Статьи
 

Эль Дуализм

15.06.2011, 11:00

Блогер «Соккер.ру» nalunet затрагивает сложный вопрос, рассказывая о дуализме на примере аргентинского футбола. Интересный взгляд на культуру южноамериканского народа, перенесшуюся на спорт номер «1» — в его материале.

Дуализм - это рассмотрение предмета, явления с двух различных точек зрения или выявление несопоставимых свойств.

Мир во всём его многообразии не ограничивается привычным кругом интересов. Стоит лишь поменять угол обзора, сдвинуться с привычных позиций, чтобы открыть для себя нечто новое, не менее интересное и увлекательное.

Классикой футбольного жанра является борьба противоположностей: оборона против атаки,  деньги против принципов, молодость против опыта…

Мы все смотрим футбол в предвкушении классических и не очень противостояний. Как, к примеру, классико «Барселона» – «Реал». Эль Классико!

Однако не только футбольная Европа достойна внимания, не только она событийно и сюжетно наполнена. Предлагаю перенестись за океан, в Аргентину, страну эмигрантов, где дух противопоставления и соперничества буквально витает в воздухе. На каждую силу там находится другая, на каждое слово есть диаметрально противоположные мнения. Мужское начало, выделенное артиклем «Эль», словно символ успешности и, к слову, часто употребляется в обиходе. Для потомков конкистадоров и последующего сонма амбициозных перебежчиков, проживающих в Аргентине, любая превосходная степень льстящая самолюбию — жизненно необходима.

Аргентина — интернациональная страна. Взаимодействие двух и более культур – это борьба и рождение нового одновременно. Так, смесь испанского с итальянским породила диалект «castellano», на котором говорят в Аргентине (испанский язык с примесью неаполитанского наречия). Если же отвлечься от фонетических хитросплетений и вернуться в футбольную плоскость, то мы поймём что аргентинский футбол – это гремучая смесь итальянского темперамента с пластикой испанского тореро.

«Дуэлизм»

Аргентинцу свойственна самовлюблённость – это заложено в характере. Они любят поговорить, не всегда придавая значение сказанным словам. Но при всей своей эмоциональности, отличаются от тех же бразильцев некоторой меланхолией…

"Для бразильцев все всегда «tudo bem», «все хорошо», а для нас наоборот: если что-то не ладится, значит все – дерьмо». Д. Марадона.

Межличностные противостояния — наверное, одна из главных черт аргентинского футбола, подводные течения и подоплёка которых отражаются как в распрях болельщиков, так и игроков, при том часто в рамках одного клуба и неоднократно в сборной.

Примеры? Долгое время в сборной шло открытое межличностное противостояние двух её лидеров — Пасареллы и Марадоны - с полагающимися заговорами, группировками. Пожар неприятия тлеет и по сей день. Или концептуальный антагонизм двух тренеров — чемпионов мира 1978-го и 1986-го — Менотти и Билардо соответственно, долгое время сопровождавшийся колкостями в адрес друг друга.

Или возьмём одну из лучших команд своего времени. «Бока Хуниорс» конца 90-х — начала 2000-х и неприятие друг друга одними из главных творцов её успеха: Рикельме и Дельгадо vs Палермо и Гише Скелотто. Это, однако, не помешало им вместе выиграть всё, что только возможно.

Сегодня они целуются, заверяя о дружбе, а завтра не хотят видеть друг друга. Ситуация типичная для аргентинского футбола, которая при всей своей «мыльности» изобилует драматизмом.

Вот ещё один пример, приведённый вкратце, а потому, возможно, трудный для быстрого восприятия. Марадона по-дружески поддерживает тренера сборной Альфио Басиле (выигравшего Олимпиаду-2008), потом сам же его подсиживает, из-за чего портит отношения с прежним любимчиком Рикельме. Ранее Марадона бьёт по рукам с президентом АФА (Аргентинская Футбольная Ассоциация) Хулио Грондоной, а после ссорится с ним на почве той же сборной, выплёскивая в интервью: «Грондона врал мне. Билардо предал меня». Тот самый Карлос Билардо, о котором Марадона ранее писал: «Я всегда буду благодарен Билардо – он горой стоял за меня, когда все от меня отвернулись...» Да, такие уж у них бушуют страсти!

Вообще, вопрос, касающийся Марадоны, особый. Марадона в Аргентине как бы не совсем человек, а нечто большее. Потому ему позволено многое, и постоянный «дуэлизм» — побочный эффект, связанный с его стремлением к божественно единоличному проявлению во всех аспектах бытия. Но это не уникальный случай. Такой подход свойственен многим аргентинским звёздам, каждый из которых мнит себя особенным. Просто уровень и размеры нимба над головой разные.

«Вся жизнь — игра»

В Аргентине болеют футболом, в нём же и воюют. Не зря фанатское движение «БарраБравос» называется дословно – боевые парни. С этими парнями боятся связываться, они порой покровительствуют звёздам, а если команда не выкладывается, вполне могут заявиться на базу и устроить «разбор полётов». Не это ли одна из причин того, что аргентинский чемпионат такой поджарый и залихватский?

А что творится на стадионах?! Культура боления по своему накалу и градусу эмоций, особенно в принципиальных противостояниях, как «Суперклассико» «Бока» «Ривер», оттеняет старушку Европу сочностью визуальных и акустических красок.

Даже по различным видео, которые легко найти в Интернете, можно немного предощутить атмосферу на «скачущей» «Бомбонере» (а стадион, действительно, вибрирует – спасибо местным строителям-недоучкам) или прочувствовать величественную мощь «Монументаля».

«Ривер Плейт» и «Бока Хуниорс» – две орбиты, вокруг которых вращалось и вращаются максимальное количество звёзд аргентинского футбола. От Ди Стефано до Франческолли, от Марадоны до Тевеза. По именам эти гранды переплюнут любую команду со всего южноамериканского континента. Не зря в «Символической сборной Южной Америки», составляемой уругвайским журналом «El País» с 1986 года, за всё время поприсутствовали 43 футболиста «Ривера» и 42 — «Боки». В то время как третья команда по этому показателю — бразильский «Сан-Паулу» — делегировала только 15 футболистов.

При таком звёздном статусе, количестве титулов ни «Ривер», ни «Бока» не могут похвастать гегемонией в чемпионате. «Эстудиантес», «Индепендьенте», «Расинг», «Велес Сарсфилд» и другие клубы на разных промежутках времени ведут борьбу за самые высокие места. Что в последние годы особенно заметно.

Двойственность аргентинского футбола отражена и в структуре проводимого чемпионата, который состоит из двух  самодостаточных турниров Апертура (Открытие) и Клаусура (Закрытие), проводимых в течение одного календарного года.

Да что там! Даже форма у сборной Аргентины полосатая!

Футбольная Аргентина не совсем обычная страна. Их идол нюхал кокс, дрался, сквернословил и не сильно от этого потускнел. Главное, что он привёл корабль к золоту. Здесь, в Аргентине, подаренная радость способна затмить все человеческие пороки. И, видимо, из-за такого отношения к звёздам, аргентинский футбол изобилует яркими, но весьма конфликтными личностями.

Ты можешь быть каким угодно засранцем, если это делает игру команды лучше – тебя примут. Аргентинский футбол – это театрализованная война. А на войне все средства уместны… вспомните руку Марадоны в четвертьфинальном матче с англичанами на Мундиале 1986 года. Теперь картина этого гола кажется вам символичнее? Да! Аргентинский футбол совмещает гений и злодейство, мастерство и непрофессионализм, обожание и ненависть. Поэтому он так ярок, поэтому он культовый. Но и, во многом, поэтому сборная растрачивает свой огромный потенциал во внутренних противоречиях. Словно вспыльчивый поэт кладёт на алтарь дуэли, свои нерождённые стихи.

| Автор: nalunet Фото: zimbio.com
В статье упоминались:
Категория: Заграница: мнение
Комментарии
Только авторизированные пользователи могут оставлять комментарии. Если у Вас уже есть аккаунт - авторизуйтесь
Рейтинг БК
Перейти на сайт
Pari
Pari
Перейти на сайт
Перейти на сайт