра, тем качественнее он судит. Это как свет, как вода. Когда всё есть, то мы не ощущаем дискомфорта. Но как только что-то исчезает, то становится плохо и трудно. Так же и с судьями. Пока они не допускают роковых ошибок – все хорошо. И лучшей им благодарностью будет тот факт, что о них не будут писать, не будут разбирать детально их действия в СМИ, не будут применять по отношению к ним нецензурную лексику.

Работа арбитра, на мой взгляд, заключается не в каком-то конкретном действии, которое должно вылиться в преимущество одной из команд, будь то пенальти или удаление, она скорее является квинтэссенцией справедливости. Если есть нарушение в своей штрафной площади, значит, за это должно быть справедливое возмездие. Если же фола не было, то нечего и выдумывать. Нельзя рассматривать судейский труд как что-то осязаемое. В определенном смысле он так же не осязаем, как темнота. Темноты, по сути, не существует. Есть свет, а темнота – это уже отсутствие света. Так и тут. Работа арбитра – это отсутствие грубых ошибок. Если ошибки есть, хуже того, если есть ошибки, повлиявшие на результат, то работы нет. Есть хаос, есть беспредел. Рефери не должен мешать командам играть в футбол. Если он это делает, то это неправильно. Если в его действиях есть предвзятость – это беспредел.

При этом мы с вами не всегда знаем о мерах, которые применяются по отношению к напортачившим арбитрам со стороны их руководства. На поверхности только оценки, которые выставляет инспектор матча. Всё остальное делается, условно говоря, под одеялом. Сор из судейской избы выносится крайне редко, практикующие рефери почти никогда не комментируют действия коллег. Да и надо ли? Вряд ли условный Вилков во всеуслышание скажет, что его «брат по оружию» Карасев – бездарь. Ведь в таком случае каждая погрешность самого Вилкова не останется без внимания обиженного товарища. Все это – корпоративная этика, и даже те, кто уже повесили свой свисток на гвоздь, едва ли проедутся беспощадным катком по начудившему арбитру. Если поймать и спросить какого-нибудь Бутенко или Будогосского, то тот деликатно выгородит своего коллегу по цеху, оставив все внутренние разборки судейского корпуса втайне, вдалеке от посторонних ушей и глаз.

А учитывая, что предполагаемый диалог с подопечными Роберто Розетти почти наверняка выйдет за рамки конструктивной критики и превратится в очередную склоку, считаю, что смысла в этом диалоге нет никакого. Должна быть структура. Допустим, организатор матча (читай – РФПЛ) полноправно и жестко мог бы спросить с Розетти: какого, собственно, рожна арбитр лишил матч спортивной составляющей? И ладно бы, если ошибка фактически ничего не решила в матче разных по классу команд, где один из мячей, забитый со спорного пенальти, большой роли не сыграл. Другое дело, когда совершается грубая, очевидная и результативная ошибка, которая может несправедливо решить исход не только отдельно взятого матча, но и судьбу целого чемпионата! Цена такой ошибки может достигать нескольких миллионов долларов. Получается, что один человек, задача которого честно и непредвзято выполнять свою работу, осознанно или нет, но наносит ущерб имиджу, бюджету и спортивному статусу целой организации, перечеркивая усилия множества людей. Я считаю, что это неприемлемо. Проблема должна решаться, причем решаться самыми эффективными способами.

Попробуем поговорить об этом более конкретно. Уже больше двух лет Департамент судейства и инспектирования РФС возглавляет итальянский специалист Роберто Розетти, который был призван, чтобы решить проблему низкого уровня судейства в нашей многострадальной стране. Международные матчи, на которые наших рефери зовут лишь по большим праздникам, словно лакмусовая бумажка, обнажают корень проблемы. На крупные мировые форумы так и вовсе с 2006-го года российские арбитры ездят исключительно в роли туристов. И если Сергей Карасев, который давно уже ходит в числе перспективнейших наших судей, проваливает тест ФИФА, то перспективы отечественного судейства весьма туманны. Причем самое печальное в этой ситуации то, что в основном речь идет не о предвзятости, а о банальной физической готовности. Что же это, в стране с таким огромным населением трех десятков здоровых, зрячих и грамотных мужиков нет? Абсурд, не правда ли? Тогда стоит задаться вопросом, каким образом в нашей стране происходит подготовка арбитров?

Да, есть специальные школы, где желающие могут пройти необходимые вступительные испытания, а потом прослушать теоретический курс. В качестве практики выпускники таких школ приглашаются на всевозможные городские, областные и региональные соревнования. Но все это – любительский уровень. Между ним и уровнем профессиональным существует пропасть, которую, по моей личной информации, преодолеть можно лишь в том случае, если есть нужные связи. Объективность отбора элитных судей, допускаемых к работе в Чемпионате России, легко можно оценить, лишь взглянув на их художества. Один засчитывает голы из двухметровых офсайдов, другой размахивает красными карточками там, где это не требуется, третий ставит пенальти на ровном месте. И все это делается с неподдельной гримасой уверенности в себе и своем всемогуществе.

Расхожие разговоры о том, что для любого тренера самое популярное оправдание – это слабое судейство, имеют полное право на существование. Но и забывать о том, что тренеры иногда бывают абсолютно прав, не стоит. Мне искренне жаль было смотреть на Бердыева, отпускавшего через слово непечатные междометия на недавней пресс-конференции. Эмоции тренера «Рубина» понятны: беспредел, учиненный господином Харламовым, отчасти стал причиной тяжелой травмы основного форварда казанцев. Прямыми же заслугами московского рефери можно смело считать абсолютно «левую» красную карточку Рязанцева, а также мутный пенальти, последовавший за ней. Сомневаюсь, что Харламов был предвзят, так как у «Томи» просто денег не хватит покупать арбитров, поэтому здесь уместнее всего говорить именно об отсутствии элементарного понимания футбола.

И его отстранение от работы в РПЛ понятно, разумно, но больше похоже на работу над ошибками. Это правильное решение, но сделать это надо было раньше, после матча в Екатеринбурге, где все тот же Харламов посадил на свисток хозяев в матче с «Волгой», решив придуманным пенальти исход противостояния. Тогда и не было бы таких травм, дисквалификаций и негативных эмоций Бердыева. Шоу имени Евгения Турбина, устроенное им в Нижнем Новгороде – из той же серии. Смешно говорить о предвзятости, когда судят в пользу тех, у кого бюджет в разы меньше, чем у соперника. Но факт налицо: как можно удалять с поля игрока, если ты не видел, как он нарушал правила? Причем здесь больше претензий не к главному арбитру, а к боковому, который стоял в нескольких метрах от Халка и увидел то, чего не было. Стесняюсь спросить, а этот человек вообще медосмотр проходит? Любопытно было бы взглянуть на заключение окулиста. В свете сказанного легко можно прийти к выводу о том, что КПД работы господина Розетти и его свиты находится на очень низком уровне. Ведь речь идет именно о качестве подготовки.

Другой вопрос – предвзятость. Эта проблема находится в иной плоскости, ведь здесь уже присутствует как субъективность, которая, как правило, зависит от личных симпатий арбитров, так и чья-то конкретная выгода, априори пересекающаяся с криминалом. И вот тут уже в полный рост встает фактор денег, который с каждым годом имеет все больший вес. Гонка бюджетов, спонсорские контракты, трансферы, реклама, маркетинг – все это напрямую зависит от спортивных результатов команды. А при прочих равных не безвозмездная помощь людей со свистками очень даже может помочь достичь самых разных высот. Вплоть до победы в чемпионате. Многие вспомнят набившие оскомину лозунги «Гинер все купил» и «Газпром все купил», но так ли уж они беспочвенны?

Со временем лозунги о коррупции судейского корпуса претерпели ряд изменений. Самый обсуждаемый, пожалуй, был громогласно высказан на всю страну главой Чеченской республики Рамзаном Кадыровым. Сказал со знанием дела, а позже уверял общественность, что знает, о чем говорит и чуть ли не обещал предоставить доказательства. Не знаю, по каким причинам он передумал, но совершенно ясно одно: как-то слишком ловко замяли ситуацию, при этом чисто символически наказав неосторожного чеченского лидера. Хотя чувствуется, что Кадыров мог бы представить общественности много очень увлекательной информации. Занимателен в этой истории тот факт, что оскорбленный рефери Вилков даже не попытался ни через футбольные, ни через общегражданские органы привлечь обидчика к ответственности. И это, опять
же, аргумент в пользу того, что сказанные Рамзаном Кадыровым слова совсем не беспочвенны. Сложно себе представить, кто и в какой степени осведомлен о закулисных играх в нашем футболе, но совершенно точно, что до абсолютной честности, справедливости и прозрачности нашему чемпионату, как зайцу до Луны пешком.

А посему не знаю, есть ли смысл с позиции рядового обывателя искать какие-то пути выхода из сложившейся ситуации. Приглашение иностранных арбитров не решит проблему, так как это создаст лишь эфемерный языковой барьер для наших толстосумов, но в конечном итоге сделка не станет какой-то сверхзадачей. К тому же, ошибаться забугорные рефери умеют иногда и похлеще наших, достаточно вспомнить культовые фамилии – Эвребе, Клаттенбург и Бузакка. А если еще и добавить сюда традиционно неласковое отношение к российскому футболу со стороны европейских свистунов, то вариант и вовсе перестает быть привлекательным. Увеличение количества арбитров лишь увеличит количество расходов, при этом улучшения качества судейства стоит ожидать едва ли. Доводилось мне видеть, как человек, стоящий за воротами, не рассмотрел или не убедил главного в том, что случилось нарушение правил. У меня возникает резонный вопрос: тогда какой смысл содержать еще двух дармоедов, весь матч стоящих за воротами, если их полезность весьма сомнительна? Казалось бы, самым логичным решением
проблемы видится привлечение современной техники, но от спасительных девайсов Йозеф Блаттер в частности и судейские руководители всех мастей в целом открещиваются, как черт от ладана. Аргументируют это тем, что в этом случае футбол потеряет в зрелищности и динамичности. Полагаю, что Бердыев поспорил бы с этим утверждением.

Выходит, что остается только одно: работать с тем, что есть. Суть в том, что надо именно работать, а не создавать видимость. По крайней мере, вопросов по теоретической и практической подготовке рефери вообще возникать не должно. В стране, некогда славившейся лучшим в мире образованием, просто по определению не должно быть полуграмотных недоучек на столь высоком уровне. Если человек не может выучить правила, если он не проходит по здоровью, если он по каким-то другим причинам не выдерживает испытаний, то ему нечего делать на футбольном поле. Пусть занимается чем-то другим, бабочек коллекционирует или на заводе работает. Без разницы. Важно, чтобы не было в нашем футболе тех, кто с десяти метров не может разглядеть, кто именно бьет по мячу. Бороться же с предвзятостью, особенно в нашей стране, я считаю, всё равно, что справлять малую нужду против ветра.

Да и не всегда предвзятость имеет коррупционную составляющую. Порой неопытные арбитры могут просто побояться поставить не самый очевидный, но
при этом вполне реальный пенальти в ворота фаворита. Мы не раз и не два видели, как игроки, например, «Зенита» просто набрасываются на судью чуть ли не с кулаками. Если подобные действия позволит себе какой-то менее статусный футболист, то он запросто может увидеть перед своим лицом карточку, причем не обязательно желтого цвета. Да и вообще, почти все без исключения футболисты очень любят поговорить, картинно поаплодировать и сокрушенно помотать головой. И как на них реагировать? Лица футболистов, перекореженные от эмоций, жестикуляция, крики, честные, как у кота из «Шрека», глаза – все это может сбить с толку даже самого бывалого человека со свистком, что уж говорить о неопытных рефери.

Давление трибун, порой скандирующих всем известные кричалки, касающиеся, как правило, сексуальной ориентации арбитра, безусловно, неприятно и способно сбивать с рабочего ритма, а потому арбитры с хорошо развитым чувством собственного достоинства могут в отместку свистнуть несколько раз против обидчиков. А уж про то, что порой вытворяют на бровке тренеры, можно смело снимать художественные фильмы. Театр одного актера в исполнении румына Дана Петреску точно будет иметь внушительную телеаудиторию.  А ведь это тоже важный психологический момент, равно как и регулярные послематчевые спичи некоторых тренеров, которые и вовсе могут повергнуть в уныние неподготовленного к резкой критике человека.

Пенять на судейство неправильно, но когда работа арбитра, отменившего чистейший гол, якобы из-за офсайда, а потом не поставившего очевидный пенальти, признается чуть ли не эталоном судейства, становится поистине грустно. Грустно, потому что бесперспективно. Именно поэтому хотелось бы начать все с листа и разогнать весь Департамент во главе с Розетти. И именно поэтому хотелось бы, чтобы в нашем футболе работали профессионально подготовленные, физически здоровые, морально устойчивые и честные люди. Причем это касается не только тех, кто на каждый матч выходит с флажками и свистком, а вообще всех участников футбольного праздника.

P.S. Напоминаем, что конкурс блоггеров «Соккер.ру» продолжается, подробнее о нём вы можете прочитать тут.
В статье упоминались:
Категория: Судейство
Комментарии
Только авторизированные пользователи могут оставлять комментарии. Если у Вас уже есть аккаунт - авторизуйтесь
Рейтинг БК
Перейти на сайт
Pari
Pari
Перейти на сайт
Перейти на сайт