Статьи
 

Правка правил

05.03.2012, 12:00

На выходных прошло заседание IFAB – организации, которая отвечает за изменение правил игры. «Соккер.ру» говорит о религиозной одежде в футболе, пяти арбитрах на матче, четвертой замене и «тройном наказании», которое давно пытаются ликвидировать.

Сначала о том, кто меняет (чаще – запрещает изменения) правила футбола. Организация IFAB существует с 1886-го года, сейчас включает в себя представителей четырех британских федераций – Англии, Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии, а также представителей ФИФА. У гегемонов 4 голоса, у каждой из федераций – по одному. Деятельность непыльная, собираются два раза в год. Разумеется, чтобы внести изменения в правила игры, нужны все голоса ФИФА и еще два от других федераций. На этот раз говорили о многих вещах. Для начала решили, что отчет об эксперименте с пятью арбитрами примут после Евро-2012. Хуже точно не стало. Второй важный момент переговоров – системы фиксации голов.

Тестировали восемь штук, решение будут принимать, похоже, уже в следующем году. Самый жаркий спор, разумеется, вызвал вопрос ношения платков футболистками. Позиция правительств разных стран и ООН кардинально различается. Страны у себя постоянно вводят запреты. Причем достаточно логичные, ведь знатоки ислама связывают ношение одежды, полностью закрывающей тело, скорее с культурными традициями, чем с религиозными законами. Любой мужик может надеть мусульманскую женскую одежду и, например, убить кого-то на людной улице. Поймать и опознать подозреваемого невозможно. То же относится к терроризму – нельзя даже обыскать.

Футбол – другое дело? Если придираться, следуя исламским законам, то игра в футбол запрещена не только мусульманкам, но и мусульманам. Это мнение теологов, а Курбан Бердыев с ними не согласен. Хотя любой ортодокс объяснит Курбану, что его профессия – большой мусульманский грех. Как и игра женщин в футбол, когда на них смотрят мужчины, когда они открывают ноги и руки выше кисти. Бед несколько. Во-первых, в терминологии. В западном понимании хиджаб – головной убор. А если после снятия запрета попросят позволить игру в одежде до пят? И как быть с тем, что мусульманки-футболистки играют в футболках, позволяющим видеть их грудь посторонним, не говоря об открытых ногах?

В каждой религии свои запреты и законы. И любое желание им соответствовать позволяет шутникам найти несоответствия с логикой. Хороший пример – пастафарианство. Издевательская религия, которую придумал один американец после того, как в школах США предложили ввести концепцию разумного замысла – сотворения мира Творцом. В пастафарианстве таковым выступает Летающий Макаронный Монстр. А в прошлом году один австрийский мужик добился права разместить на водительских правах фотографию с дуршлагом на голове. Мол, это религиозный головной убор пастафарианца. А если завтра какой-то шутник решит играть в дуршлаге – придется разрешить.

А дальше вспомнят, что раньше спокойно играли с цепочками на шее – христиане скажут, что без нательного крестика на поле не выйдут. Боюсь даже говорить о религиозных одеждах африканских племен. Тут тебе и кольца на шее, и кости в носу. Впрочем, хиджаб стоит отличать от никаба. Второе – это платок, закрывающий лицо, оставляющий щель для глаз. Нет четких предписаний о ношении женщинами никаба, хотя в отдельных странах запреты этих одежд вызывали протесты. Каждый считает правильным то, о чем ему говорят с детства. И если ваша дочь привыкла ходить в платке с головы до пят, то она откажется играть в футбол в шортах.

В тоже время, спорт неправильно персонифицировать. Ведь мусульманки не только в платках хотят выходить, но в идеале и в специальной форме, закрывающей тело. И, похоже, IFAB можно будет убедить разрешить хиджаб. У тех, кто попросил разрешить мусульманским футболисткам носить хиджаб, есть очень сильный аргумент. В мужском футболе играют Киву, Чех, десятки вратарей в кепках. Их головные уборы не вызывали споров. Разрешают надевать шапки, повязки на уши.  Разумеется, если регбийный шлем безопасен для игры в мужской футбол, то платок, который в принципе похож на обычную водолазную шапку по форме, тоже не повредит. В тоже время, в некоторых преимущественно мусульманских странах запрещено носить хиджаб в государственных и образовательных учреждениях. Значит, есть причины. И первая из них — очевидная демонстрация религиозной принадлежности накаляет обстановку. 

Впрочем, теология и религия – вечный спор. Вопрос только в одном: станет ли футбол лучше, если и в нем будут религиозно-политические дебаты? Думаю, что не станет. Поэтому лучше о насущном. Предложение четвертой замены, которую хотели делать, если дойдет до овертайма, тоже отклонили. Не самое умное решение, ведь часто в изнуряющих матчах дополнительное время проходит без ярких событий. А так одной заменой можно было бы хоть немного оживить игру. Заодно для серии пенальти приберечь свежего человека. Был на этой встрече и другой важный и чисто футбольный вопрос. Так называемое «тройное наказание».

Сейчас, если игрок обороняющейся команды нарушил правила в штрафной площади, арбитр назначает пенальти – первое наказание, может удалить футболиста – наказание второе, а потом тот же футболист получит дисквалификацию – третье наказание за одно нарушение правил. Даже за убийство не наказывают трижды. Вместе с тем, изменение – наказание только пенальти и желтой карточкой, позволит отдельным командам чаще нарушать правила в штрафной, когда вратарь хороший. Кроме того, если в штрафной площади защитник откровенно сломал нападающему ногу – ему тоже нельзя показать красную? Неудивительно, что дедушки из IFAB отложили рассмотрение данного несоответствия в правилах или на 2 июля – проведут внеочередное заседание, или на следующий год.

В статье упоминались:
Категория:
Комментарии
Только авторизированные пользователи могут оставлять комментарии. Если у Вас уже есть аккаунт - авторизуйтесь
Рейтинг БК
Перейти на сайт
Pari
Pari
Перейти на сайт
Перейти на сайт