Статьи
 

С чувством, с толком, с расстановкой

25.02.2012, 16:30
Всегда ли «бабло побеждает зло»? Блогер «Соккер.ру» KaPaCb в своем материале рассуждает о главных критериях успешности футбольного бизнеса.

Уже сейчас, в начале второго десятилетия двадцать первого века, футбольную историю можно разделить на две части. Первый период длился практически до самого начала двухтысячных годов и ознаменовывался тем, что на спорте номер один немногие люди пытались заработать миллионы. С наступлением двадцать первого века наступила эпоха бизнесменов, которым, как кажется многим болельщикам, нет особого дела до футбола. Главное для них – существенно подзаработать. Но будет ли эта затея иметь успех? Таким вопросом задаются чаще всего близкие друзья этих самых бизнесменов, но не они сами.
 
И, как ни странно, как раз то небольшое количество людей, пытавшихся сделать из футбола прибыльную экономическую структуру до девяностых, достигало большего успеха в более короткие сроки, нежели современные олигархи. Может быть, все дело в более серьезном отношению к самому популярному виду спорта: люди хотели превратить клуб в достояние своей династии, прославить её. То есть владение футбольной командой – это дело долгосрочное, не одного поколения, поэтому каждое вложение и каждое решение требовало очень хорошего обдумывания, потому что любое неверное движение могло привести клуб к финансовому краху. Очень далеко за примером ходить не надо: "Сампдорию” в 1979 году приобрел Паоло Мантовани, известный нефтяной магнат. Он не стал раскидываться деньгами на лучших в мире тренеров и игроков, просто приобрел тех, кого считал нужным для решения поставленной задачи, и вложился в инфраструктуру. И результат не заставил себя долго ждать: через три года генуэзцы вернулись в высший дивизион, а затем еще очень долго радовали глаз болельщиков при куда более скромных вложениях, чем те, которые делает шейх Мансур.
 
Все-таки умение правильно распределять деньги – одна из наиболее важных составляющих бизнеса. И вроде бы это самая простая жизненная аксиома, однако некоторые богатые личности, вроде Сулеймана Керимова и Шейха Мансура, пока не в состоянии её понять. Правда, возможен и такой вариант, что эти люди приобрели "Анжи” и "Манчестер Сити” соответственно для того, чтобы какое-то время поиграть с ними, а потом выбросить за ненадобностью, то бишь отказаться от спонсирования. И, с одной стороны, это наиболее логичное объяснение действий олигархов. С другой стороны, какие же они после этого бизнесмены, если захотят через несколько лет бросить свои проекты? Этот вопрос останется открытым как минимум до следующего десятилетия. К этому времени уже многое прояснится.
 
Однако не одними деньгами строится футбол как бизнес. Можно иметь много финансовых средств, но ничего не сделать. И дело будет не в безалаберности хозяина, а в честности приближенных его людей, вернее её отсутствии. Думаю, для России следующая система далеко не в диковинку: владелец вкладывает в клуб деньги и передает их президенту для того, чтобы он распорядился построить какую-нибудь тренировочную базу или потратить их на увеличение зарплат игрокам и тренерскому персоналу. Хотя, по сути, этим всем лучше бы заниматься хозяину, но бывают случаи высокого уровня доверия к коллегам, что зачастую чревато последствиями. 
 
И вот этот самый президент сидит в своем кресле и размышляет: "Что-то он слишком много денег выделил, мне кажется, базу можно сделать поменьше, да и игрокам зарплату сделать не такую высокую, чтобы не шиковали”. Куда уходят финансы, которые, по его мнению, надо сэкономить, понятно без слов. Конечно, если один президент сколько-то положит к себе в карман, вряд ли бизнес сильно потеряет. Но он в одном месте украдет, помимо него есть еще персонал, и его члены подключатся, и в итоге так получится, что достаточно большая сумма куда-то исчезла, хотя, по сути, ничего сделано-то и не было. Но если все произошло именно так, это еще значит, что владелец легко отделался. Может получиться и так, как с Моджи и "Ювентусом”. Думаю, напоминать подробности того скандала, в который приплели всех, кого могли, не стоит. После финансовых махинаций со стороны подчиненных об успешности бизнеса можно забыть, если, конечно, хозяин не является каким-нибудь нефтяным магнатом с двадцатью миллиардами долларов на счету в швейцарском банке. Поэтому,  первый шаг к становлению успешного футбольного бизнеса – создать команду из наиболее проверенных людей, которым можно доверить чуть ли не самое ценное.
 
Следующий, очень важный пункт: эти люди должны иметь навыки работы с персоналом и знать, в чем заключается суть их работы. А то может сложиться нелицеприятная ситуация: вроде бы владелец клуба подобрал партнеров, на которых он всегда может положиться, но они, оказывается, ничего не смыслят в спорте номер один. Конечно, знать им, кто выиграл национальный чемпионат двадцать пять лет назд, не обязательно, но хотя бы в правилах футбола и схеме проведения турниров они разбираться должны. Иначе очень много ценного времени уйдет на обучение, а бывают и такие люди, которые даже через несколько лет не могут вникнуть в процесс.
 
Однако высшему управлению знать все особенности игры миллионов не так обязательно, как более низшим инстанциям. Поскольку речь идет о футболе, я сейчас не буду рассказывать о тех должностях, которые присутствуют практически в любой бизнес-структуре России. Перейдем сразу к человеку, который отвечает за формирование команды – спортивному директору. Несмотря на то, что ваш покорный слуга говорил про особую важность при выборе президента и вице-президентов, назначить правильного человека на вышеназванную должность – дело еще более ответственное именно в плане футбольной составляющей. Без грамотного спортивного директора можно вообще забыть о возможности прибыли от спорта номер 1.
 
И, как правило, именно при выборе кандидатов на эту должность «прогорает» большинство владельцев. Кто-то приглашает просто известного в футбольных кругах человека, который никогда не занимался подбором игроков, кто-то решает сэкономить и назначить спортивным директором личность, которая занимает какой-нибудь еще пост в клубе. Ну а какой-нибудь очень богатый шейх просто пригласит мастеровитого специалиста в Катар или в Саудовскую Аравию, где он, естественно, работать так, как нужно, не будет.
 
Хочется более конкретно остановиться на первом случае развития событий. Яркий пример сейчас могут лицезреть абсолютно все футбольные болельщики России. Игорь Корнеев, нынешний спортивный директор питерского "Зенита”. Очень образованный и умный человек, который, тем не менее, никогда не занимался переговорами о контрактах с игроками и персоналом. Сразу после завершения карьеры он работал детским тренером в "Фейеноорде”, затем был приглашен ассистентом в сборную России. Спрашивается, откуда у него опыт работы? Это все равно, что человека, который всю жизнь проработал на должности главного бухгалтера назначить главным тренером одного из лучших в стране клубов. Поэтому, говорить о том,  что в такой трансферной политике во всем виноват Корнеев, немного нелогично. Лучше задать вопрос Дюкову.
 
Допустим, спортивного директора пригласили квалифицированного. Но и это еще не ключ к успеху на футбольном поприще, далее важно выбрать тренера. Возможно, кто-то скажет, что автор этой статьи говорит прописные истины, которые известны любому недалекому от футбола человеку. Может быть, так и есть, однако некоторые владельцы на радостях от того, что они в деле, забывают о том, что в футбольном бизнесе нужно быть особенно внимательным именно при выборе должностей. Потому что в обычном деле, не связанным со спортом, замену человеку, не оправдавшему ожидания, найти намного сложнее, ибо разного рода менеджеров в нашей стране много, а вот знающих толк в футбольных делах – сотни. С тренерами приходится еще труднее – они не связаны со сферой управления, следовательно, их по определению намного меньше. 
 
Поэтому зачастую приходится приглашать иностранных коучей для получения результата. И самая главная проблема в том, что они слишком сильно переоцениваются. Фабио Капелло, Гуусу Хиддинку и Жозе Моуриньо "Анжи” предлагал баснословные зарплаты, а Красножана в итоге посадил на куда меньшие деньги. Хотя, казалось бы, чем Юрий Анатольевич в данной ситуации хуже для махачкалинского клуба? Да, этот тренер в своей карьере не выигрывал ничего серьезного, зато он поднял Нальчик и начал очень активно работать со второй сборной России. И это самое то для коллектива, который только-только начинает путь через тернии к звездам. Так нет, подавайте все самое хорошее. Красножан уволен, приглашен Хиддинк. А где гарантия, что Гуус Герритович приехал не для того, чтобы заработать на безбедную старость? Её попросту нет. Конечно, время покажет, но пока что не особо верится в то, что "Анжи” с экс-тренером сборной России добьется успеха.
 
Целенаправленный подбор игроков – тоже очень важный компонент этого бизнеса, и опять в пример нельзя не привести два коллектива, делами в которых заправляют олигархи. На начало сезона 2011/2012 в составе "Манчестер Сити” числилось восемь нападающих, причем из всей этой обоймы явно выпадал Роке Санта Крус, все остальные были очень высокого уровня. Спрашивается: зачем покупать столько форвардов, когда можно усилить другие позиции? А потом удивляемся, почему "голубые” до сих пор ничего не выиграли после покупки клуба Шейхом Мансуром.
 
Такая же ситуация и в "Анжи”. Зачем было приобретать Самюэля Это’О и зачем ему платить баснословную зарплату, когда на эти же деньги можно приобрести двух-трех нападающих среднего по европейским меркам уровня, с которыми можно для начала попасть в Лигу Европы. А Сулейману Керимову надо все и сразу. Причем, такое отношение у него только к футбольному клубу, ибо если бы он таким образом вел все свои дела, он бы и миллиона евро не заработал. Поэтому богатство владельца – скорее отчасти недостаток для бизнеса, чем его преимущество. Но, если хозяин понимает всю степень серьезности дела, то он сможет распорядиться финансовыми средствами по назначению. "Реал” и "Барселона” – яркие тому примеры. Два богатейших клуба Испании идут по разному пути: "сливочные” покупают лучших игроков в мире, "блауграунас” выращивают своих и вкладывают финансы в развитие молодежной базы. Пускай целесообразность трансферной политики "Барсы” иногда вызывает огромное сомнение в общем и целом все компоненты у каталонского клуба работают. Как и у "Реала”. 
 
А богатыми они остаются благодаря одной из самых важных частей футбольного бизнеса – привлечению спонсоров. Если хотя бы один компонент системы футбольного клуба не будет функционировать так, как надо, вероятность подписать крупные спонсорские контракты недостаточно высокая для дальнейшего развития. А, надо заметить, именно с них клубы получают наибольшую прибыль, потому что остаться в плюсе по итогам сезона очень сложно, если команда не принимает участия в групповом этапе Лиги Чемпионов, а иногда и этого не хватает. Поэтому чем больше спонсоров, тем лучше для команды и для бизнеса.
 
Который развивается не сразу, а постепенно. Еще ни один футбольный клуб за короткие сроки не становился прибыльным, поэтому владельцам нужно пожелать побольше терпения и рассудительности. Футбольный бизнес может быть успешным, если учитывать абсолютно все вышеназванные факторы, история это неоднократно доказывала, причем не только на примере "Барселоны” и "Реала”. Те же "Милан”, "Бавария”, "Интер” в минусе не находятся, а все благодаря грамотным действиям владельцев. Массимо Моратти никогда не был особо богатым человеком, однако он очень трудолюбив и кропотливо относится к своей работе, при этом не упуская ни одну из мелочей. Конечно, президент "Интера” выполняет свою работу не без ошибок, но, по-крайней мере, делает все возможное, чтобы не допускать их.
 
И владельцам надо всегда помнить: успешный бизнес – это дело времени. В нем все надо делать с чувством, с толком, с расстановкой. Тогда придет прибыль, придет слава, придет уважение. 
| Автор: KaPaCb Фото: zimbio.com, google.com, tuttosport.com
В статье упоминались:
Категория: Россия: мнение
Комментарии
Только авторизированные пользователи могут оставлять комментарии. Если у Вас уже есть аккаунт - авторизуйтесь
Рейтинг БК
Перейти на сайт
Pari
Pari
Перейти на сайт
Перейти на сайт